Нацбанк Таджикистана решил бороться со спекуляцией на валютном рынке, закрыв все пункты обмена валют. Согласно новым правилам все валютные операции, в том числе купля-продажа иностранной валюты, будут проводиться в банках и их филиалах.  

Нацбанк дошел до точек

КАК сообщается в официальном заявлении Нацбанка, в третьей декаде ноября ситуация на наличном рынке купли-продажи доллара США стала более нестабильной и по сравнению с предыдущим месяцем в несколько раз увеличилась динамика изменения наличного курса.

По данным Нацбанка, отдельные работники пунктов обмена валют, злоупотребив данной ситуацией и используя все возможные средства, специально повысили курс доллара США. Сотрудника банка и прокуратуры провели рейды по пунктам обмена валют. Результатом рейдов стало задержание шести работников пунктов обмена валют МДО «Васлат», МДО «Азизи молия», МДО «Вориси замон» и ОАО «Точиксодиротбанк» в г. Душанбе.

Было установлено, что эти сотрудники хранили в своих кассах большой объем денежных средств в национальной и иностранной валютах, в несколько раз превышающий подотчетные средства, и занимались незаконной куплей-продажей валюты.

Именно подобные противоправные действия и безответственность работников пунктов обмена валют заставили Нацбанк принять решение о ликвидации этих обменных пунктов и принять инструкцию №211, которая поставит точку в деятельности всех обменников в стране.

Согласно требованиям Инструкции, которая вступит в силу после официального опубликования, операции по купле-продаже иностранной валюты будут осуществляться только в кассах центров банковского обслуживания, филиалах и головных офисах кредитных организаций. Также в течение трех месяцев обменные операции будут производиться через пункты денежных переводов, расположенные в кредитных организациях, кроме пунктов перевода денег, которые находятся вне этих учреждений.

Согласно инструкции отныне, как и во многих странах мира, население сможет приобретать инвалюту, предъявив паспорт и получив официальную квитанцию. Причем если сумма приобретаемой валюты будет эквивалента менее 14 тыс. сомони, паспорт не потребуется. Во всех случаях нам не потребуется аргументировать приобретение валюты.

Нацбанк предупредил, что проведение обмена валюты в других местах будет считаться нарушением закона и к уголовной и административной ответственности с конфискацией денежных средств будут привлекаться и продавец, и покупатель.

Регулятор также призывал население не поддаваться панике и не обменивать свои средства поспешно, соглашаясь на любые предложенные спекулянтами обменные курсы.

Там же заверили, что реализуемые срочные меры при поддержке жителей страны могут изменить текущее состояние наличного рынка, а также восстановить устойчивость курса национальной валюты.  

Сотрудники-«дестабилизаторы»

1 ДЕКАБРЯ пресс-служба НБТ сообщила уже о 22 сотрудниках обменных пунктов, действия которых стали причиной дестабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке. В отношении них применены исправительные меры.

В ходе проверок, проведенных совместной оперативной группой НБТ и Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией, в деятельности обменных пунктов ОАО «Точиксодиротбанк», ЗАО «Точпромбанк», ОАО «Сохибкорбанк» и МДО «Васлат» выявлены случаи нарушения требований законодательства по обмену иностранной валюты, в частности недостача и излишек денежных средств, отсутствие журнала регистрации купли-продажи валюты, самовольное установление курса валюты, отсутствие книги регистрации проверок головного офиса банка, несоответствие табло покупки-продажи валют распоряжению головного офиса банка.

«Из-за бесконтрольности и плохой организации работы пунктов обмена валют наложен штраф на владельцев обменных пунктов: ОАО «Тоджиксодиротбанк» [оштрафован] на 100 тысяч сомони, ООО МДО «Васлат», ООО МДО «Азизи молия» и ООО МДО «Вориси замон» - каждый на 60 тысяч сомони», - сообщила пресс-служба НБТ.

Нацбанк также рекомендовал кредитным организациям до поступления дополнительных указаний не принимать на работу служащих обменных пунктов, которые нарушили требования законодательства.

Кстати, о сотрудниках обменных пунктов – судя по всему, большинство из них останутся безработными. На начало ноября 2015 года по стране действовало 1473 обменных пункта. До первой попытки в апреле взять работу обменников под контроль, когда частные пункты обмена валют перешли в структуру кредитных организаций, их было на 120 больше. Трудоустроить 1,5 тыс. человек вряд ли будет возможно, тем более что по стране у нас всего насчитывается 274 кредитных учреждения с 349 филиалами.  

Место займут барсеточники

ТАДЖИКСКИЕ экономисты делают неутешительные прогнозы: по их оценкам, мало того что нам грозит расцвет черного рынка, так еще и ожидается новый рост цен на импортируемые товары первой необходимости – муку, масло, сахар, ГСМ.

Экономист Искандар Имонов считает, что предпринимаемые НБТ меры могут вернуть Таджикистан в 90-е годы, когда будут параллельно существовать два валютных рынка – государственный, к которому будут иметь доступ избранные источники, и «черный», который будет действовать подпольно на рынках и в домах. «Крышевать» рынок, по классике жанра, будут силовые структуры, которые будут получать свою долю от работы «черного» рынка.

«Я сомневаюсь, что у правительства будет достаточно ресурсов для того, чтобы контролировать силовиков, так как это представляет собой лакомый кусочек для обогащения», - говорит эксперт.

Аксиома, понятная всем, считает другой эксперт, включая, наверное, и руководство НБТ, учитывая, что там сейчас собралась сильная команда технократов. Она заключается в том, что мерами финансовых репрессий и ужесточения валютного контроля внутренний валютный рынок стабилизировать просто невозможно.

«Бизнесу нужна валюта для финансирования импорта, хотя бы основных продуктов питания, ГСМ, строительных материалов и прочего. Еще можно было бы понять, если бы у нас было хоть какое-то внутреннее производство, но и его нет в связи с, мягко говоря, неблагоприятной и непредсказуемой инвестиционной и налоговой политикой. При такой зависимости от импорта фактическое замораживание валютного рынка приведет к еще более высокому разрыву между официальным и рыночным курсами и расцвету черного рынка. Снова появятся барсеточники, обмен «своим» на квартирах по знакомым и прочее. В результате издержки бизнеса и клиентов вырастут в связи с рисками, а значит, черный курс подскочит еще выше, чем если бы процесс девальвации был бы прозрачным, более плавным и легальным, - считает экономист. - Уверен, что имеет место снова политическое давление держать курс любой ценой. Очередной рост курса является продолжением тренда нынешнего года».

О необходимости девальвировать сомони говорит также экономист Нозим Ишанкулов. Он упоминает о новых правилах, когда Нацбанк разрешил кредитным организациям самостоятельно устанавливать курс валюты, при этом не выше, чем на 1,5% от официального курса НБТ.

«Недавняя попытка регулятора разморозить курс валюты, возможно, была основана на том, что Нацбанк посчитал, что сомони достиг своей реальной стоимости, и решил смягчить контроль. В реальности рыночный курс давно находился намного выше. Это подобно тому, как держать рукой поплавок под водой. Как только искусственное вмешательство устранится, поплавок сразу примет свое естественное положение», - говорит Ишанкулов.

По мнению экономиста, сомони должен быть девальвирован и доведен до рыночного равновесия. «Несмотря на обесценение, куда лучше иметь валюту, хоть и с высоким курсом, чем иметь красивые цифры на табло и не иметь валюту совсем», - считает Нозим Ишанкулов.  

Спасительный юань

СПАСАТЬ сомони все же решили – за счет китайского юаня. Нацбанк в ближайшие дни выбросит на наличный рынок республики свыше 1 млн юаней для поддержки национальной валюты.

Национальный регулятор убежден, что эта мера должна послужить стабилизации курса национальной валюты по отношению к доллару США. Об этом, выступая 2 декабря на заседании нижней палаты парламента республики, заявил глава регулятора Джамшед Нурмухаммадзода.

По его словам, данная мера позволит предпринимателям, импортирующим товары из Китая, без проблем обменять национальную валюту на китайскую.

Правда, глава Нацбанка не упомянул, что 1 млн юаней равен всего 156 тыс. долларов, а только за 9 месяцев этого года из КНР в Таджикистан было импортировано товаров на сумму более 516 млн долларов.

«В конце ноября и в первый день декабря в определении курса национальной валюты Таджикистана к доллару США пункты обмена валюты страны охватила паника и спекуляция. К сегодняшнему дню появились признаки стабилизации курса сомони к доллару, и мы намерены всесторонне поддержать данный процесс», - заявил глава НБТ.

Напомним, в течение последней недели неофициальный курс доллара США в пунктах обмена валюты составлял 7 сомони 60 дирамов за доллар. 

Нурмухаммадзода напомнил, что в результате кризиса в  странах - основных экономических партнерах  Таджикистана и заметного снижения денежных переводов таджикских трудовых мигрантов за одиннадцать месяцев текущего года курс сомони по отношении к доллару снизился на 26,7 процента.

Главный банкир Таджикистана констатировал, что снижение курса национальной валюты к доллару привело к росту цен на лекарства и основные продукты питания - сахар, муку, растительное масло.

Более скептичен экономический обозреватель Алишер Кодиров. По его прогнозам, в новый год нам вступать с курсом 9-10 сомони за доллар.