Рыбы в водоемах Согдийской области с каждым годом меньше, а цена на нее все выше. Предприятия, имеющие монопольное право на ловлю рыб, фактически реализуют всю продукцию через посредников по рыночным ценам, а для развития рыбной промышленности ничего не делается. 

В 2010 году экологи Согдийской области выступили с инициативой ввести трехлетний запрет на ловлю сазана. Причины такого решения в Согдийском комитете охраны окружающей среды объяснили истощением запасов этого вида рыбы в реке Сырдарье и Кайраккумском водохранилище.

Факторы, способствующие исчезновению этой рыбы, разные. В первую очередь это каскад ГЭС, которые преградили пути их миграции на нерестилища, работа насосных станций, изменение гидрологического режима самих водоемов, обмеление и браконьерство.

Ежегодно во время ирригационного периода из Кайраккумского водохранилища резко сбрасывается огромный объем воды. В результате понижается уровень воды в мелких озерах и полностью высыхают коллекторы, расположенные вдоль Сырдарьи. В них скапливается огромное количество молодой рыбы, и она погибает.

Операции по спасению рыб проводились еще в начале 70-х годов прошлого века в зоне Фархадского водохранилища, построенного между Таджикистаном и Узбекистаном в 1947 году. Со временем заиление Фархадского водохранилища привело к его обмелению, и рыбные запасы в нем истощились, а место для нереста рыб Фархадского водохранилища под названием "Голубой залив" было практически заилено и осушено и сегодня используется под рисовые поля. В 80-х годах спасательные работы уже начали проводить и в низовьях Кайраккумского водохранилища, а средства на эти мероприятия выделялись из бюджета страны. Последний раз бюджетные средства на частичное спасение рыб выделялись в 2000 году.

Мониторинг, проведенный Управлением охраны окружающей среды Согдийской области, показал, что 90 процентов ежегодно погибающей рыбы - это именно сазан. Но гибнут и те виды рыб, которые уже давно занесены в таджикскую Красную книгу. Четыре редких вида рыб, а именно сырдарьинский лжелопатонос, большой амударьинский лжелопатонос, аральский усач и жерех усач уже занесены в Красную книгу Таджикистана. На очереди стоят еще восемь других видов. По словам специалистов, рыбам нужна стабильность именно в период размножения. В нашей области это с 1 апреля по 15 июня. Это главный фактор, который способствует пополнению рыбных запасов.

Последним сохранившимся нерестилищем рыб является озеро Борисовка, расположенное в верховьях Кайраккумского водохранилища, на территории Канибадамского района. Это озеро полностью окружено тугайными лесами, которые появились в 60-х годах прошлого столетия в результате строительства Кайраккумского водохранилища. Как говорят члены Общества охотников и рыболовов, это озеро является естественным роддомом для рыб. Однако, по словам специалистов, ежегодно и в этом озере также погибают десятки миллионов мальков. Причина простая: когда поднимается уровень воды, территория тугайных лесов тоже уходит под воду, и рыба свободно проникает на территорию озера Борисовка, чтобы сбросить икру. Однако из-за резкого снижения уровня водохранилища, во время ирригационного периода, рыбы фактически остаются блокированными. В советское время к озеру вели несколько каналов, которые служили проходом для рыб, однако все они уже давно заилены. В годы независимости Таджикистана последний раз один из каналов очищался более 12 лет назад.  По словам руководителя Общества рыболовов и охотников Мурода Джураева, после того как уровень воды снижается, воды в озере Борисовка становится очень мало, и вследствие воздействия солнца состав воды нарушается. «Мы сами неоднократно проводили видеосъемку, как в этот период огромное количество мелкой рыбы там погибало, - говорит он. - Если в советское время в этой местности водилось более 20 видов рыб, сегодня их осталось порядка 10 разновидностей». Джураев также отметил, что на сегодня при помощи общественной организации «Молодежная группа по защите окружающей среды» один из каналов озера очищен, и у рыб теперь появился шанс вовремя покинуть озеро. «Это большой прогресс, но этого далеко не достаточно, - говорит Джураев. - Необходимо очистить все старые каналы, чтобы вода постоянно циркулировала в озере, тем самым обеспечив круглогодичный стабильный уровень воды». По его словам, это поможет значительно увеличить количество рыбы, что в конечном итоге положительно скажется на ситуации не только в Кайраккумском водохранилище, но и по всей Сырдарье. Специалист отметил, что очищенный канал будет служить около восьми лет, и если найти дополнительные средства для очистки оставшихся каналов, объем рыбы в водохранилище будет увеличиваться без каких-либо дополнительных усилий.

Искусственным размножением рыб в Согдийской области занимается только акционерное общества "Сугдмохи". Однако в среднем они сбрасывают в водохранилище, да еще и не каждый год, порядка 300-400 тысяч мальков, что в сотни раз меньше, чем количество рыбы, ежегодно погибающей вследствие заиления каналов. Вся эта работа ведется за счет внутренних резервов предприятия. В увеличении объема рыбы в водохранилище в первую очередь заинтересовано именно общество «Сугдмохи», которое имеет монопольное право на ловлю. По словам экологов, именно это предприятие и должно привлекать средства и силы для сохранения мест нереста рыб, наподобие озера Борисовка.

В настоящий момент реальный спрос на живую рыбу в Республике Таджикистан превышает 30 тыс. тонн. С учетом средней цены реализации, 15-20 сомони за 1кг, потенциальная емкость этого рынка составляется 500 млн сомони. При этом рабочими местами при развитии прудового рыбоводства согласно предложенной концепции уже в новых объемах позволит трудоустроить более 10 тыс. человек. Местные бюджеты в результате получат доход не менее 50 млн сомони.

Живая рыба на прилавках нашего магазина …

СВОЕ мнение о развитии рыбного хозяйства высказал постоянный эксперт «AП», экономист Хасан Абдухаликов.

«Помню своё детство в период Советского Союза, в ближайший продуктовый магазин, рядом с нашим домом, привозили живую рыбу для продажи населению. При этом полное корыто рыбы продавалось практически за считанные минуты. Люди охотно покупали свежую, живую рыбу, притом что на прилавках этого же магазина были различные виды копченной и прочей рыбы. Как мне потом рассказал отец, эта рыба была выловлена в Кайраккумском водохранилища, и поэтому рыба доходила до точки продажи практический живой в специально оборудованных машинах, называемых рыбовозами, на которых была надпись «Живая рыба». Когда вспоминаю своё счастливое детство, мне иногда приходят мысли по поводу восстановления сети продажи живой рыбы в крупных населенных пунктах нашей республики. Но для обеспечения всей страны живой рыбой необходимо организовать массовое производство и выращивание озёрной и прудовой рыбы не только в Кайраккумском водохранилище, но и в других искусственных водоемах по всей стране.

Помимо Кайраккумского рыбхоза по всей Республике Таджикистан действовало ещё 9 других рыбхозов, таких как Чубекский, Куйбышевский, Джиликульский, Дустийский, Кафирниганский, Пенджикентский. В этих рыбхозах вылавливалось до 3900 тонн живой рыбы, которая без особой обработки продавалась населению страны. После распада Советского Союза и последовавшего ухода большого количества специалистов и гражданской войны в нашей республике эти хозяйства пришли в упадок, а объемы легально выловленной рыбы сократились многократно, тогда как население нашей страны за этот период практически в 2 раза выросло, цена на свежую рыбу превысила цену на говядину. Вдобавок ко всему этому по религиозным причинам спрос на свежую рыбу стал гораздо выше, чем в советские времена. В результате всего этого живая рыба стала доступна только для обеспеченных людей. За последние 13 лет цена на говядину выросла больше, чем на любой другой вид товаров народного потребления, а цена на живую рыбу превысила даже эту цену. 

В Кайраккумском водохранилище в связи с нарушением режима регулирования стока реки Сырдарьи и повышением уровня загрязнения речного бассейна сельскохозяйственными ядохимикатами и минеральными удобрениями запасы рыбы с каждым годом снижаются. Поэтому рыбхоз Кайраккума не может увеличить объемы вылова свежей рыбы, так как это чревато ещё худшими последствиями для самой рыбы в этом водоеме.       

Когда я собирал информацию перед написанием этой статьи, мне попалась утвержденная Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 декабря 2001 года №551 «Концепция по рациональному использованию и охране водных ресурсов в Республике Таджикистан». В пункте 2.9 этой Концепции сказано следующее:

«Природно-климатические условия и наличие огромного водного фонда в республике позволяют заниматься производством рыбы. Необходимо восстановить имеющееся прудовое хозяйство мощностью до 4-4,5 тыс. тонн рыбы в год и разработать схему размещения новых прудовых хозяйств. Хорошим подспорьем должно стать мелкопрудовое рыбоводство сельских жителей, а также зарыбление озер, водохранилищ, рек, других естественных и искусственных водоемов. Необходимо восстановить группу по ихтиологическим исследованиям в Институте зоологии и паразитологии с целью изучения и научного обоснования породного состава для зарыбления естественных водоемов, а также интенсификации и повышения продуктивности прудового рыбного хозяйства и внедрения садкового рыбоводства. Необходимо решить вопросы кормовой базы, организации племенной работы, производства посадочного материала, видового контроля и ветеринарии». 

Прочитав этот абзац, я пришел к выводу, что мне практический нечего добавить, но передо мной возник другой вопрос: что сделало правительство нашей страны для реализации этой концепции за прошедшие 13 лет? Ответ может быть только один - практически ничего.

В настоящий момент реальный спрос на живую рыбу в Республике Таджикистан превышает 30 тыс. тонн. С учетом средней цены реализации, 15-20 сомони за 1кг, потенциальная емкость этого рынка составляется 500 млн сомони. При этом рабочими местами при развитии прудового рыбоводства согласно предложенной концепции уже в новых объемах позволит трудоустроить более 10 тыс. человек. Местные бюджеты в результате получат доход не менее 50 млн сомони. Необходимо  отметить, что для организации малых рыбоводческих хозяйств не требуется больших капитальных затрат, так как используемая вода из артезианских скважин может быть использована для орошения земель на которых будут выращиваться корма для прудовой рыбы. Согласно практическим данным функционирующих рыбхозов в различных странах мира расход кормов на 1 кг выращенной свежей рыбы составляет от 3,3 до 5 кг. В этот рацион в основном входят пшеница, ячмень, овёс и т.д. Для организации малых рыбоводческих хозяйств необходимы, как было указано выше, подготовленные кадры. Отметим, что такое рыбоводство бурно развивается даже в таких странах, которые находятся на побережье морей и океанов, к числу таких стран относятся Южная Корея, Япония, Китай и др. 

При использовании артезианской воды средняя температура воды в этих водоемах может составить более +15 0 С, так как средняя температура воды в скважине превышает +18 0 С. Эта температура воды в водоемах позволяет организовать круглогодичный цикл выращивания рыбы. Одной из особенностей выращивания рыбы в искусственных водоемах является то, что вода должна быть всегда чистой, а это условие может быть выполнено при использовании артезианской воды. При этом отходы жизнедеятельности рыб будут оседать и накапливаться на дне водоемов и могут быть использованы в качестве биоудобрений на полях, где будут выращиваться корма для рыб.  

Для того чтобы всё это действительно реализовалось, правительству нашей страны необходимо перейти от громких и красивых слов к реальным делам, так как хорошо написанная Концепция хороша только тогда, когда ее реализовывают и достигают успеха, а не перепечатывают путем изменения номера и даты издания. В связи с этим я, как активный гражданин, прошу всех заинтересованных лиц и государственных чиновников обратить внимание на эту проблему, так как данная отрасль действительно может быть высокорентабельной, помимо того, что у нас на столе иногда будут появляться блюда из свежевыловленной рыбы.

Анекдот в тему:

В тюремной камере спрашивают новичка:

- За что попал?

- За браконьерство.

- Сколько влепили?

- Пятнадцать лет.

- Ты что, мужик, кто ж за это дает "пятнашку"?

- Да рыбу я глушил,- объясняет тот.- Закинул динамит, он ка-ак

шарахнет. Всплыло три леща и двенадцать водолазов