Очень много человеческих и нечеловеческих ресурсов задействовано в борьбе с коррупцией в стране, но ежегодный Индекс восприятия коррупции антикоррупционного движения Transparency International указывает на то, что ее уровень у нас высок.
В последнем отчете организация присвоила Таджикистану 25 баллов из 100 возможных. Согласно этому Индексу, чем меньше баллов у страны, тем выше в ней уровень коррупции.
Мы решили вывести несколько своих «индикаторов», которые косвенно или прямо указывают на то, что борьба с коррупцией в стране ведется недостаточно хорошо, а в некоторых случаях и вовсе способствует ее процветанию.
Итак, наши показатели:
Дорогие иномарки
Наличие дорогих иномарок у зданий государственных структур всегда вызывали любопытство общества: откуда у работников этих структур деньги на дорогое авто, при том, что официальные зарплаты в госсекторе никогда не были высокими.
Однажды этот вопрос был задан генеральному прокурору Бободжону Бобохонову, на что он ответил, что «это подарки от родственников».
То ли у старых и новых сотрудников одни и те же родственники, которые не просто очень богаты, а еще и долго живут, то ли слукавил бывший генпрокурор.
Одно точно – такая картина не может не порождать вопросы об источниках средств на эти авто. А ведь пока речь только о машинах. Увидеть их дома и другое имущество немного сложнее. Но ведь есть с чего начать разбирательство?..
Закрытые декларации
Ежегодно таджикские чиновники должны сдавать декларацию о своих доходах, но ни разу в Таджикистане эти декларации не были доступными для общественности. Вряд ли они стесняются своего невысокого дохода. Правда, рассчитывать, что в декларациях будет отражаться реальный доход тоже не приходится.
Например, экс-мэр города Куляба Бахрома Иноятзода, по утверждению генпрокуратуры, в декларации о доходах указывал лишь свою официальную заработную плату, но потом выяснилось, что злоупотребляя положением, он получал взятки, присваивал госсредства и средства гуманитарной помощи и т. д., и на эти средства потом создал Медицинский центр на сумму 2,4 млн сомони, а также приобрел ряд недвижимости в городе Душанбе. Иноятзода в итоге был признан виновным и приговорен к 12 годам лишения свободы.
Получается, что раскрыть реальные доходы госслужащих вполне возможно, было бы желание. Но его нет. Зато есть вот такие любопытные заявления. В 2019 году директор Агентства госслужбы при президенте Таджикистана Джума Давлатзода, заявил, что «таджикское общество еще не готово к обнародованию сведений о доходах госслужащих».
«Вопрос о публикации сведений о доходах чиновников будет рассмотрен тогда, когда сознание в нашем обществе достигнет уровня европейских стран», - отметил Давлатзода.
Что он под этим подразумевал - не понятно, но это заявление прозвучало на фоне обвинений со стороны президента страны в адрес бывшего главы таможенного терминала №1 г. Душанбе Шахбоза Раджабзода. За полтора года работы в системе таможни, последний обзавелся несколькими домами и автомашинами.
Так что, да, наверное, к такому размаху, мы еще не готовы…
Отсутствие прозрачности в работе
Кстати, сокрытие не только информации о доходах, но и в целом отсутствие доступа к информации - тоже показатель плохой борьбы с коррупцией. Многие антикоррупционные международные стандарты предусматривают прозрачность и подотчетность ведомств, но у нас свои стандарты, которые сильно ограничивают доступ к информации.
СМИ в последние годы стало очень тяжело получить официальную информацию: даже по самым незначительным вопросам нужно делать официальный запрос, ответ на который потом нужно ждать месяц и не факт, что этот ответ будет полным.
В связи с Законом о цифровом правительстве, все ведомства создали себе сайты, но они практически пусты или заполнены незначительной информацией. Никакой прозрачности или обратной связи эти сайты не дают. В лучшем случае все кадры, которые отвечают за обеспечение этой самой прозрачности в ведомствах – некомпетентны, в худшем - это означает, что ведомства не считают себя обязанными давать отчетность о своей деятельности.
Мы никогда не видели в открытом доступе государственный бюджет, отказываются показывать нам генеральный план застройки столицы, мы не видели конкурсы на вакансии в госструктуры.
Также мы никогда не видели судебные решения или приговоры в открытом доступе, чтобы убедиться в их справедливости, не наблюдали какое-то реагирование органов прокуратуры или внутренних дел на жалобы граждан в отношении их собственных сотрудников.
Нам даже не считают нужным дать какие-то внятные объяснения по отдельным делам. Например, как человек может нанести себе 26 ножевых ранений? Или почему некоторые виновники смертельных ДТП не привлекаются к ответственности? Да вот хотя бы последнее «дело Мадины», которое обсуждается в контексте как раз-таки коррупции.
Об информации о гостендерах, закупках, расходах ведомств и вовсе говорить не приходится. Нам не объясняют и не дают калькуляцию стоимости авиабилетов.
В общем, если нет прозрачности – есть повод для подозрений…
Родные стены берегут?
Последние годы в государственные структуры, органы правопорядка, суды, министерства и ведомства невозможно пройти без тщательного досмотра с использованием ручного металлодетектора. В частности, это делается для того, чтобы посетители не пронесли телефон или какое-либо другое записывающее устройство.
Однажды в одном из ведомств на вопрос «почему?», бесхитростный охранник ответил корреспонденту «Азия-Плюс», что в каком-то следственном органе посетитель записал на телефон «вопрос денег и у них были проблемы, поэтому руководство дало распоряжение строго контролировать, чтобы никто не заходил с телефоном».
Очень простая, но в то же время действенная мера для того, чтобы спокойно решать дела в стенах своего кабинета.
Основанием для возбуждения коррупционного дела может стать запись требования денег и пока нет доказательств такого рода, дело, по словам работников антикоррупционного ведомства, заводить не будут.
Это еще один интересный довод в пользу нашего утверждения, что с борьбой с коррупцией у нас все очень плохо. В Таджикистане гражданин сам должен доказать незаконные действия того или иного должностного лица. Даже так называемые «сигналы» не могут стать основанием для дела, а только конкретные доказательства.
С одной стороны, это рождает вопрос: зачем вообще нам нужно антикоррупционное ведомство, если раскрытие таких преступлений возложено на самих граждан?
С другой стороны, это как-то объясняет показатели по раскрываемости антикоррупционного ведомства, у которого в лидерах среди коррупционеров всегда две отрасли - образование и медицина.
Ну, правильно, в больницах и школах металлоискатели не устанавливают. А если когда-нибудь и установят, мы, возможно, сможем стать свидетелями полного искоренения коррупции.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.
В Тегеране неизвестный застрелил двух судей Верховного суда
Жители села на юге Таджикистана вынуждены использовать талую воду для своих нужд – другой у них просто нет
В угольной шахте в Таджикистане погибли трое горняков
Таджикский футболист Вахдат Ханонов вместе с «Сепаханом» завоевал Суперкубок Ирана
Кабмин Израиля одобрил сделку с ХАМАС о прекращении огня в Газе
Россия и Иран стали «всеобъемлющими стратегическими партнерами». Что это значит?
Аренда жилья в Таджикистане. Как правильно заключить договор?
Парад планет: смогут ли увидеть это редкое явление жители Таджикистана?
Таджикистанца в России приговорили к 7 годам колонии за «фейки» об армии
ГЛАВНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ: Свет в конце туннеля, нужен ли нам цифровой сомони и курс на Иран
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Рамзи8 декабря, 2021 15:52
В Таджикистане нет коррупции.
У нас это уже одна из системообразующих частей нашего госуправления и экономики...
Сами посудите, давать нужно везде и на каждом шагу, без этого не решается не один вопрос..
Поэтому, у нас нет коррупции, у нас это уже система..
Нилуфар7 декабря, 2021 20:05
корупция у нас синоним государства и его органов! справка нужна - плати, на работу подаешь - плати, звание получать хотел - плати , в универах - плати, в больницах плати - и все это неформально и подпольно! и все это незаконно! но никто не боится! все вынуждены! все хотят платить так как выхода нет! милиция - вымогатель! чиновник - вымогатель! врачи - вымогают с больных!
Turtura-bot6 декабря, 2021 17:52
Рамзия, существует "Конвенция ООН против коррупции", к которой Таджикистан, видимо, присоединился. В ней (Конвенции) есть Статья 20 («Незаконное обогащение»), которая гласит:
«При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».
Sino6 декабря, 2021 17:26
Коррупция с самого верха до низов, пронизала всё наше общество. Безнаказанность рождает самые наглые проявления этой коррупции. С граждан берут поборы и взятки, делая любые регулирующие требования законодательства до немыслимых и абсурдных. Потому что чиновник, имеющий хоть какую-то власть, пытается использовать такое своё положение для личного обогащения. И оправдывает такой человек себя, глядя на окружающих. А иногда просто от них мало зависит - система так построена, что если кто-то пытается её разрушить, против него выступят более могущественные коррупционеры. Рыба гниёт с головы.
Дехкон6 декабря, 2021 15:20
да черт возьми, прослезился ((((((