Памир всегда принадлежал Таджикистану, и этот бренд мог бы принести неплохие дивиденды стране…

НИКОГДА не забуду слова французского старика-туриста, который года три тому назад со своей старушкой в переполненном маршрутном джипе ехал с нами, обычными пассажирами, из Душанбе в Хорог:

- За свою жизнь увидели почти полсвета. Однако побывать в горах Памира было мечтой нашей жизни. Этот горный край, не знаю почему, словно магнит, все время притягивал нас к себе. К сожалению, в советское время попасть на Памир не было возможности…  А теперь можно умереть со спокойной душой…

В Интернете можно отыскать множество сайтов, блогов и форумов, где туристы, побывавшие на таджикском Памире, делятся своими впечатлениями о невероятной энергии памирских гор.

Путешествие на Памир – это путешествие в легенду. Для любителей экзотики - незабываемые природные красоты, самобытный уклад жизни памирцев, их богатые  вековые обычаи и традиции.

Своим шведским и французским гостям я  как-то в обычном памирском «чиде» (доме) организовал ужин с участием народного певца Акбара Рахматшоева. Он играл на рубабе, пел и одновременно танцевал с гостями, и этим пленил всех.

Потом я еще в течение года получал от них письма следующего содержания: «…Сегодня мы опять целый день слушали Акбара…»

XXI век – век Памира?

ЖИТЕЛИ Памира, в силу географического расположения на пути  Великого шелкового пути, с давних времен имели контакт с людьми разных национальностей, которые бывали в здешних местах. Такое общение  с иностранцами обогатило культуру и быт горцев.

Возможно, поэтому у памирцев сильно развито чувство толерантности.

Народы, населяющие Памир, как правило, гостеприимны, стараются не враждовать с другими, быстро изучают иностранные языки, а также уважают традиции других народов. Теперь, когда число туристов на Памир увеличивается с каждым годом, местные жители понимают выгоду, которую они могут получить от туризма, от делового общения.

«XXI век – век  Бадахшана,  век открытия тайн этого высокогорного края». Безусловно, когда президент Таджикистана Эмомали Рахмон произнес эти слова, он также имел в виду огромные возможности края в сфере туризма. 

Главной директивой по развитию туризма на Памире является Постановление правительства «Об утверждении Государственной программы развития туризма на период 2010–2014 годов». Однако из 25 запланированных мероприятий многие еще остались на бумаге.

- ГБАО медленно, но уверенно вступает в туристический бизнес, - заявляет председатель области Кодири Косим. - В области постепенно начинает формироваться туристическая инфраструктура. Памирская экологическая и культурная туристическая ассоциация объединяет уже 12 зарегистрированных туристических операторов. Если десять лет тому назад на Памире была только одна гостиница, то теперь их 24. А туристических фирм уже около двадцати. Постоянно действуют 3 санатория, более 50 гостевых домов и различного рода объектов общественного питания. Это, конечно, все еще мало, но отрадно.

По мнению председателя области, главным успехом стало включение Национального парка Таджикистана - “Горы Памира” в список культурного мирового наследия и особо охраняемых объектов под эгидой ООН, чего таджикские власти добивались около 10 лет.  В “Горы Памира” включены Сарезское озеро, пик Исмоили Сомони, Дарвазский, Ванчский, Язгулямский районы ГБАО, что в будущем может привлечь огромное число туристов.

История и современность

ПЕРВЫЕ посетители Памира – буддийский паломник Сюань Цзян (VII–VIII вв.), позже венецианский путешественник и торговец Марко Поло (XIII в.), – вступив на памирскую землю, были восхищены невероятной красотой горного края.

Позже (в 1838 году) британец Джон Вуд, побывав на озере Зоркуль, пришел в неописуемый восторг. Увидев гладь озера, похожую на луну среди высочайших гор, он от изумления воскликнул: “Виктория!” (Виктория в то время была королевой Англии). А таких красивых высокогорных озер с редчайшим биоразнообразием на Памире немало: Каракуль, Яшилькуль, Рангкуль, Сарезкуль, Шуркуль, Друмкуль...

Туризм в Таджикистане - относительно молодое направление.

Первая туристическая структура – республиканский Совет по туризму и экскурсиям – была создана только в 1960 году под эгидой профсоюзов. Памирский филиал вышеназванного совета - “Бюро путешествий и экскурсий” - открылся 1 июля 1984 года. Он занимался преимущественно отправкой советских граждан из ГБАО в братские республики, но зарубежных туристов не принимал.

В 1992 году появилась первая частная туристическая фирма - “Памир Силк Травел”, организующая горно-спортивные, этнографические, историко-познавательные и экологические туры по Памиру.

Сегодня отрасль туризма в ГБАО, как и по всей стране, курируется Управлением по делам молодежи, спорта и туризма, подчинённым одноименному республиканскому комитету, который    вырабатывает единую государственную политику в сфере туризма.

Данное управление курирует три самые важные отрасли в стране: молодежную политику, спорт и туризм. Как видно, слово «туризм» в названии находится на последнем месте.

Это управление в ГБАО имеет свои отделения во всех районах области. При этом вопросами туризма на областном уровне занимается только один ведущий специалист.

Очевидно, что один человек просто физически не может контролировать ситуацию с туризмом по всей области, анализировать поступающую информацию, разрабатывать новые  предложения.

Во многих странах со сходными с Таджикистаном климатическими и природными условиями  давно созданы отдельные министерства или госкомитеты по развитию туризма…

Туристы не едут из-за инфраструктуры и недоброжелательности

СОСТОЯТЕЛЬНЫЙ турист не спешит к памирским горам из-за слабой туристической  инфраструктуры. В настоящее время Памир посещают люди, предпочитающие экологический туризм - «рюкзачники» (backpacks), которые совершают свое путешествие на автомобилях, велосипедах, мотоциклах, на лошадях, яках или просто пешком. Каждый такой турист, по подсчетам специалистов, оставляет в местной казне до 500$.

По данным Главного управления статистического агентства при президенте РТ по ГБАО, в прошлом году край посетили 744 человека. С мая по настоящее время, по информации вышеназванного органа, ГБАО посетили более 2500 туристов. Многие с недоверием относятся к этим данным. Так как официальная статистика учитывает лишь тех туристов, которые прошли регистрацию  в ПЭКТА.

Нет сведений о тех туристах, которые прибывают на Памир через республиканские туристические фирмы, Казахстан, Кыргызстан, Россию, а также международные организации, функционирующие в республике.

По утверждению председателя ПЭКТА Асадшо Зоолшоева, из-за неправильных  статданных и отсутствия базы данных становится трудно запланировать точные планы и мероприятия по сегментации рынка, анализу отрасли и прогнозированию туризма на Памире. 

По мнению Зоолшоева, в регионе еще не осознана роль туристической отрасли как рынка. Он считает, что среди субъектов туристической деятельности отсутствует постоянная нормальная координация и будущее развитие данного бизнеса требует усилий местной власти, бизнес-структур, а также третьего сектора.

Во многих случаях мешают старые стереотипы, что всякий ходящий с рюкзаком по горам либо «шпион», либо «террорист» или «контрабандист» с украденными драгоценными камнями в рюкзаке, или «охотник» за «государственными секретами». Грубое обращение с туристами, превышение полномочий правоохранительными и силовыми структурами, а также работниками заповедных зон и национального парка, некомпетентность, даже коррумпированность некоторых сотрудников данных структур влечет за собой ослабление имиджа Таджикистана на туристическом рынке. Например, многие владельцы гостевых домов и гостиниц в районах ГБАО жалуются на действия сотрудников МВД и ГКНБ,  которые нередко требуют у владельцев этих заведений информацию о приезде туристов, их личности, часто задерживают туристов, проверяя документы, задают неуместные вопросы.

Шурабадский КПП очень часто создает проблемы для туристов с въездом на территорию ГБАО. А егеря Зоркулского заповедника и Национального парка не допускают туристов на территорию, хотя они имеют все виды разрешения и документацию об уплате всех видов пошлин и налогов.

По информации Зоолшоева, в прошлом году древнейшая и знаменитейшая крепость Ках-Каха в Ишкашимском районе была превращена в наблюдательный пункт, и туристов не стали допускать к ней.

Некоторые жители Мургабского района не разрешают туристам посетить древнейшие могильники, имеющие историческую и высокую туристическую ценность. Все это, по мнению председателя ПЭКТА, негативно влияет на сохранение исторического наследия и  отношение туристов к стране.

Бренд Памира должен возрождаться

В 1995 году в Худжанде я увидел минеральную воду узбекского производства, на этикетке было написано: «Эта вода взята у ледников Памира…» Тогда я недоумевал, как могло  узбекское предприятие получить воду с памирских ледников, не имея там даже границы. Позже я понял, что узбекские производители бутилированной воды просто умело воспользовались брендом Памира.

Бренд Памира является собственностью Таджикистана, но сегодня им широко пользуются в соседней Киргизии, Пакистане и Афганистане. В Таджикистане же в последнее время почему-то чаще упоминается «Бадахшан», нежели «Памир». Хотя Памир более знаком и, кажется, намного роднее.  

Во многих бадахшанских провинциях Афганистана, где совсем недавно были открыты автодороги, появились очень популярные  мотоциклы-такси «Памир». Афганцами открыта в США, Канаде, Европе сеть ресторанов «Памир», популярна афганская авиакомпания «Памир». Есть даже афганский рис, который также назван «Памир». Загляните в Интернет или просто посмотрите телевизионные каналы названных стран, и вы увидите, насколько умело используется этот бренд. Не нами…