Всего за какие-то четырнадцать лет Таджикистан намерены превратить в развитую индустриально-аграрную страну. Воплотить эту мечту в жизнь власти планируют при помощи частных инвестиций. Но вот вопрос: кто ж их даст?

Светлое будущее

«Регионы Таджикистана в 2030 году будут территориями с привлекательными условиями для жизни людей, независимо от их возраста,  пола, национальной принадлежности, инвалидности, и с благоприятной экологической обстановкой, эффективной экономикой и развитой инфраструктурой, а также с неуклонно растущим качеством человеческого капитала и уровня жизни». Такое прекрасное превращение предрекают нам разработчики Национальной стратегии развития РТ на период до 2030 года. Документ принят правительством и одобрен парламентом страны в конце прошлого года. 

Общий объем прогнозируемых средств по всем источникам финансирования Стратегии составляет 118,1 миллиарда долларов. Значимая роль в финансировании предложенных в данном документе действий отводится частным инвестициям, как прямым иностранным, так и внутренним, общий размер которых оценивается почти в 55 миллиардов долларов.

То есть в среднем ежегодно в нашу экономику должно откуда-то поступать около 4 миллиардов долларов. А это, на минуточку, примерная стоимость Рогунской ГЭС, которую мы, кстати, из-за отсутствия этих самых денег не можем достроить вот уже почти десять лет…

Самими же авторами Стратегии указанная цифра в 55 миллиардов долларов никак не обосновывается. И все же они считают, что с учетом «коренного улучшения инвестиционной среды для иностранных и внутренних инвесторов» привлечь такие деньжищи вполне реально.

О каких изменениях идет речь?

«Правительство продолжит институциональные реформы по улучшению бизнес-среды и инвестиционного климата путем укрепления законодательной базы, развития систем исполнения контрактов и корпоративного управления, обеспечения прав собственности, устранения излишних административных барьеров, а также повышая инвестиционный потенциал и снижая инвестиционные риски», - говорится в Стратегии.

Власти надеются привлечь указанную сумму, развивая предпринимательскую среду и инвестиционный климат. И в первую очередь планируется совершенствовать законодательство в области инвестиций и международной торговли.

Намечается разработать и реализовать документы (программы, концепции и стратегии) по развитию предпринимательства с учетом гендерного фактора, инвестиций и экспорта.

Также намечается совершенствовать Налоговый кодекс «с целью упрощения налогового администрирования и снижения налогового бремени субъектов предпринимательства». 

Фото Asia-Plus
Пока государство просит деньги на строительство развитой страны, люди просят денег, чтобы поесть.

Кроме прочего, планируется осуществить «политику поощрения прямых иностранных инвестиций как одного из основных условий индустриально-инновационного развития экономики».

Власти говорят и о «совершенствовании защиты прав предпринимателей, как на уровне судебной власти, так и посредством создания института омбудсмена по защите прав предпринимателей».

Более того, будет налажена «последовательная реализация политики снижения административного бремени ведения бизнеса и формирования системы административного сопровождения средних и крупных инвестиционных проектов частного сектора по принципу «единого окна».

В сельской местности и горных районах планируют развивать малый бизнес «на основе использования местного сырья и комплексной переработки сельхозпродукции». 

Предлагается также реализовать многочисленные меры по развитию государственно-частного партнерства.

Разработчики Стратегии убеждены, что в результате реализации предложенных действий будет создана «устойчивая и эффективная конкурентная среда для привлечения частных инвестиций и развития предпринимательства».

«Даёшь больше 4 миллиардов!»?

Известный таджикский экономист Лариса Кислякова допускает значительный рост размера вкладов частного сектора в экономику, если в стране будет создана соответствующая среда для бизнеса. Она отметила, что некоторые таджикские граждане, работающие за рубежом, имеют достаточные средства, чтобы инвестировать в экономику республики.

- Нужно только создавать благоприятные условия для бизнеса, улучшить в первую очередь налоговое законодательство, и инвесторы начнут вкладывать свои средства, - уверена Кислякова.

Заместитель директора Института экономики и демографии АН РТ Шамсиддин Джалолов предлагает улучшить инвестиционную привлекательность страны, устранив существующие перед бизнесом административные барьеры, а также оздоровив банковскую систему.

- Таджикистан в действительности располагает огромным потенциалом для привлечения инвестиций и достаточно привлекательным законодательством для ведения бизнеса. Однако есть  административные барьеры, бюрократические процедуры, которые ограничивают поступление инвестиций. Еще одной преградой на пути бизнеса является слабая банковская система, которая усложняет доступ предпринимателей к финансам. Устранив эти проблемы, ежегодно  можно будет привлекать даже больше 4 миллиардов долларов, - уверен Джалолов.

«Прорыва ожидать глупо»

Однако так называемые важные шаги по улучшению предпринимательской среды и инвестиционного климата в Таджикистане предпринимаются вот уже на протяжении более десяти лет.

- Были разработаны многочисленные документы, принято множество законодательных актов, а с 2007 года в стране действует Консультативный совет по улучшению инвестиционного климата при президенте. Однако частный сектор до сих пор сталкивается с одними и теми же трудностями, и, соответственно, республика остается в хвосте различных международных рейтингов привлекательности», - говорит экономист Бахром Раджабов.

По его словам, новая Стратегия повторяет основные положения предыдущих подобных документов.

- Ничего нового там не предлагается, кроме, пожалуй, цифр. Глупо ожидать какого-то прорыва в ближайшие годы только из-за того, что те же старые кадры подготовили очередной плановый документ, - добавил он.

Другие эксперты предпочитают даже не говорить о новой Стратегии, считая ее очередной попыткой провозглашения популярных в народе целей без учета действительных возможностей их достижения.

- Все это на бумаге, обыкновенный популизм. Не хочется даже обсуждать такие документы, - говорит экономист Нозим Ишанкулов.

Между тем эксперт, пожелавший остаться неназванным, рекомендует не особо верить обещаниям о якобы надвигающемся море инвестиций в условиях тотального гонения на бизнес.

- Власти могут обещать все что угодно, от реформирования предпринимательской среды до разработки наипривлекательнейших в мире законов. На самом же деле потенциальные инвесторы смотрят на реальное положение вещей. А реальность у нас с вами, к сожалению, такова: сажают под разными предлогами с конфискацией активов и имущества сравнительно успешных отечественных предпринимателей, используют всевозможные рычаги давления, чтобы «срубить» как можно больше денег с иностранных инвесторов. Естественно, при таких условиях потенциальные инвесторы, как внутренние, так и внешние, сто раз подумают, прежде чем вкладывать средства в нашу экономику, - говорит эксперт и предлагает правительству одуматься, чтобы не потерять хотя бы уже существующих инвесторов.