Таджикские власти не могут продать бывшую швейную фабрику Фирташа «Гулистон». Покупателей нет. Администрация предприятия ищет пути выхода.

Государственный комитет по инвестициям и управлению госимуществом Таджикистана не может найти покупателя на швейную фабрику «Гулистони Душанбе», принадлежавшую ранее украинскому олигарху Дмитрию Фирташу. Стартовая цена полного пакета акций предприятия оценивается в 32 миллиона сомони (свыше $4 млн).

В объявлении о проведении аукциона на сайте Госкомимущества говорится, что продается 100%-й пакет акций фабрики «Гулистони Душанбе». Количество акций составляет 317,2 тысячи. Стартовая цена установлена в размере 31 млн 826 тыс. 679 сомони.

- Предприятие дважды было выставлено на продажу: в сентябре 2016 года и в январе 2017 года. Однако потенциальные покупатели не проявили интереса, - сказал «АП» заместитель председателя Госкомимущества республики Анвар Наджмиддинзода.

Он напомнил, что в апреле 2014 года по решению экономического суда города Душанбе предприятие перешло в собственность государства. Суд удовлетворил иск Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией Таджикистана о незаконной приватизации предприятия.

- Предприятие имело большие задолженности перед некоторыми субъектами, в частности перед Государственным сберегательным банком «Амонатбанк» и ЗАО «Фононбанк». Согласно действующему законодательству, все эти задолженности вместе с предприятием перешли к государству. На данный момент работа по поиску покупателя на эту швейную фабрику продолжается, - сказал Наджмиддинзода.

Как сообщили в Госкомимуществе, направление деятельности фабрики не претерпит изменений: она, как и прежде, будет выпускать различную швейную продукцию. Кроме того, руководство предприятия также останется прежним.  

- Изменения коснутся только типа собственности предприятия, оно станет акционерным, и это позволит привлекать больше инвестиций для его развития, - сообщили в Комитете. 

Напомним, контрольный пакет акций (95%) ЗАО «Гулистон»  принадлежал украинскому бизнесмену Дмитрию Фирташу, а 5% акций - сыну экс министра промышленности Зайда Саидова  – Хайрулло Саидову.

ЗАО «Гулистон» было приватизировано в 2002 году, когда Зайд Саидов был министром промышленности Таджикистана. В антикоррупционном ведомстве считают, что Саидов, используя тогда свои должностные полномочия, способствовал незаконной приватизации данного предприятия. Предприятие после его конфискации в пользу государства переименовали в ОАО «Гулистони Душанбе».

Гарантия выживания - 30 тысяч изделий в месяц

Фабрика «Гулистон» - пионер швейного производства в Таджикистане и самое опытное предприятие по производству мужской и женской одежды, работающее с 1933 года. Предприятие специализируется на выпуске хлопчатобумажных мужских, женских, детских изделий и продукции из джинсового материала (брюки, джинсы, бермуды, жакеты, сорочки, куртки). В 2004 году фабрика была оснащена усовершенствованным оборудованием, что позволило производить пошив одежды любой сложности. 

Asia-Plus
Образцы новых моделей

В цехах в недавнем прошлом развивающегося предприятия ЗАО «Гулистон» сегодня на работе находятся лишь немногие представители администрации и часть работников производства. Большую часть ткачих еще несколько лет назад отправили в бессрочный отпуск до лучших времен.

- Раньше заказы - а это в основном джинсовые изделия - мы получали преимущественно из России. К сожалению, с началом судебных разбирательств к нам перестали поступать заказы. На предприятии работало более 500 человек. Сейчас многие остались без работы, - говорит одна из работниц «Гулистони Душанбе».

Руководство предприятия, несмотря на отсутствие интереса покупателей к фабрике, надеется, что сумеет выбраться из сложной ситуации своими силами.

-   Из-за судебных разбирательств мы не могли сотрудничать с иностранными фирмами и принимать заказы и поэтому многих сотрудников отправили в бессрочный отпуск, вызывая их, лишь когда получали одноразовые заказы от местных организаций, - рассказывает генеральный директор ОАО «Гулистони Душанбе» Дилшод Бегов. - Все это время, конечно же, мы не стояли на месте. С июля по декабрь прошлого года мы выпустили продукцию на сумму более 500 тысяч сомони. Это в основном заказы на спецодежду и школьную форму.

Однако, по словам директора фабрики, без крупных заказов из-за рубежа будет очень трудно вернуть производительность предприятия на прежний уровень.

- Чтобы наша фабрика работала без убытка, необходимо выпускать в месяц более 30 тысяч единиц продукции, а чтобы перейти на прибыльный уровень – более 80 тысяч единиц. Чтобы добиться этой цели, еще несколько месяцев назад мы начали переговоры с компаниями из России и Белоруссии, занимающимися поставкой швейных изделий на местные рынки. Наши дизайнеры занимались подготовкой новых моделей одежды. Мы уже отправили образцы новой продукции потенциальным клиентам и получили одобрение с их стороны. Надеюсь, в ближайшее время будут подписаны договоры, и мы сможем увеличить свое производство.  Недавние соглашения по торгово-экономическому сотрудничеству между Таджикистаном и Узбекистаном позволяют нам также наладить связи с узбекскими партнерами, чем мы и занимаемся, - рассказал Дилшод Бегов.

Еще одно направление, которое поможет предприятию выйти из кризиса, - выпуск спортивной продукции с мировым товарным брендом. Переговоры по этому вопросу ведутся.

В ожидании лучших дней и рядовые работники «Гулистони Душанбе» - ткачихи, мастера, красильщики, дизайнеры.

- Нам без разницы, кто приобретет фабрику, - говорит один из ветеранов «Гулистона». - Главное – чтобы потом все оборудование не перепродали, и чтобы предприятие не попало в список некогда крупных заводов и фабрик, которые сейчас превратились в склады и мини-цеха. И чтобы у нас наконец-то была постоянная работа и хорошая зарплата. Мы уже устали от неясностей. Надеемся, что скоро «Гулистон» («Цветник») действительно расцветет.