Лидеры Центральной Азии впервые встретятся в рамках официального саммита. Эксперты считают, что президенты пяти государств региона при желании смогут создать свой Союз, правда не все державы заинтересованы в таком объединении.

По инициативе президентов Казахстана и Узбекистана по предварительным данным 16 марта текущего года, в дни празднования Навруза, в Астане состоится первый саммит глав государств Центральной Азии под председательством лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева. Об этом сообщил «АП» источник в правительстве Таджикистана.

По мнению источника, предстоящий первый саммит лидеров региона сыграет ключевую роль в наращивании взаимоотношений между странами Центральной Азии и даст старт совместной реализации новых программ и проектов, отвечающих долгосрочным интересам всех государств региона.

«Наша республика с момента приобретения независимости всегда выступала за тесную интеграцию всех стран региона», - отметил источник и напомнил в связи с этим слова президента Эмомали Рахмона, которые он произнес в своем послании парламенту в прошлом году. «Таджикистан за весь период своей независимости выступает за укрепление отношений между народами региона на основе дружбы и взаимного доверия. Общность целей и задач, которые стоят перед нашими государствами, диктует необходимость создания в регионе благоприятного климата для свободного передвижения людей, беспрепятственного перемещения капиталов, инвестиций и трудовых ресурсов», - заявил, в частности, глава государства.

Поворотный год

Согласно прогнозам специалистов, 2018 год станет поворотным в области регионального сотрудничества для стран Центральной Азии. Для начала, их лидеры соберутся вместе впервые за более чем 10 лет, говорит казахстанский политолог Ерлан Карин, председатель Казахстанского совета по международным отношениям.

По его словам, в этом году сотрудничество между странами Центральной Азии будет развиваться во всех сферах, при этом оно будет развиваться в основном в двустороннем или трехстороннем формате.

«В 2017 году главы государств Центральной Азии стали чаще проводить двусторонние встречи. В текущем же году такая активизация может охватить весь регион в многостороннем формате. В 2018 году, как мы думаем, развитие сотрудничества между странами региона найдет новые форматы. Может, будет попытка вывести это на какой-то устойчивый формат», – говорит он.

Согласно прогнозам Всемирного банка, экономический рост в регионе в 2018 году усилится и достигнет 2,7%.

В настоящее время уже запланирован ряд официальных визитов и новых соглашений между лидерами стран Центральной Азии.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев сообщил о своем намерении посетить Таджикистан в начале весны. «Мы скоро подпишем ряд соглашений, восстановим единую энергосистему в Центральной Азии, введем в строй железную дорогу и обсудим ряд других вопросов», – сказал Мирзиёев.

Набирающие обороты после прихода к власти нынешнего президента Узбекистана интеграционные процессы в постсоветской Центральной Азии послужат развитию не только региона, но даже многих стран мира, говорит первый заместитель главы Центра стратегических исследований Сайфулло Сафаров.

По его словам, Москва, Пекин и Вашингтон не должны  опасаться, а должны с пониманием относиться к интеграционным процессам в ЦА.

Сафаров отметил, что страны региона возлагают большие надежды на саммит стран Центральной Азии в деле экономической, политической, культурной интеграции Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Казахстана и Кыргызстана.

Он  убежден, что ожидаемый саммит в Астане может заложить надежный фундамент для создания коллективной системы безопасности стран региона.

Идея не нова. Но будет ли исполнение?

По словам таджикского политолога Нурали Давлата, идея  создания центральноазиатского союза возникла в первой половине 90-х годов, но по ряду объективных и субъективных причин она осталась несбыточной мечтой.

- Одна из самых главных причин заключалась в том, что после распада СССР большинство бывших коммунистических руководителей среднеазиатских республик решили основать  монархические династии, - говорит он. - В результате этой политики все свои обещания о создании коммунистического рая на земле они предали забвению, и вопрос повышения уровня благосостояния народов в условиях непонятно, то ли капитализма, то ли неофеодализма отпал сам собой.

Далее, отмечает эксперт, возникли противоречия на уровне лидеров новых независимых государств Центральной Азии. 

- Например, туркменский президент Сапармурат Ниязов стал дистанцироваться от стран Центральной Азии и к 1995 году объявил о нейтралитете своего государства, хотя к тому времени поддерживал тесные отношения с талибами, - отмечает Нурали Давлат.

Что касается Таджикистана, после распада СССР многие политические деятели были убеждены в том, что центральноазиатский союз - это союз тюркских республик, в котором права таджиков будут ущемляться.

- Сегодня ни региональные, ни мировые державы не заинтересованы в объединении стран региона, которые имеют огромные углеводородные и гидроэнергетические ресурсы, – считает Нурали Давлат. - С другой стороны, Центральной Азия, где проживают десятки миллионов человек, может стать привлекательным рынком для современных империалистических держав – США, КНР.

Он считает, что Россия, как и в 19-м веке, хочет сохранить статус-кво и доминировать в Центральной Азии, в Кремле еще не забыли, что этот регион более ста лет фактически был ее вотчиной.

Белый дом хочет отколоть регион от России и ввести в круг исламских государств, которые пляшут под дудку Вашингтона.

При этом Давлат отметил, что создание центральноазиатского союза возможно. Примеров в истории достаточно. Один из самых ярких - создание европейского Общего рынка, который постепенно трансформировался в Европейский союз.

А в далекой перспективе по инициативе нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в регионе может быть создано Содружество государств ЦА - подобие Евросоюза, считает таджикский ученый и журналист Ибрагим Усманов.

Следите за нашими новостями в Telegram, подписывайтесь на наш канал по ссылке https://t.me/asiaplus