На онлайн-саммите ОДКБ президент Беларуси Александр Лукашенко призвал коллег оказать военную помощь Таджикистану, чтобы исключить повторения там казахстанского сценария. Насколько обоснованными могут быть такие опасения и существует ли реальная угроза стабильности Таджикистана?
Выступая на заседании глав государств-членов ОДКБ, глава Беларуси отметил необходимость предупреждения казахстанских событий в Таджикистане.
«Хороший повод сейчас собраться и поговорить о Таджикистане. Президент Таджикистана нас годами уже просит об оказании материальной поддержки и поддержки военной техникой.
Нам надо это сделать, чтобы потом нам это не обошлось дороже, как с Казахстаном — почти 200 рейсов мы совершили, перебрасывали технику, благо, что Россия согласилась.
Мне не хотелось бы, чтобы это случилось в Таджикистане. Лучше сейчас он там справится с этими проблемами», - сказал он.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, в свою очередь, сообщил о «дремлющих ячейках» в странах-членах ОДКБ, а также о террористах в северо-восточных провинциях Афганистана.
Движение «Талибан», которое сегодня контролирует Афганистан, уже отреагировало на слова главы Таджикистана и заявило, что никаких террористических ячеек в Афганистане нет.
Талибы и их партнеры
Несколько месяцев назад, после прихода талибов к власти в Афганистане «Азия-Плюс» писала о рисках, которые могут исходить из этой страны Таджикистану.
Движение «Талибан», которое признано террористическим в большинстве странах мира, говорило о том, что не намерено вмешиваться в дела соседей и не позволит другим террористическим группам использовать Афганистан в качестве плацдарма для перехода в соседние страны.
Однако еще до этого они также говорили о том, что перестали сотрудничать с «Аль-Каидой» и ИГИЛ и даже враждуют с ними, однако, расследование Совета безопасности ООН и разведки других стран свидетельствуют, что радикальные группы существовали на территории Афганистана всегда, в частности, на подконтрольных талибам территориях еще до их прихода к власти.
Более того, между лидерами «Аль-Каиды» и «Талибан» появились родственные узы.
Наши эксперты также говорили об угрозе террористических групп на границе с Таджикистаном, что даже если талибы не будут их поддерживать в открытую, то выдворять из Афганистана тоже вряд ли станут. Но это может оказаться делом времени.
«Скорее всего, талибы на некоторое время придержат своих союзников и не допустят массовых прорывов через границы, чтобы не портить отношения с Россией и КНР, с которыми у них уже, видимо, есть договорённости на этот счет. Но выгонять их из страны тоже не будут, да и вряд ли смогут.
Так что им дадут возможность продолжать свою деятельность: создавать тренировочные лагеря, базы, вести пропаганду и рекрутировать новых сторонников через Интернет и соцсети.
Другими словами, с приходом "Талибан" соседняя для нас страна превращается в плацдарм мирового джихадизма, откуда в дальнейшем эта идеология сможет активно распространиться по всему региону», - говорил таджикский политолог Парвиз Мулладжанов.
Эксперт-религиовед Рустам Азизи в свою очередь отмечал, что либо эти группы присягнут на верность талибам и им «на откуп» отдадут Север Афганистана, что уже несет угрозу безопасности Таджикистана, или же между талибами и этими группировками возникнет борьба и тогда, отступая под давлением талибов, они могут перейти границу, что тоже может создать проблемы на границе Таджикистана.
Нужен ли ОДКБ в Таджикистане сегодня?
Таджикский обозреватель Абдумалик Кадыров считает, что сегодня ни в самом Таджикистане, ни у его границ со стороны Афганистана не существует той угрозы, которую обрисовали участники виртуальной встречи Совета ОДКБ.
«Да, в Афганистане находится много членов террористической организации Исламское Государство, которые являются выходцами из Центральной Азии. Они там были до прихода к власти “Талибан”, они там есть и сейчас. Единственное, сегодня они чувствуют себя более вольготно, чем прежде. Но в остальном почти ничто не изменилось – ни количественный, ни качественный состав террористов», - считает он.
По словам обозревателя, после ухода американцев из Афганистана угроза со стороны таких групп, конечно же, возросла, хотя и сами Талибы, и российские дипломаты всегда уверяли, что новые власти Афганистана контролируют ситуацию и не допускают возможности использования территории соседней страны для совершения террористических атак на центрально-азиатские страны, «да и российская военная база в Таджикистане была усилена новыми вооружениями и бронетехникой».
По его словам, призывы о помощи со стороны Таджикистана не являются новыми. Президент Таджикистана всегда использовал возможность напомнить, что Таджикистан находится на передовой в борьбе с терроризмом, «что давало ему повод просить дополнительную финансовую и военно-техническую помощь, а также усиливать позиции силовиков страны».
«Думаю, что и на этот раз он воспользовался моментом, чтобы напомнить коллегам по ОДКБ о сложной ситуации у себя на границе и заручиться их поддержкой. Что касается заявления Лукашенко об оказании военной помощи Таджикистану, думаю это был обычный реверанс в сторону старого друга.
И хотя в Таджикистане, как и в Казахстане, достаточно много социальных проблем, однако ситуация здесь достаточно стабильная, за исключением ситуации в Хороге, которую, как мне кажется, власти уже взяли под свой контроль. Поэтому как таковой возможности повторения казахстанских событий не существует. Если, конечно, власти сами не спровоцируют какой-либо конфликт на ровном месте», - отмечает А. Кадыров.
Таджикский политолог Амири Замон считает заявление Лукашенко и в целом обсуждения на Совете безопасности ОДКБ несколько далекими от реального положения дел.
«Все без исключения говорили об угрозе террористов, “спящих ячейках” и других деструктивных элементах и ни разу не упомянули о социально-экономических проблемах в своих странах, которые в Казахстане стали причиной массовых протестов. Заявление Лукашенко прозвучало в таком же духе. Налицо то, что военно-политический блок проявляет, по крайней мере официально, готовность бороться со следствием, но игнорирует причины», - говорит политолог.
Относительно вероятности повторения казахстанских событий в Таджикистане, политолог отмечает, что Таджикистану может угрожать социальная нестабильность.
«Все текущие проблемы и угрозы связаны с плохим качеством жизни, безработицей, отсутствием необходимых возможностей для предпринимательства, отсутствием независимой судебной власти и т. д., что в совокупности может порождать социальную напряженность. Учитывая, что это длится много лет, можно говорить о любых угрозах. Поэтому таджикским властям есть над чем задуматься…
Конечно, на фоне казахской ситуации, власти могут воспользоваться некоторым опытом и заручиться поддержкой Москвы.
Например, Казахстан успешно использовал конструкцию о "двадцати тысячах подготовленных террористов", поэтому и Таджикистан скорее всего будет преувеличивать любую угрозу на границе. Но с другой стороны есть и кыргызский опыт, когда они также призывали ОДКБ вмешаться, но она не стала этого делать, ссылаясь на то, что это внутренние дела страны», - отмечает политолог.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.
Опасный мусор. Как утилизируют медицинские отходы в Таджикистане?
Узбекистан и Германия стали партнерами в сфере миграции
Эмомали Рахмон отправится на саммит глав государств Центральной Азии и Германии
Три таджикских дзюдоиста попали в топ-5 мирового рейтинга
В Сурхандарье заглушили скважину, из которой утекал сероводород
«Программа загружается, подождите…» Потянет ли Интернет в Таджикистане переход к электронной торговле?
Автомобиль чешской кругосветной экспедиции закончил свой путь в горах Памира
В Душанбе задержали очередного пьяного таксиста
Таджикские спортсмены завоевали 6 медалей на Всемирных играх кочевников
В Подмосковье сотрудник ГИБДД сбил троих детей. Двое из них – граждане Таджикистана
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста