24 ноября 1991 года впервые в истории Таджикистана состоялись всенародные выборы президента страны. Основными претендентами на этот пост стали бывший первый секретарь ЦК Компартии Таджикистана Рахмон Набиев и кинодокументалист, общественный деятель Давлат Худоназаров.
Как проходили те выборы, насколько они были демократичны? Чем отличалась и что общего имела та избирательная кампания с последующими президентскими выборами в республике?
Набиев: возвращение в политику
ВПЕРВЫЕ президентские выборы в Таджикистане, как известно, состоялись 30 ноября 1990 года. Но в отличие от общенародных выборов в следующем, 1991 году, президент тогда был выбран парламентом. Им стал первый секретарь ЦК Компартии Каххор Махкамов.
В этот же период в большую политику в Таджикистане возвращается и Рахмон Набиев, бывший глава республики, отправленный в отставку на заре Горбачевской перестройки в 1985 году. Старая государственная система уже трещала по швам, начинались затяжные митинги оппозиции, резко упал экономический уровень жизни. На этом фоне имя Набиева в общественном сознании ассоциировалось со стабильностью и порядком советской эпохи.
- Кроме того, в обществе усиленно пропагандировали идею о том, что Набиев будучи руководителем ЦК КПТ в первой половине 80-х, активно защищал интересы Таджикистана перед Кремлем, – рассказывает очевидец тех политических событий, журналист Нурали Давлатов. – И, что, благодаря ему, в частности, был утвержден новый генплан строительства Душанбе, активно велось строительство Рогунской ГЭС…
Учитывая все это, рейтинг Набиева в народе был очень высок. Не случайно, именно его депутаты вскоре избрали председателем таджикского парламента, а после отставки Махкамова Набиев стал главным претендентом на пост президента. Таджикистан начал готовится к первым всенародным выборам главы государства.
Оппозиция его выдвижение восприняла весьма болезненно. Зная о высокой популярности Набиева в обществе, лидеры оппозиции потребовали, чтобы накануне выборов он сложил с себя полномочия главы парламента. Это требование они объясняли необходимостью создания равных условий для кандидатов. Рахмон Набиев это требование оппозиции принял – в октябре того года он сложил с себя полномочия главы парламента.
Расстановка позиций
24 НОЯБРЯ 1991 года впервые в истории страны состоялись всенародные выборы президента Республики Таджикистан. Основными претендентами на этот пост были бывший первый секретарь ЦК Компартии Таджикистана, 62-летний Рахмон Набиев и известный кинорежиссер, председатель Союза кинематографистов СССР, 47-летний Давлат Худоназаров.
Кроме них в качестве кандидатов в президенты в выборах приняли участие Сайфиддин Тураев, Хикматулло Насриддинов, Кадриддин Аслонов, Бурихон Салимов, Бобишо Шоев и Акбар Махсумов.
Выборы проходили в сложный для страны политический период. Развал СССР привел к ухудшению социально-экономического положения в республике. Ослабление позиций старой партийной номенклатуры способствовало усилению демократических, исламистских и националистических движений в стране. Известные события в феврале 90-го, последовавшие за этим волнения, отставка первого президента Таджикистана Каххора Махкамова заметно ослабили власть, которая теряла контроль над ситуацией в республике.
В лице Рахмона Набиева своего спасителя увидели не только значительная часть трудового населения, но и старая элита - партийные работники, хозяйственники, часть советской интеллигенции, связанной с государственными и партийными структурами.
Давлат Худоназаров поддерживался большей частью творческой интеллигенции, Демократической партией Таджикистана, Народным движением «Растохез», студенческой молодежью, а также Партией исламского возрождения и мусульманским духовенством.
- Давлат Худоназаров имел также сильную поддержку в ельцинской Москве. Есть версия, что создание коалиции демократов с исламистами было разработано в Кремле. Но это был вынужденный союз, для укрепления единства коалиции в преддверии выборов не оставалось времени, - считает Нурали Давлатов.
Именно среди этих двух лагерей и шла борьба за власть. Не последнюю роль в расстановке позиций играла и региональная принадлежность представителей двух сторон.
С неожиданным предложением в те дни выступил глава мусульман Таджикистана, кози-калон Ходжи Акбар Тураджонзода. Чтобы избежать раскола общества, он предложил компромисс – избрать президентом Набиева, а вице-президентом сделать Худонозарова. Теоретически это было возможно, тогдашняя Конституция предусматривала пост вице-президента. По мнению Тураджонзода, оба политика могли бы хорошо дополнять друг друга – Набиев бы символизировал преемственность поколений и стабильность в обществе, а Худоназаров бы представлял интересы реформаторов и демократов.
Кто знает, прими тогда Набиев и Худоназаров этот вариант, возможно новейшая история Таджикистана складывалась иначе, и стране удалось бы избежать многих потрясений. Но этого не произошло - оба кандидата решили идти на выборы самостоятельно.
Выборы
В ПЕРВЫХ общенародных выборах президента Таджикистана приняли участие 2 257 476 граждан или 86,49% избирателей.
Согласно данным Избиркома, Набиеву отдали голоса 58,2%, Худоназарову - 30,05 %, прочие проголосовали за остальных шестерых кандидатов.
После объявления итогов голосования оппозиция заявила о многочисленных нарушениях, потребовала аннулирования их итогов и проведения повторного голосования. Председатель Демпартии Таджикистана Шодмон Юсупов сообщил тогда следующее: «По крайней мере, 15% голосов Набиев получил незаконно, а бюллетеней напечатано так много, что сейчас в них завертывают пирожки на душанбинском базаре».
- Были нарушения закона. Срывали встречи, запугивали сторонников, ограничивали доступ к средствам массовой информации, подкупали помощников… После выборов я призывал своих сторонников не выступать с протестами, не организовывать митинги. Я опасался, что эти выступления могли бы провести к столкновениям с властями, а в конечном итоге - к гражданской войне, – вспоминает сам экс-кандидат в президенты РТ Давлат Худоназаров.
- В переходный период выбор нового человека руководителем страны мог сыграть положительную роль, но этого не случилось. Надо признать, что, несмотря на созданные препятствия, основная причина поражения демократическо-исламского блока в выборах 1991 года была в их слабой консолидации, - вспоминает в своей книге «Фарёди солхо» (Отзвук прошедших лет) один из прежних активных деятелей оппозиции Бури Каримов.
Самые демократичные
ПО мнению многих наблюдателей, очевидцев тех и последующих выборов, избирательная кампания 1991 года, несмотря на критику оппозиции, все же была самой демократичной и прозрачной за всю политическую историю независимого Таджикистана. В этом позже признавались в частных беседах даже лидеры оппозиции: победа Набиеву была обеспечена и без возможных подтасовок.
В отличие от последующих президентских выборов кандидаты в президенты свободно передвигались по стране, знакомя жителей со своими программами. СМИ были доступны. Не было ограничений и в наглядной агитации. Наряду с проправительственными изданиями тогда активно печатались оппозиционные газеты – «Адолат», «Чароги руз», «Сухан». На каждом шагу можно было встретить рекламные плакаты и листовки с фотографией, автобиографией и краткой предвыборной программой того или иного кандидата. Календари с изображением кандидатов раздавались жителям повсеместно.
По мнению известного ученого, профессора Ибрагима Усманова, входившего тогда в предвыборную команду будущего президента Рахмона Набиева, выборы 1991 года действительно были одними из самых демократичных за весь период истории независимого Таджикистана.
- При правлении Михаила Горбачева власти, правящие партии в республиках постсоветского пространства, в том числе и в Таджикистане, были ослаблены. Вместе с тем заметно укрепились силы оппозиции. Именно это обстоятельство - участие в выборах двух практически равных сил - способствовало тому, что в этой избирательной кампании были соблюдены все нормы демократии, - считает ученый.
«Все 8 претендентов, - вспоминает Усманов, - были достойными кандидатами, известными широким слоям общества своей активной деятельностью в различных структурах».
- Нарушения были как с той, так и с этой стороны, но они не оказали существенного влияния на итоговые результаты выборов. Несмотря на то, что агитационная работа штаба Давлата Худоназарова была намного сильнее, энергичнее, чем наша, в первом же туре победу одержал Рахмон Набиев, что свидетельствовало о доверии большинства населения Таджикистана этому человеку, - говорит Ибрагим Усманов. - Это признали и сами представители оппозиции. Даже Дододжон Атовуллоев, активный член штаба Худоназарова, плакавший от обиды в день объявления результатов, позднее признался, что выборы 1991 года были одними из самых демократичных и прозрачных…
Последующие выборы, за исключением разве что выборов 1994 года, проходили уже с явным преобладанием кандидата от власти и ограниченными возможностями кандидатов от оппозиции.
Недолгое президентство
ПЕРИОД руководства страной Рахмоном Набиевым в качестве всенародно избранного президента оказалось недолгим. Ситуация в стране ухудшалась с каждым днем.
Оппозиция проводила свои многомесячные митинги на площади «Шахидон». О своем «нейтралитете» заявило МВД, на сторону оппозиции перешла национальная гвардия. Набиев попытался создать новую гвардию из ополченцев, прибывших в Душанбе из Куляба и Согда. Он раздал им автоматы, но и это не помогло – свои автоматы появились и у его противников…
В первых числах мая ситуация в стране вышла из под контроля, в Душанбе пролилась первая кровь – в стенах парламента был убит главный редактор газеты «Садои Мардум» Муродулло Шерализода. Оппозиция попыталась захватить Дом радио, потом здание КГБ - и опять были новые жертвы. 11 мая 1992 года под давлением оппозиции Набиев согласился на создание коалиционного правительства с её участием. Но это не спасло ситуацию. 24 августа был убит генеральный прокурор страны Нурулло Хувайдуллоев, а 7 сентября того же года в аэропорту города Душанбе Набиев был взят в заложники сторонниками оппозиции. Под дулами автоматов он был вынужден написать заявление об отставке. В стране воцарилось безвластие.
В ноябре 1992 года XVI сессия Верховного Совета собралась в Худжанде. Здесь от Набиева еще раз потребовали уйти в отставку – теперь уже официально. Одновременно парламент Таджикистана принял решение о приостановке президентской формы правления в стране.
…Первый всенародно избранный президент Рахмон Набиев скончался 11 апреля 1993 в своём доме в Худжанде. По официальной версии, причиной его смерти стал сердечный приступ.
Акаев назвал стоимость «тюльпановой революции» в Кыргызстане
Они виновны лишь в том, что лают. В Душанбинском приюте собак травят в третий раз, но отравитель не наказан
Таджикистан принимает участие в COP29 в Баку
Лидер Афганистана лишил МВД, Минобороны и разведку права выдавать оружие
Бойцы Таджикистана выиграли 14 медалей на чемпионате мира в Ташкенте
Multikid выходит на новый уровень: международные статусы и возможности для студентов Таджикистана
Весной Казахстан получит из стран Центральной Азии около 11 млрд кубометров воды
Почему «Почтаи точик» не пересылает посылки в Россию?
В Кремле отрицают, что Трамп и Путин созванивались и обсуждали войну в Украине
Глава Верховного суда Узбекистана раскритиковал судей за переполненность изоляторов и «нерешительность»
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
123425 ноября, 2013 20:34
позволю себе добавить, не только первый всенародный, но и ЕДИНСТВЕННЫЙ всенародный!
Rustam+25 ноября, 2013 14:44
Эта бездарная оппозиция во главе с Тураджонзода и им подобным ввергли страну в братоубийственную войну, нищету и хаос, не дали возможность законно избранному президенту руководить страной. И чего добились эти бездари, что стало лучше нам жить ? Тураджонзода, Давлат Исмон и его сподвижники должны были извиниться перед президентом за то, что под дулом автомата незаконно заставили его подписать заявление об отставке, это был государственный переворот. В общем ввергли страну в глубочайший кризис !
Патриот25 ноября, 2013 13:28
Это были первые и единственные домакратические выборы в Таджикистане. И единственные, на которые я ходил. И голосовал за Набиева! И я до сих пор уверен, что киношник не может быть руководителем. Это ему не кино, а жизнь.