«Угроза ввода правительственных войск в ГБАО существовала с 92-го года. Это борьба генералов и других высоких чинов за безоговорочное и неразделимое влияние на регион. Убийство генерала - не причина, а повод для ввода войск», - уверен один из видных деятелей Горно-Бадахшанской автономной области Боймамад АЛИБАХШЕВ.
- Боймамад Алибахшевич, ранее вы занимали различные руководящие должности в госструктурах области, на протяжении десятилетий были партийным работником и сейчас, возглавляя Ассоциацию предпринимателей и фермеров области, остаетесь одним из видных деятелей, и соответственно, вы знакомы с ситуацией в области изнутри.
В связи с этим у меня к вам, можно сказать, дежурный вопрос, которым задаются практически все с самого начала военных действий в Хороге: была ли необходимость для ввода войск и боевых действий в Хороге?
- Видите ли, угроза ввода правительственных войск в Горный Бадахшан существовала с конца 1992 года. Тогда некоторые командиры Народного фронта мечтали повоевать в Хороге. Позже неоднократно звучали угрозы о вводе войск на Западный Памир. И каждый раз эти угрозы звучали под лозунгом борьбы с боевиками. В девяностые годы военные действия дошли до Ванчского района, в результате которых большая часть его территории была заминирована и до сих пор еще не расчищена. В те годы российские генералы неоднократно пытались развернуть боевые действия в Хороге и усмирить местных командиров (а может, и население). Тогда генералам помешал президент Эмомали Рахмон, который понимал всю пагубность таких действий.
Но это не единственная причина нынешних событий. Еще одна причина - это борьба генералов и других высоких чинов за безоговорочное и неразделимое влияние в регионе и за контроль над средствами, поступающими от всевозрастающего законного и незаконного бизнеса. На сегодняшний день местные командиры практически уже не были командирами в полном смысле этого слова, а были авторитетами, которые со своим кругом людей занимались не всегда законным бизнесом. Откровенно говоря, и бизнес-среда, и повсеместная коррупция создают у нас условия более благоприятные для криминального бизнеса, нежели для легального. В то же время в последние годы наркотрафик на территории ГБАО существенно ограничился, а контрабанда другими товарами, в том числе сигаретами из Пакистана через Афганистан, заметно возросла. Хотя стоит отметить, что объемы ввозимых контрабандным путём сигарет через другие, граничащие с Афганистаном, регионы республики значительно превышают долю ввозимых через Горный Бадахшан.
Сегодня многие спрашивают, а почему силовые органы, прекрасно знающие положение дел, раньше не арестовывали нарушителей законов? А потому что те, занимаясь незаконной деятельностью, получали доходы не только для себя, но и в виде взяток они делились с представителями тех же органов. Многие годы это для обеих сторон было устойчивым доходом. Чтобы не лишиться его, бывшим командирам и различным авторитетам прощалось многое.
А вот в последние месяцы положение дел несколько изменилось: по слухам, у руководителя службы безопасности, а может и не только у него, разыгрался аппетит, и он захотел получить дополнительный доход. Ради этого он готов был рискнуть. Вся его «командировка в Ишкашим», (как утверждают очевидцы, видевшие его на приграничном рынке Ишкашима, он был в спортивной форме), по слухам, заключалась в жестком нажиме на своих партнеров по «бизнесу», что, вероятно и стало причиной разыгравшейся трагедии.
- Но ведь это конкретный случай с конкретными участниками. Нужна ли была для их поимки боевая операция?
- Вот в этом-то и суть вопроса. Убийство генерала - не причина, а повод для начала боевой операции. Давайте более подробно разберемся в ситуации. Генерал приехал работать на Памир с большой должности. Возможно, руководство страны ожидало от него наведения порядка на Памире, а сам он, скорее всего, надеялся на доходы от участников незаконного бизнеса. Город наш небольшой, жители, так или иначе, связаны между собой, и любая информация о действиях, как местного криминала, так и чиновников, особенно работников силовых органов, становится известна всем. Здесь на каждом кругу обсуждают, кто дает и кто берет взятки. И в данном случае все было ясно, как день, и все знали, за что был убит генерал. Расследовав дело в течение двух-трех недель, можно было допросить всех участников происшествия. Но велик был соблазн одним ударом устранить всех конкурентов, а заодно и хорошенько устрашить жителей города. Ну, когда еще подвернется такой удобный случай?
В моем понимании, армия используется в том случае, если существует внешняя или внутренняя угроза для государства. В данном случае такой угрозы не было. Тем не менее, министр обороны на встрече с активом области криминальную разборку в Хороге сравнил с антигосударственными действиями мулло Абдулло в Раштском районе и Махмуда Худойбердыева, нападавшего на Согдийскую область. К сожалению, такие сравнения звучат в выступлениях и других рьяных сторонников военного решения региональных вопросов в Таджикистане, которые очень часто используют нынче модное и эффективно пугающее слово – терроризм. Так, философ Шамолов, выступая по телевидению, высказал удивление: мол, ну и что, что провели операцию в Хороге? Такие операции против террористов были проведены в Раште (мулло Абдулло), в Согде (Махмуд Худойбердыев), в других местах. Они случаются в Узбекистане (видимо, андижанские события), даже в России (Чечня, Ингушетия, Дагестан). Он отметил, что эти операции поддерживают и США, которые каждый год дают стране деньги на борьбу с терроризмом. Ранее это было немногим более полумиллиона долларов, а вот на будущий год выделят полтора миллиона. Вероятно, этот ученый муж полагает, что и военных операций нужно провести в три раза больше. Спаси Аллах, если и другие думают таким же образом. А мне хочется напомнить этому человеку, что почти все международные организации осудили эту «ограниченную операцию» или выразили свою крайнюю озабоченность происшедшими событиями.
- А как на счет проникновения афганцев на территорию области, о чем сообщается в официальной информации. Сами «боевики» утверждают, что афганцев с ними не было. Один из них на прошедшем в субботу митинге сказал, что на самом деле воевали десятиклассники…
- Версия о проникновении афганцев появилась после начала военной операции, скорее всего, для оправдания ввода правительственных войск в ГБАО...
Благодаря стараниям президента, отношения между нашими странами находятся на самом высоком уровне. Работающие на границе приграничные рынки стали важнейшим фактором взаимопонимания и сотрудничества двух народов в Бадахшанском регионе. Многие афганцы, образно говоря, молятся на Эмомали Рахмона, давшего жителям приграничных афганских сел возможность покупать на этих рынках необходимые товары и заодно встречаться со своими родственниками с противоположной стороны. Примечательно и то, что эти рынки способствовали не только сближению наших народов, но и созданию рабочих мест для предпринимателей и фермеров обеих сторон и, как это ни парадоксально, сокращению контрабанды товаров и фактов нарушения границ.
- Многие считают, что правительство проиграло информационную войну в данной ситуации, когда информация о событиях сразу же просочилась в Интернет и СМИ, несмотря на то, что власти всячески старались ее перекрыть. Вы с этим согласны?
- Этого следовало ожидать. Сегодня выходцы из Таджикистана, в том числе и Бадахшана, живут по всему миру. И совершенно естественно, что уже первые сообщения о военной операции в Хороге вызвали у них не только шок, но и острейшие эмоции, вылившиеся в Интернет, а также в акции протеста за восстановление мира в Бадахшане, проходившие в Ню-Йорке, Вашингтоне, Москве, Санкт-Петербурге, Бишкеке и других городах мира.
Да, какая-то информация не соответствовала действительности в связи с отсутствием связи, но в целом события в Хороге освещались верно.
Но в тоже время этот поток информации, а также продолжающиеся действия правительственных сил в определенной мере навредили области. Дело в том, что сохранение воинских контингентов в Хороге, многочисленные блокпосты вокруг города, отсутствие Интернета и мобильной связи, с одной стороны, ограничили деятельность как госучреждений, так и частных организаций, а с другой стороны, они в самый разгар туристического сезона отпугнули многочисленных туристов. Этот урон не меньший, чем материальные потери от военных действий.
- Как вы думаете, повлияет ли эта военная операция на отношение населения к правительству и руководству страны?
- Понимаете, в ГБАО проживают очень искренние люди. У большинства жителей области, что на душе, то и на языке. Это не всегда идет на пользу, но таков менталитет местного населения. Люди без обиняков могут выражать свое отношение к руководителю любого ранга. В последние годы президент страны очень серьезно занялся развитием социальной сферы области. Для этого были выделены большие средства и построено около двухсот различных объектов, в том числе и в самом Хороге. При этом президент дважды в торжественной обстановке посетил ГБАО. И оба раза его приезд превратился для области в большой праздник. Люди выражали искреннее уважение президенту и проводимой им политике. И не за построенные объекты, а за обеспечение мира и взаимопонимания в родном Таджикистане. И при этом никто не допускал даже мысли о какой-либо угрозе президенту или государству, о каком-либо терроризме. Не было и нет такой угрозы в ГБАО. И если кто-то ее придумал, то только для дезинформации руководства страны и мировой общественности.
Поэтому так называемая ограниченная военная операция, унесшая с обеих сторон несколько десятков молодых жизней, была совершенно нелогичной и неуместной, и вызвала не только искреннее сожаление, но и неприязнь жителей области, в первую очередь, города Хорога к властям. Ведь если бы были проведены законные расследования для выявления и наказания виновников, и таким образом была восстановлена справедливость, население ГБАО не проявляло бы никакого беспокойства. Но неуместные силовые действия под лозунгом борьбы с выдуманным терроризмом, так или иначе, омрачили сердца горцев. Дай Бог, чтобы стране удалось как можно быстрее преодолеть нынешнюю, откровенно говоря, кризисную ситуацию. Мы все болеем за нашу большую родину - Таджикистан и хотим, чтобы здесь царили мир и взаимопонимание и был ограничен круг тех, кто готов бряцать оружием.
фото IWPR
Евродипломаты в Таджикистане: «Не может быть решения по Украине без участия Украины и Европы»
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 25 февраля 2025 года
Амфетамины: Синтетические наркотики стали новой угрозой для молодежи Таджикистана
Трамп заявил, что продолжит помогать Афганистану только после возвращения талибами американской военной техники
В Казахстане более 70 граждан Таджикистана вызволили из снежного плена
В Афганистане талибы разрешили вещать женской радиостанции
ЕС одобрил 16-й пакет антироссийских санкций: еще 13 банков отключат от SWIFT
«Шкаф» – «тумбочка» и «короче» – «просто». Как перевести распространенные русские слова на таджикский?
Новый глава Социалистической партии Таджикистана: «Мы хотим обрести власть через парламент»
В Пенджикенте возбудили дело против мужчины, напавшего с ножом на девочку
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
doktor22 августа, 2012 16:49
У Таджиков возник менталитет "тише воды ниже травы" или как говориться на таджикском "сари хамшударо шамшер намебурад". Вот и мы привыкли молчать, аплодировать чиновникам, читать байки и плясать пляски. А тут Памирцы высказались, а нашей стаде не нравится это. Если кто-то считает что АП публикует одну чушь, то пусть ее не читает. А Рамзие желаю мужества, и продолжать в том же духе.
Shokhruh21 августа, 2012 20:39
Что за споры, вы сами подумайте президент послал комиссию, а они избили зам ген. прокурора, парочку прокуроров взяли в заложники, наняли наёмников афганцев, и что - хотите сказать эти наркобороны белые и пушистые, просто подумайте народ
Душанбе21 августа, 2012 20:08
АП! Прошу пропустить мой коммент!
Душанбе21 августа, 2012 19:12
Ап молодцы !! Побольше публикуйте комменты от имени пользователей сайта.Вы не пропускаете ни одного мнения,не совпадаюшего с вашим.Опубликуйте Коммент.
zarina21 августа, 2012 10:24
да Ап вы в своем репертуаре, продолжается вранье. Одно скажу госу-во только из-за того что к этим бандитам из Хорого разный люди/государство предлагает деньги за вооруженный переварот в РТ только из-за этого должен убрать этих терористов. причем тут международные организации и его мнения? что за глупость? у кого вы берете интервью? такое ощушения что он за рамки 4 стен никогда не вышел и отсюда очень узкое и глупое уммозаключения.
ПарРус21 августа, 2012 09:38
В любом случае воевать в Рамазан это грех.
ПарРус21 августа, 2012 09:33
В любом случье воевать в месяц рамазан это грех.
sitora20 августа, 2012 18:09
AP pochemu moi komenti ignoriruete??????
ФифтиСент20 августа, 2012 17:46
Читаю негативные коментарии и диву даюсь! У наших людей, уже такое рабское сознание, они так привылки к пляскам и песням, что уже правду не воспринимают) В душанбе сын верховного суда сбил китаянку насмерть? Сын какого-то банкира сбил женщину возле Сафины насмерть. Вон недавно сын советника президента попал в ДТП на своем кровно-заработанном ЛЕКСУСЕ - водитель другой машины скончался. Сделали бы эти командиры в Бадахшане такое - их бы свои же закопали заживо. Я их не защищаю, но факт остаетcя фактом. Это над нами тут издеваютсься и мы молчим. и хотим, чтоб бадахшанцы тоже заткнулись как и мы. Давайте уже называть вещи своими именами.
TOR20 августа, 2012 11:14
И вправду, может хватит копатся в куче дерьме и начнёте писать по сушеству? Однобокое освешения вопроса к добру неприведёт. Одни шакалы убили другого и надо освещать какбэ нейтрально и конечно надо указывать ошибки обеих сторон. Например как некоторые прятолись среди мирного населения, и как некоторые бомбили мирное населения. Да и кстати где материал о потерях среди населения с приведением фактов, имён, адресов и родствеников, а то редакция утверждала о 100-200 погибших среди населения и материала всёже мы не видели и может неувидем?
Kabir20 августа, 2012 10:41
Спасибо, муаллим Боймамад, за честность и смелость, вы настоящий интеллигент. Этим вы отличаетесь от тех, кто готов продать свой народ за свои должности. Спасибо, Рамзия, вы настоящий профессионал. Мы гордимся вами. Что касается тех, кто оправдывает "спецоперацию" в Хороге, хотел бы я посмотреть на их реакцию, если бы многотысячная армия вошла в их город и начала бы обстреливать ночью их дома, заранее не предупредив мирных жителей. А каков результат этой бойни? Люди толпами становятся членами ПИВТ.
odam19 августа, 2012 18:39
pochemu vi ne propustili moy predidushiy komment
odam19 августа, 2012 04:20
Азия плюс Вы молодцы! Сила в правде, поэтому вы и сильны! Одно мужество и смелость Рамзии заслуживает громадного почтения, не говоря уже о том что она (да и весь азия плюс) говорит правду! Бандит не всегда ходит с оружием, поэтому могу смело заявлять что наши гос.чиновники ВСЕ бандиты!!!! Всю страну разграбили а их никто не трогает, не говорит о том сколько у них и ух родсвенников машин, квартир, деньги в банках! А тут на всю страну объявили, что у Мамадбокира какой-то дряхлый мерседес, даже не стыдно им!) Раз у нас такое честное государство и наказивает бандитов, тогда пусть накажут ВСЕХ бандитов!!! Повроюсь, азия-плюс у вас правда, поэтому вы сильны!! Удачи Вам!
hashim18 августа, 2012 15:51
не вкурсе когда разблокируют вас? чувствую что вас скорей всего вообще закроют а то прям рупор боевиков вы стали, дайте вью оф. лиц от власти, мвд мин обороны омон нац.гвардия, пусть расскажут правду
Баха18 августа, 2012 15:16
слушай отвали от Рамзия не нравится не читай и забудь про сайт азия плюс. Рамзия молодец спасибо тебе большое и вообще на таких идиотов как муслим вынимание не обращай.
Помир18 августа, 2012 14:35
А вы незнали, что Рамзия из памира??? Вы не слушайте ее!
ната18 августа, 2012 08:24
единственный верный источник Азия плюс из которой мы можем получить информацию о ситуации в хороге.большое Вам человеческое спасибо. muslim может съездишь на Памир раз ты такой умный и оценишь ситуацию на месте потом разберемся вместе кто прав а кто виноват.кишка тонка?а какой армии бандитов вы тут говорите? не смешите... там стихийно собрались все защищать себя, свои семьи от агрессии,да!начинать штурм в 4 утра,когда мирный город спит это и есть агрессия,откуда таким "умничкам" как ты знать через какой стресс прошел народ?вот вам один пример,парень,который был недавно убит на посту был единственным ребенком,вырос без отца, скоро должна была состояться его свадьба...увы благодаря "правомерным действием правительства " его мечте не суждено было сбыться...и что мы видим?разбитое сердце невести,убитая горем 41летняя мать,которая потеряла рассудок..родных этой бедной женщины,которым не позавидуешь.... не слишком ли много "уважения к человеческой жизни",так что muslim cиди тихо и пиши свои глупые комменты... народ Бадахшана тоже против криминала,но пусть будет все на законных основаниях,хотя мы то знаем закон на чьей стороне.поймите вы наконец, ,республике давно нужны реформы,изменение кадровой политики чтобы больше не усугублять ситуацию.куда катиться республика вообще, попробуйте проанализируйте,а?
Pamirec17 августа, 2012 23:52
для меня они не преступники а БОКИР это ваще человечище с большой буквы
Гражданин17 августа, 2012 19:33
Рамзия уже перегибает палку. Конечно, военная акция на Памире была большой ошибкой, но издеваться над именем убитого генерала (!) - это кощунство. Мы же все знаем, что члены десятков бандформирований в Хороге сдали более 500 (!) калашников и пулеметов. Откуда эти оружия в руках рядовых граждан? И кто эти граждане такие, чтобы носить собой столько оружия? Почему над этим не задается вопросом Рамзия? Рамзияша, война уже закончилась. Тебе тоже пора покончить c информационной войной с собственным народом и государством.
Шахтер17 августа, 2012 19:00
Муслим очень сложно определить гран бандита от наводчиков порядка, к сожалению, это уже система, смесь. Если например взять государственного масштаба, то олигархи которые воруют бюджета, в той же степени наносят вреда государству и обществу. как и бандиты, даже больше. Потому что сколько детей могут остаться без нормального питания. Печально!
Июль 201217 августа, 2012 18:33
Читайте статью по этой силке и не задавайте больше свои тупые вопросыю http://news.tj/ru/news/kto-dolzhen-nesti-otvetstvennost-za-sobytiya-v-khoroge
omega17 августа, 2012 17:57
Думаю большого склада ума не надо, чтобы понять в этой статье, то что автор не поддерживают "боевиков" или "генералов", которые до войны имели бизнес, а критикует необдуманные и противозаконные действия о введении крупномасштабных боевых действий в густонаселенной местности. Не дай Бог вам такое. Вам наверное это не понять, но он говорить о цевилизованных методах борьбы с преступностью. А на счет Рамзии, я не буду коментировать, потому что вы все равно это не воспримите, так как ПРАВДА глаза колет.
assa17 августа, 2012 17:55
Редакция АП похоже всерьез занялась журналисткой проституцией, желание выгородить единородных бандитов, по факту прикрыть их от законного в общем-то возмездия за действия в том же самом Душанбе, желание придать конфликту вид карательной операции против мирных жителей (с пулеметами зенитками и гранатаметами). Теперь якобы российские генералы (на кой им это вообще надо) решили воевать "неофициальных лидеров" БАдахшана, и его населения?! НАФИГА ВЫ ИМ СДАЛИСЬ? в общем выкручиваетесь пытаетесь свою взаимную ненависть между регионами, замазать происком внешних врагов, делая это так же как это делает центраьная власть указывая на Узбекистан! в качестве выражения моей свободы слова, я прямым текстом обвиняю редакцию АП в покрывательстве преступников и попытке манипулировать общественным мнением. (и попробуйте не пропустить!)
gena17 августа, 2012 17:06
otlichnaya statya,edinstvenno kto govorit pravdu i tolko pravdu,ne znayu chtobi oni tut pisali esli bi ne vi
muslim17 августа, 2012 14:39
Опять эта журналиста о своем. Ума не хватает видимо! Сколько она и АП будут занимать сторону бандитов?! Вас никто не просит не критиковать правительство, критикуйте, но хоть раз критикуйте и бандитов! Все же знают, что это бандиты. Только Рамзия не знает! Как можно проводить следственные действия, если там у каждого бандита своя армия, и если они отказывались выдавать подозреваемых?! В России в таких случаях приезжает танк и стреляет по целому жилому дому. Посмотрите, что русские делают в Дагестане. Благодарите Бога, что в Таджикистане человеческую жизнь уважают намного больше чем Россия на Северном Кавказе. (Модератор, как обычно не пропустишь коммент, но хоть сам почитай и наберись ума. Да, и уходи из АП. Это сборище идиотов!)
алекс17 августа, 2012 14:14
вот уж большей чуши не читал. нужен был российским генералам памир.,,, может он царских имел ввиду, дореволюционных, "Убийство генерала - не причина, а повод для начала боевой операции." уважаемые , повод и причина, это одно и тоже, а если не верите то погуглите. да и падишаху знатно зализал, тот теперь долго по большому сходить не сможет...
Natureboy17 августа, 2012 14:07
Да, давай АП, отрабатывай бабки. Как бы я хотел, чтобы вас отправили жить в Афганистан - вполную вкусить прекрасную жизнь под властью полевых командиров. Вы - предатели, только этого и заслуживаете.
corrector17 августа, 2012 13:55
Зачем эта статья? Все это было уже сказано и не раз? Мне интересно одно - в интонации многих жителей Хорога и Рушана можно уловить одну общую мысль: Генерала убили, потому что он коррумпированным - так ему и надо. Поймите, мы живем в цивилизованной стране, если он был коррумпированным, он должен был ответить перед законом. Самосуд, который над ним учинили должен быть наказан, при чем очень строго, чтобы другим неповадно было на представителей силовых структур руку поднимать. И не надо говорить о какой-то обособленности, особенности Хорога - преступность она и есть преступность и должна быть наказана.
Хуршед17 августа, 2012 13:32
Толковая статья! Исправить ситуацию и вернуть доверие народа может только правда- честное расследование убийства генерала, правовой оценки ввода войск, отмена информационной блокады! А так, как можно говорить о доверии, если такие чиновники как Зухуров рассказывают сказки о волшебной пули, и этим только усугубляют ситуацию!