Министр иностранных дел Таджикистана Сироджиддин Мухриддин рассказал в интервью РИА Новости, как западные санкции влияют на торгово-экономические отношения с Россией, зачем странам инвестировать в горнодобывающую и нефтегазохимическую отрасль, и почему Афганистан является ключевым вопросом во взаимодействии РФ и Таджикистана в области безопасности.

– В этом году мы отмечаем 30-летие установления дипломатических отношений между Россией и Таджикистаном. С каким «багажом» страны подошли к этой дате? По вашему мнению, насколько успешными были эти 30 лет для двусторонних отношений?

 Восьмого апреля 2022 года Таджикистан и Россия отметили знаменательную дату – 30-ю годовщину установления дипломатических отношений. К этому событию сторонами согласован план мероприятий, который наполнен содержательными мероприятиями.

Все 30 лет таджикско-российские отношения развивались исключительно по нарастающей на основе традиций дружбы, взаимного уважения и взаимной поддержки, на основе принципов и обязательств Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и Договора о союзническом взаимодействии, ориентированном в XXI век. Между нашими странами выстроилась устойчивая динамика взаимодействия во всех основных направлениях – политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной, военной и военно-технической.

За три декады Таджикистан и Россия смогли накопить солидный багаж совместных результатов. Большая договорно-правовая база, которая насчитывает более 300 межправительственных и межведомственных соглашений, является подтверждением вышесказанному.

Президент Таджикистана уважаемый Эмомали Рахмон много раз отмечал, что многоплановое развитие двусторонних отношений с Россией занимает одно из приоритетных направлений в системе внешнеполитических приоритетов Таджикистана.

 

– Что хотелось бы Душанбе изменить в сотрудничестве с Москвой, что оставить, а что, может быть, дополнить?

– Таджикско-российские отношения не нуждаются в корректировке. Конечно, все еще существует огромный незадействованный потенциал, который далеко еще не исчерпан. Поэтому мы с нашими российскими коллегами стремимся реализовать все намеченные цели.

 

– Какие есть планы по поводу визитов на высшем уровне? Планируете ли вы, уважаемый Сироджиддин Мухриддинович, или уважаемый президент Таджикистана посетить Российскую Федерацию в этот юбилейный год? Кого ждете с визитом в Душанбе?

 В юбилейный год нам удалось организовать два визита на высшем уровне. Так, 16 мая президент Таджикистана совершил рабочий визит в Россию для участия во встрече лидеров государств-членов ОДКБ. В рамках визита состоялись обстоятельные переговоры с президентом России. А 28 июня состоялся рабочий визит президента России в Таджикистан. Также хочу напомнить, что 5 сентября состоялся мой официальный визит в Москву.

 

– Как вы можете оценить экономическое взаимодействие двух стран? Насколько, по вашему мнению, двусторонний товарооборот отвечает современным реалиям? Будут ли стороны наращивать взаимодействие и в каких областях?

 Торгово-экономическое направление нашего сотрудничества остается важным сегментом наших отношений.

По итогам 2021 года Россия уверенно заняла первое место во внешнеторговом обороте Таджикистана. В прошлом году объем торговли составил почти один миллиард 400 миллионов долларов США, а за восемь месяцев 2022 года этот объем составил 908,2 миллиона долларов США. То есть все основания рассчитывать, что по итогам 2022 года в торговле мы выйдем на отметку в полтора миллиарда долларов.

На мой взгляд, нашим странам необходимо изменить структуру торговли, которая в настоящее время является ресурсно-сырьевой. Необходимо выйти на реализацию крупных инвестиционных проектов в горнодобывающей, металлургической, нефтегазохимической и других областях.

Наша страна придает важное значение созданию необходимых условий для благоприятного развития торгово-экономических отношений. Отмечу также, что 15 сентября в Душанбе пройдет Инвестиционный форум. Рассчитываем, что результатом работы форума станет заключение солидного пакета контрактов.

 

– В связи с санкциями Россия уже запретила экспорт некоторых товаров, ощущает ли Таджикистан нехватку товаров из России? Получал ли Душанбе заверения, что все поставки российских товаров будут поступать в Таджикистан в срок?

 Хотел бы подчеркнуть, что несмотря на пандемию, которая повлекла за собой определенное сокращение торгово-экономических связей между Таджикистаном и Россией, к концу прошлого года наши страны наверстали упущенное. В настоящее время мы не ощущаем нехватку поставок в нашу страну необходимых товаров из России.

 

– Как в Таджикистане относятся к идее перевести расчеты во взаимной торговле в национальные валюты? Готовы ли в Душанбе платить за российские товары в рублях?

 Министерства финансов и национальные банки двух стран активно обсуждают данный вопрос. Знаю, что в настоящее время продолжается работа по определению перспектив расширения использованиях национальных валют, в том числе анализируются различия национальных законодательств по валютному регулированию, текущее состояние взаиморасчетов в национальных валютах, а также выявляются возможные ограничения.

 

– Сможет ли Таджикистан работать с Россией в торговой, финансовой сферах в условиях столь масштабных санкций?

 Договорно-правовая база отношений между Таджикистаном и Россией в торгово-экономической сфере вполне позволяет нам, несмотря ни на какие ограничения, совершенствовать практику увеличения объемов двусторонней торговли и расширения номенклатуры товаров. Более того, нашими лидерами поставлена стратегическая задача на предстоящие годы – обеспечить качественный прорыв в торгово-экономических отношениях.

В новых условиях обе страны намерены также активнее использовать обширный потенциал межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, в том числе путем повышения эффективной и своевременной реализации всех принимаемых решений.

 

– Будут ли Таджикистан и Россия наращивать взаимодействие в сфере безопасности, особенно учитывая появляющиеся новые угрозы?

 Сотрудничество в области безопасности, военной и военно-технической сферах остается для нас важным направлением. Реализуется программа модернизации вооруженных сил Таджикистана. Кстати, Главы государств в ходе последних контактов пришли к общему знаменателю относительно ее обязательной реализации в полном объеме.

Естественно, возросшая напряженность в Афганистане является ключевым вопросом таджикско-российского взаимодействия в области безопасности.

Главы наших государств едины во мнении, что в этой стране необходим мирный диалог в целях формирования инклюзивного правительства с участием представителей всех этносов и политических сил Афганистана, в том числе таджиков, составляющих значительную часть населения Афганистана.

 

– Видите ли отток соотечественников из России за последний месяц?

 Прежде всего отмечу, что сотрудничество в миграционной сфере с Россией находится на хорошем уровне. В данном направлении взаимодействия между соответствующими структурами двух стран существует хорошая практика оперативного решения возникающих вопросов.

Подчеркну, что граждане Таджикистана все больше заинтересованы в легальном пребывании и трудовой деятельности на территории России.

Свидетельством этого является тот факт, что только в 2021 году наши граждане получили свыше 700 тысяч трудовых патентов. В денежном выражении наши граждане платят ежемесячно свыше четырех миллиардов рублей.

В целом за 2021 год в бюджет России за счет патентов граждан Таджикистана было переведено свыше 48 миллиардов рублей. Это почти 900 миллионов долларов.

Читайте нас в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК