«Известия» нашли и исследовали аккаунт, с которого террорист-смертник Акбаржон Джалилов, подорвавшийся в понедельник в вагоне петербургского метро, выходил в социальную сеть «ВКонтакте» в свой день рождения — 1 апреля.

Анализ аккаунта позволил проследить связи Джалилова с террористическими группами. У Акбаржона было две страницы. Одна страница была заброшена в 2014 году, а вторая оставалась активной. Именно с этого аккаунта будущий смертник общался со своими сторонниками.

Кроме того, по неподтвержденным официально данным, Акбаржон Джалилов мог воевать в Сирии или Ираке на стороне боевиков группировки ИГ, запрещенной в России.

Акбаржон Джалилов — уроженец киргизского города Ош, по национальности узбек. Вместе с семьей перебрался на заработки в Россию, однако в 2011 году семья вернулась домой, а он остался в Петербурге и устроился на работу поваром в суши-бар. Юноше даже удалось то, о чем мечтают многие его соотечественники, — он получил российское гражданство. Что именно так резко поменяло его жизнь, еще предстоит выяснить, но три года назад 20-летний парень вдруг покинул Петербург. 

Друзья считали, что он уехал в Корею. Но не исключено, что на самом деле он был в Сирии или Ираке. Такие предположения высказал источник «Известий» в одной из российских силовых структур.

Затем Джалилов вернулся в Петербург и работал автослесарем. Последний раз он появлялся у родителей в начале марта 2017 года. Видимо, приезжал прощаться. Оттуда прилетел не как обычно в Пулково, а в Москву, где с кем-то встречался. Это мог быть куратор террористической ячейки либо непосредственный организатор теракта в питерской подземке.

Во вторник его родители весь день были на допросах в КГБ Киргизии, дом стоял на замке, а вокруг бродили местные журналисты. В Оше проживают его старший и младший братья. По данным «Известий», родителей уже отпустили, но они боятся возвращаться домой из-за журналистов.

Будущий террорист-смертник был не активным пользователем сети — на странице нет репостов и большого количества модных у пользователей интернета селфи. Друзей у него было 11 человек, а групп всего пять. Выделяется из них группа TAWBA с числом подписчиков 4,5 тыс. человек.

Эта группа, судя по содержанию, является первым уровнем экстремистской пропаганды и ступенью разделения на своих и чужих. Там «накачивают» молодых адептов религиозного экстремизма. Этот слой пропагандистских сообществ фактически выпадает из поля зрения силовиков из-за кажущейся невинности в сравнении с прямыми призывами.

Вот несколько цитат паблика:

«Дружи только с повинующимися Аллаху!»

«Дружба, вступление в родственные отношения (путем брака) и братство — всё это не дозволено, кроме как с людьми, повинующимися Всевышнему Аллаху, и именно так, как желает этого сам Аллах».

Тысячи россиян подписаны на такие группы, где их учат тому, что иноверцы плохие, неверные. Это первые уровни пропаганды, параллельно ведется работа и в офлайне. То, чем это может закончиться, если поступит приказ, — мы увидели на примере питерского метро.

Подобные группы работают не в лоб, они камуфлируют пропаганду, и потому трудно доказать их экстремистскую направленность. Данная информация является лишь косвенным подтверждением версии так называемого «исламского следа», окончательные выводы сделает следствие.

Судя по аккаунту в «ВК», Джалилов состоял и в других, более радикальных группах, называть которые не позволяет законодательство. 

— Несмотря на то что эти данные носят, безусловно, объективный характер, мы не беремся судить об истинных мотивах террориста. Все выводы должно сделать следствие, — пояснил «Известиям» директор Центра исследований легитимности и политического протеста Евгений Венедиктов. — Несмотря на активное участие данного лица в группах, носящих экстремистский характер, — это всего лишь косвенные доказательства.

Группа, которую посещал Акбаржон Джалилов, является частью международной сети подобных сообществ. Все они связаны с запрещенным в России ИГ, эта террористическая группировка сейчас олицетворяет радикальный исламизм и находится в состоянии войны с Российской Федерацией. Террор против мирного населения — их визитная карточка.

Произошедший в Петербурге теракт, к сожалению, подтвердил, что террористы в состоянии минимальными силами нанести значительный ущерб. Небольшая группа смогла парализовать значительную часть мегаполиса, на ликвидацию последствий были брошены как минимум тысячи человек, не говоря уже о психологическом воздействии на население.

— Что произошло в Петербурге? Вариантов много, это мог быть и акт одиночки, и тренировка, и тестирование действий спецслужб, то есть разведка, — пояснил подполковник запаса ВС РФ, ветеран боевых действий Василий Павлов. — В любом случае каждый совершенный теракт можно считать достигшим своих целей. Нужно понимать, что независимо от того, какими были цели данного теракта, война против нашего государства уже началась. Общество должно понять — мы теперь живем в новой реальности.

В Киргизии сегодня фактически открыто действуют ячейки запрещенных в России организаций «Хизб ут-Тахрир» и «Таблиги джамаат», поставивших перед собой цель — построить халифат в Центральной Азии. Особенно хорошо себя чувствуют миссионеры экстремистских течений на юге Киргизии, где живет бедный, но богобоязненный народ. 

Именно там находится город Ош, откуда приехал в Россию смертник. В этом районе много киргизов и таджиков, а также узбеков, к общине которых принадлежат Акбаржон Джалилов и его многочисленные братья.

По официальным данным киргизского государственного агентства по делам религий, в стране насчитывается порядка 2000 мечетей, в которых работают около 3000 имамов. Примерно 1000 мечетей действуют без официальной регистрации. В этих незарегистрированных мечетях очень сильны позиции радикального ислама. В последнее время набирает обороты другая тенденция — укрепление связей местного радикального подполья с зарубежными террористическими организациями. Этому способствует участие жителей Киргизии в сирийском конфликте. Согласно последним официальным данным, обнародованным Государственным комитетом национальной безопасности, в рядах боевиков сражаются свыше 600 граждан страны.

Возвращаясь на родину, эти люди распространяют джихадистские идеи и пытаются вовлечь уже существующие ячейки в международную экстремистскую сеть. Вместе с ними в Киргизию проникают эмиссары радикальных группировок, включая запрещенное «Исламское государство».