Приход Дональда Трампа к власти в США связывают с кардинальными изменениями на глобальном уровне. По крайней мере, такие изменения он обещал во время своей предвыборной кампании.
Центральная Азия в его повестку не попадала, поэтому, региональные медиа и экспертное сообщество пытаются самостоятельно разобраться, что же может ждать регион.
Многочисленные мнения, высказанные на эту тему, имеют одну общую мысль – Трамп непредсказуем и в любой момент может изменить избранную ранее политику, поэтому прогнозировать его действия трудно.
Другая общность в этих мнениях сводиться к тому, что Центральная Азия не входит в фокус внимания США. Прежний интерес был проявлен в связи с нахождением контингента НАТО в Афганистане и с тем, что территории стран Центральной Азии использовались для военных баз коалиции.
С выводом военного контингента из Афганистана, интерес к Центральной Азии тоже спал. Но на регион косвенно будет влиять политика в отношении России и Китая, от которых ЦА сильно зависит.
Напомним, относительно этих двух стран Дональд Трамп говорил, что сможет договориться с Владимиром Путиным о завершении войны, а в отношении Китая планирует открыть «торговую войну», введя в отношении Китая ряд ограничений в торговле.
Член Нью-Йоркской академии наук, казахстанский эксперт Нурлан Мунбаев в интервью
Caliber поделился мнением, что США будут поддерживать минимальные связи с регионом, используя его, как «буфер между Россией и Китаем». И в этом контексте, возможно, усилят связи с Казахстаном и Узбекистаном.
«США могут инвестировать в инфраструктуру Центральной Азии, создавая альтернативные маршруты транспортировки товаров и энергетических ресурсов, оказывать поддержку развитию частного бизнеса, а также предложить странам региона помощь в борьбе с угрозами терроризма и экстремизма, чтобы снизить влияние России как основного гаранта безопасности», - считает эксперт.
Но страны ЦА пострадают от давления на китайскую экономику, так как торговля в ЦА «завязана на китайскую экономику». Также экономика пострадает, если будут ужесточены санкции в отношении России «из-за тесной интеграции с Россией через торговлю и трудовую миграцию».
Узбекские эксперты в свою очередь считают, что ужесточение позиции США по отношению к России - а это вполне может быть при «нетрадиционных подходах Трампа к принятию решений» - «может косвенно обеспечить государствам Центральной Азии большую безопасность».
Но вот политические взаимоотношения с Китаем могут «привнести новое измерение в геополитический ландшафт региона».
«С возвращением Дональда Трампа Узбекистану и его соседям, возможно, придется ориентироваться в сложной международной обстановке, сформированной усилившейся конкуренцией между США и Китаем и переосмысленными приоритетами США в Афганистане.
Эти события могут представлять как проблемы, так и возможности для Узбекистана, поскольку он стремится утвердить свой суверенитет и защитить региональную стабильность», - пишет издание KUN UZ, резюмируя свою беседу с узбекскими политологами.
Инвестиции будут, но ограниченные
По словам таджикского политолога Мухаммада Шамсуддинова, после завершения военной миссии в Афганистане в 2021 году, США переходит от военно-политического усиления своих позиций в регионе к усилению своей мягкой силы, а именно посредством СМИ, деятельности МПО и НКО и расширения инвестиционного присутствия в регионе.
«Вопросы безопасности не будут полностью закрыты, и какое-то сотрудничество в этом направлении сохранится, но основными направлениями будут СМИ и инвестиции. Последнее будет принято для противостояния влиянию Китая и России», - считает Шамсуддинов.
Однако политолог говорит, что в случае с Таджикистаном финансирование будет поступать в виде грантовых поддержек, как это уже делается, но для прямых иностранных инвестиций американского бизнеса Таджикистан пока остается непривлекательным.
Также, по его мнению, Трамп будет менее привержен идее поддержания демократических ценностей и прав человека, как это могло быть при президенте-демократе.
Другие собеседники «Азия-Плюс» согласны, что ситуация с правами человека будет ухудшаться. К тому же некоторые турбулентности в регионе могут происходить в связи с борьбой за влияние между Россией и Китаем.
«Если Россия завершит украинский конфликт с пользой для себя, то усилиться ее давление на регион, где уже усилилось влияние Китая. Но Китай скорее будет больше занят Тайванем, так как российский успех станет для него прецендентом для захвата Тайваня», - считает один из таджикских экспертов.
По его мнению, никаких кардинальных изменений, по крайней мере, в ближайшие полгода, не будет, потому что сам процесс принятия решений достаточно долгий. Даже если Трамп будет предлагать какие-то серьезные изменения, их нужно будет проводить через две палаты. К тому же это сопровождается долгими переговорами и, соответственно, долгим промежутком времени.
Также эксперт сомневается, что будут договоренности в пользу России, так как изначально позиции сторон слишком разнятся, и вряд ли международное сообщество поддержит статус-кво и снимет санкции с РФ.
Этой осенью оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК
Как США покупали и захватывали земли других стран
Как изменились цены на продукты питания в Таджикистане по сравнению с январем 2024 года
Почему таджикские футболисты за рубежом отказываются играть за сборную Таджикистана?
Кремль: Путин открыт к встрече с Трампом
"Талибан" требует от Запада уплаты репараций за 20 лет войны в Афганистане
Центральная Азия для США - не приоритет
Узбекистан с 2027 года может запретить пластиковые пакеты
«Безусловное освобождение»: Суд приговорил Трампа по делу Сторми Дэниэлс
США ввели санкции против российского нефтегазового сектора: "Газпром нефть - Таджикистан" в списке
ГЛАВНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ: Большие планы на цифровизацию, проектирование метро и два года без проверок
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста