С 50-х годов в Таджикистане ищут нефть и газ; эксперты уверены, что запасы углеводородов в республике имеются, но их поиск результатов пока не дал. Музафар Ишанов, таджикский геолог-нефтяник, предполагает, что все дело в методике, и предлагает новую.

Геология – это наука аналогий. То есть если на одной общей площади нашли углеводороды, то на другой с такой же структурой - нефть и газ тоже имеются. По словам Ишанова, в Таджикистане есть площади, структуры которых идентичны структурам в Западном Узбекистане и Юго-Восточном Туркменистане, где были открыты крупнейшие на всем постсоветском пространстве месторождения углеводородов.

«Поисковые работы в Таджикистане ведутся примерно с 50-х годов, - говорит он. - За это время было проработано около 80 площадей, на них выявили 13 небольших месторождений нефти и газа. Но все крупные ученые на постсоветском пространстве считали и считают до сих пор, что на территории Юго-Западного Таджикистана можно открыть месторождения гораздо большего размера. Например, такие, которые были получены в Западном Узбекистане (Газли) или на юго-востоке Туркменистана (Шатлык), а это около триллиона кубометров природного газа - крупнейшие месторождения на территории всего бывшего СССР». 

По словам Ишанова, свои исследования он начал много лет назад и пришел к мнению, что отсутствие результата при поиске углеводородов в нашей стране, возможно, связано с неподходящей методикой работ, которые ведут геологи. 


Если объяснять на пальцах, то углеводороды, как правило, располагаются в юрских отложениях. Определяется площадь, в структуре которой специалисты предполагают наличие полезных ископаемых, производится поисковое бурение, и углеводороды мигрируют в более высокие структурные отложения – меловые и палеогеновые. Если наличие углеводородов достигает промышленных масштабов, то начинается процесс добычи. Поисковое бурение в Таджикистане до сегодняшнего дня не дало результатов, хотя бы близких к тем, что получают те же Узбекистан и Туркменистан.

«Я начал исследования по проведению аналогий в процессе нефтегазонакоплений и залежей углеводородов между структурами и пришел к выводу, что причиной непроникновения природного газа из юрских отложений в меловые являются мощные толщи соли гаурдакской свиты верхней юры, через которые должна проходить миграция углеводородов. Например, в Туркменистане толщи соли составляют около 2 тысяч метров, а у нас - до 4 км. Доказательством этому служат восемь структур, разработанные в СССР и в годы независимости, которые я детально исследовал. Все они не дали положительных результатов или при поисково-разведывательных работах на них не были выявлены промышленные запасы углеводородов. При этом я уверен, что на юго-западе есть залежи полезных ископаемых, которые могли бы обеспечить страну на десятилетия вперед», - объясняет Ишанов.

«Всю нашу промышленность можно обеспечить топливом»

Методика геолога заключается в том, что поисковые работы необходимо проводить только на площадях, в структурах которых присутствуют глубинные разломы, проникающие из нижнего структурного этажа (юрские отложения) через соли в верхние этажи (меловые, палеогеновые). При обнаружении месторасположения углеводородов проводить дальнейшее изучение структуры с помощью поисково-разведывательных работ. 

«Бурение других структур, в которых такие разломы отсутствуют, результатов не принесет», - говорит он.

Ишанов объясняет, что если в структуре есть разлом, то необходимо проследить, куда он ведет, и по направлению этого разлома определять место для бурения скважины.

«Все структуры, в которых есть разломы, на юго-востоке Туркменистана и на западе Узбекистана являются газоносными, с большим содержанием углеводородов. Если в Таджикистане будут открыты такие месторождения, то всю нашу промышленность можно будет обеспечить топливом», - говорит он.

В качестве подтверждения своей методике Ишанов называет работу ленинградских ученых – Рыжкова и Соколова, в которой они, исследуя территорию Юго-Восточного Туркменистана, приходят к мнению, что если бы эти структуры не были бы связаны с разломами, то не было бы и месторождений.

«По моему мнению, то, что до сегодняшнего дня было обнаружено в Таджикистане, составляет около 2 процентов от всех запасов наших углеводородов», - говорит Ишанов.

Специалист опубликовал результаты своих исследований в научном журнале Академии наук Таджикистана и теперь готов к обсуждению этой темы со всеми заинтересованными лицами.