В начале 90-х по Таджикистану прошла волна приватизации госпредприятий. Целью этой акции была постановка на рыночные рельсы производств, но, как оказалось, большинство из них так и не заработали, постепенно превратившись в склады, мелкие цеха и даже развалины.

По официальной статистике, промышленный комплекс столицы работает и даже развивается. А как обстоят дела на деле?

Мы проехали по столице и посетили некогда самые большие и известные производства. 

Душанбе когда-то считался одним из развитых промышленных центров СССР.

В конце прошлого века в столице Таджикистана работало более 90 крупных предприятий, на каждом из которых трудилось до 3 тысяч человек.

Среди самых крупных: текстильный, шёлковый, мясоконсервный, цементный комбинаты, заводы "Душанбесельмаш", "Таджиктекстильмаш", кабельный, бытовых холодильников, авторемонтный, торгового машиностроения. Многие предприятия, особенно лёгкой и пищевой промышленности, работали исключительно на местном сырье. 

Сейчас официально столичный промкомплекс включает 230 предприятий промышленности различных форм собственности, где занято всего около 19 тысяч жителей столицы. 

Раз уж мы заговорили о столичных промпредприятиях, то и экскурсию предлагаем начать с юго-западной, когда-то самой промышленной части столицы. 

Так, бывший Душанбинский завод холодильников «Памир» когда-то являлся гордостью республики. Это было одно из крупнейших предприятий страны, выпускавшее известные не только в СССР, но и за его пределами холодильники «Памир». 

Сейчас обширная территория пустует, а заброшенные и разваленные цеха привлекают лишь диггеров — любителей исследовать развалины и подземелья, иногда это место используется любителями пейнтбола.


Напротив завода «Памир» был расположен не менее знаменитый Арматурный завод им. С.Орджоникидзе. Завод, производивший чугунное литье, арматуру, был основан в 1933 году.

По данным Минпрома и новых технологий РТ, в 2004 году предприятие было приватизировано, с 2007 года занималось выпуском дверей и металлоконструкций, который со временем был прекращен. Сейчас один корпус завода занимает предприятие по производству безалкогольных напитков компании Coca-Cola. 


Другие корпуса еще ждут своей очереди, «красуясь» разбитыми окнами. Центральная часть предприятия, где когда-то была заводская проходная, оказалась пустующей.


На еще одном участке ведутся строительные работы, и здесь китайские предприниматели занимаются производством арматуры. 


Кстати, несколько месяцев назад власти столицы заявляли о закрытии двух частных арматурных цехов на этой территории из-за нанесения ущерба экологии и выведении их за пределы города.

Такая же ситуация с кустарным производством арматуры и на некогда также известном предприятии «Точиквторчермет», где мы увидели груды собранного металлолома и десяток китайских рабочих в задымленном цеху. 

Такая же ситуация была и на территории домостроительного комбината (ДСК-2) и бывшего ремонтно-экскаваторного завода на улице Борбада. По словам жителей этого района, по вечерам им не дают покоя шум и выброс наружу черного дыма со специфическим запахом.


Чуть дальше, на улице Р.Набиева, когда-то располагались авторемзавод (АРЗ-1) и «Таджиккабель» - предприятие по производству кабельных изделий. Теперь здесь «поселились» частные охранные организации, фирмы по изготовлению окон и дверей и по продаже недвижимости.


Если пересечь частный сектор по узким улочкам, то можно выйти на реконструируемую улицу Дж.Расулова, где расположен бывший столичный опытный авторемзавод (ДОАРЗ-5). Сегодня территория бывшего завода отдана коммерсантам. Все три этажа заводоуправления занимают частная лечебно-диагностическая клиника «Олами тиб» и несколько мелких фирм и магазинов автошин и запчастей. На территории расположены автомастерские, цеха по изготовлению окон и дверей из дерева и металлопластика. 


Большая часть территории авторемзавода давно уже превратилась в ремонтно-перевалочную базу большегрузных авто, или, как принято сейчас называть, «транспортно-логистический комплекс».


 

Перемещаемся в другую часть столицы и следуем по проспекту С.Шерози. «Текстилькомбинат». И только название автобусной остановки говорит о трудовом прошлом этого района. Да и то как-то уже неубедительно. Сейчас население знает это предприятие как «центр» пошива и продажи школьной формы. Далее, на улице Айни, расположен бывший завод «Текстильмаш», ныне ГУП «Коргохи мошинсози» (Машиностроительное производство). Здание бывшего заводоуправления сейчас занимает филиал исследовательского технологического университета МИСиС. Сам завод выпускает продукцию для различных отраслей экономики, но производственные мощности предприятия используются не полностью, отчасти из-за отсутствия надежного рынка сбыта продукции.


Когда-то знаменитое столичное предприятие «Таджикатлас» славилось своей продукцией не только в Таджикистане, но и за его пределами. Менялись собственники… Сейчас предприятие практически не функционирует и даже стало предметом судебных тяжб. 


И уже мало кто помнит, что на улице Н.Хувайдуллоева когда-то располагался бывший завод "Элто" при НИИ «Фонон», который работал в области разработки и изготовления пьезоэлектронных приборов стабилизации частоты – кварцевых генераторов и резонаторов. Этот НИИ являлся головным научно-исследовательским институтом научно-производственного объединения в СССР. После обретения независимости здесь была налажена сборка телевизоров, которые представлялись на различных республиканских мероприятиях и выставках. От самого завода остался лишь дух. Сейчас производственное здание находится в аварийном состоянии. Другая часть территории завода приватизирована предпринимателями, занимающимися изготовлением различных металлоконструкций. 


В районе автовокзала когда-то был столичный консервный комбинат, сейчас он переименован в ООО «Шарбатхо». Данное предприятие было образовано в середине прошлого века. В советское время здесь за сезон выпускалось 6 млн условных банок продукции. Душанбинцы постарше еще помнят, как очередь грузовиков с овощами и фруктами тянулась на сотни метров от ворот этого предприятия. В сезон работа здесь кипела в три смены. Сейчас и за воротами, и в цехах – полная тишина.

Вместо резюме

Недавно один из белорусских коллег-журналистов, приехавший в нашу столицу, по поводу функционирования промпредприятий заметил: «Не думайте, что в Белоруссии за годы независимости создано большое количество новых заводов и фабрик. Мы просто смогли сберечь и реанимировать то, что у нас было. А здесь, как видно, этого не произошло. Новое не построили, а старое не сберегли».

…А пока Душанбе остается без крупных производств, но зато с постоянно дымящим и загрязняющим атмосферу китайским кустарным производством непонятно чего…