Согласно схемам, картам административного деления и нормативным актам времён Советского Союза, протяжённость госграницы Таджикистана с Кыргызстаном в районе Согдийской области составляет 514 км . Из которых: 157 км находятся в Матчинском районе, 56 км - в районе Ганчи, 17 км - в районе Спитамен, 43 км – в Канибадамском районе, 186 км – в Исфаринском районе. 145 тыс. 200 га земли вблизи линии границы Матчинского, Ганчинского, Бободжон Гафуровского и Спитаменского районов считаются спорными территориями. Здесь в данный момент 143 га используются кыргызскими жителями и 2200 га – по праву гражданами Таджикистана, как пастбища.

В ходе заседаний совместных комиссий таджикская сторона многократно предлагала вариант раздела спорных территорий пополам. На что Кыргызстан категорически отказался.

Кыргызская сторона, опираясь на Соглашение о создании СНГ (1991 г.), Алматинскую декларацию (1991 г.) и Московскую конвенцию (от 15.04.1994 г.) о независимости, неприкосновенности и территориальной целостности, предлагает провести линию госграницы по фактическому её использованию . Так, КР в рамках деятельности межправительственной комиссии, опираясь на указанные международные правовые нормы, воздерживается от признания госграниц согласно нормативным актам современного времени.

Было проведено множество таджикско-кыргызских встреч. 21 сентября 2000 года была образована и начала свою деятельность правительственная комиссия по делимитации и демаркации госграницы с КР . Но с первого дня образования комиссии стороны не смогли прийти к согласию по вопросу использования нормативно-правовых актов.

Таджикская сторона предложила использовать материалы о национально-территориальном разделении 1924-1927 гг. Но Кыргызстан настаивал на использовании решения паритетной комиссии 1989 г. Таджикская сторона, настаивая на своей позиции, ссылалась на то, что решение паритетной комиссии 1989 года не прошло необходимые юридические процедуры и не может быть признано в качестве нормативно-правового акта. Кыргызская сторона мотивировала тем, что если бы не было необходимости раздела территории, то в последующие годы (1938, 1939, 1949, 1958, 1959, 1961, 1987, 1989 гг.) не были бы образованы другие комиссии. Но все комиссии, на которые ссылается КР, были основаны не для разделения территории, а для решения проблем использования и орошения земель . Кстати, все они также не прошли необходимые юридические процедуры .

В 1990 году, по просьбе Советов министров РТ и КР, для проведения юридической экспертизы документов 1924-1929 гг. о национально-территориальном разделении была создана комиссия Верховного Совета СССР, которая подтвердила легитимность вышеуказанных материалов. Но КР не признает это решение. 18 октября 2006 года стороны пришли к согласию об использовании документов о национально-территориальном разделении 1924-1927 гг. и решения паритетной комиссии 1989 года в определении линии госграницы на участках, где они соответствуют обоим актам одновременно. В случаях, когда территории не соответствуют двум документам одновременно, они должны оставаться нейтральными.

Ворух никогда не был анклавом

На сегодняшний день 505 км (51,2%) от общей границы прошли процедуру делимитации. На данном участке существует только две неопределенные территории - Алтын Мазар и Шатти (Джаббор Расуловский и Мургабский районы). Они являются спорными и до сих пор изучаются комиссией. Проблемы кыргызской стороны возникли с того момента, как началось деление границы в населённых пунктах, т.е. с Ганчинского района. Говоря об этих территориях, КР стала отрицать решение тех нормативно-правовых актов, на которые изначально ссылалась в 1989 году и взяла за основу решение паритетной комиссии 1958-1959 гг., которое регулировало вопросы использования земель и орошения, отвечая интересам КР. Например, район Овчи-Калъача Бободжон Гафуровского района Согдийской области, в котором находится водораспределитель, согласно документам 1924-1927 и 1989 гг., принадлежит Таджикистану.

Карта 1



Сегодня Кыргызстан, опираясь на документы 1958-1959 гг., предъявляет претензии и утверждает, что данный район принадлежит ему.

В 2012 году состоялось четыре заседания совместной комиссии, которые не дали желаемых результатов . Стороны пришли к решению о том, что до нахождения достаточных оснований отложат совместное заседание и будут искать материалы в архивах Российской Федерации и Узбекистана. Дополнительно найденные нормативные акты из архивов России подтвердили позицию Таджикистана. В них документально подтверждено и указывается на то, что территория Ворух Исфаринского района издавна не была анклавом на территории Кыргызстана, а была присоединена к городу Исфаре.

Анклав (от лат. inclavo - запираю на ключ) - это территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства. Ворух, согласно вновь обнаруженным документам, под такое определение не подходит.

В конце 80-х гг. в период правления Каххора Махкамова документом за подписью бывшего председателя Совмина Изатулло Хаёева на территории между джамоатами Ходжаи Аъло и Ворух, кыргызам во временное пользование было выделено 350 га земли . Эти земли они до сих пор не возвращают.

В связи с отмеченным, представляет интерес тот факт, что на полученной Таджикистаном архивной советской военной «Карте спорной территории» выход из ущелья (со склоном горы) и водозаборный узел, где кыргызстанская сторона сейчас намерена строить дорогу – территория Таджикистана. Таким образом, выходит, что Ак-Сай, как и Ворух, находится в изоляции. Это подтверждается и на американской военной карте 1955 года. Более того, на ней Ворух вообще не является анклавом и соединен с Таджикистаном, а Ак-Сай также принадлежит Таджикистану.

Карта 2



Яростное сопротивление

В начале 2013 года со стороны жителей села Ак-Сай Баткентской области Кыргызстана трижды была закрыта дорога, было зафиксировано пять случаев приграничных конфликтов . С целью решения спорных вопросов в 2013 году было проведено семь двусторонних встреч представителей Согдийской и Баткентской областей, города Исфары и правоохранительных органов обеих стран. С начала 2014 года – уже три. Но, к сожалению, ни по одному вопросу об использовании воды и земли, постройки дорог и объектов стороны до конца не пришли к взаимовыгодному решению.

По словам акима джамоата Ак-Cай, выделено более 20 млн. долларов для того, чтобы построили дорогу от Ак-Сая до реки Кирафшон. Конечная цель данного строительства заключается в изменении русла реки Кирафшон, которая является притоком таджикской реки Исфара и принадлежит Таджикистану . В этом случае Ворух, Чоркух, Исфара, Канибадам и часть территории Узбекистана лишатся вод реки Исфары. Также кыргызы планируют построить дорогу Ак-Сай-Тамдик-Баткент на спорных территориях . В то же время, по вине кыргызской стороны было приостановлено строительство интернационального моста и трассы Максат, выгодной обеим республикам. Единственным конструктивным решением устранить бесконечные приграничные конфликты является надлежащая делимитация и демаркация границы.