Президент Кыргызстана Садыр Жапаров заявил, что местность Торт-Кочо (в Таджикистане - Зарафшон) на таджикско-кыргызской границе будет придан статус-кво.

Такое заявление он сделал на заседании парламента Кыргызстана, где рассматривался вопрос о ратификации соглашения между Кыргызстаном и Узбекистаном по совместному использованию водохранилища «Кемпирабад».

А подробности переговоров по границе с Таджикистаном Садыр Жапаров раскрыл, отвечая на критику депутата Адахана Мадумарова.

«Вы же говорите, что протокол по Торт-Кочо, который вы подписали, незаконен, можно с ним сходить в туалет. Но та сторона этого не делает, она берет его в руки и показывает. Показывала уже несколько раз. В Астане во время трехсторонней встречи (с участием президента России) тоже показывали, говоря, что подписываем вот так и не выполняем.

После этого Камчыбек Кыдыршаевич (Ташиев) дважды провел переговоры. Мы вернули его (Торт-Кочо) и придаем ему нейтральный статус, статус-кво. Мы убедили их, сказав, что пусть не будет ни нашим, ни их. Если только потом не передумают. Территория будет нейтральной – мы проезжаем в Лейлек, они проезжают в Ходжа-Ало», - цитирует Kaktus.media президента КР.

При этом Жапаров сказал, что с нейтральной зоны уберут дома: со стороны Таджикистана около 20 домов, с Кыргызстана - три-четыре дома.

На момент публикации материала нам не удалось взять комментарий таджикиских властей по этому заявлению. В МИД Таджикистана нам обещали позже предоставить информацию.

По данным ГКНБ РТ, 14 ноября в Душанбе прошло очередное заседание правительственных делегаций Таджикистана и Кыргызстана по делимитации и демаркации таджикско-кыргызской государственной границы под председательством глав ГКНБ двух стран Саймумина Ятимова и Камчыбека Ташиева. По итогам заседания подписан соответствующий протокол. Подробности не сообщаются.

Садыр Жапаров не первый раз ставит под сомнение протокол от 2009 года об аренде кыргызской стороной 275-метрового участка автодороги Таджикистана, где за последние годы произошло несколько вооруженных конфликтов. С кыргызской стороны тогда документ подписал Адахан Мадумаров, который на тот момент был секретарем кыргызского Совета безопасности.

Протокол об аренде был подписан на основе пункта 5 Соглашения между правительствами двух стран о взаимном отводе земельных участков от 18 мая 2005 года.

Теперь глава Кыргызстана говорит, что протокол не имеет юридической силы и Адахан Мадумаров не имел право подписи.

 

Дорога раздора

Мирзошариф Исломиддинов, бывший председатель города Исфара и неоднократный участник заседаний межправительственных комиссий по таджикско-кыргызской границе, ранее рассказал «Азия-Плюс», что представляет собой этот, якобы теперь «спорный» 275-метровый участок дороги на территории села Чоркух Таджикистана.

Про его словам, до 2010 года село Самаркандык Баткенского района и Лейлекский район Кыргызстана из-за своего географического расположения не имели прямой дороги, соединяющей их с остальной частью Кыргызстана. Жители для проезда в Баткен и обратно пользовались автодорогой, принадлежащей Таджикистану, через таджикские населенные пункты Чоркух и Сурх и пересекали границу на пограничном посту «Тангии Сурх».

В середине 2004 года правительства Таджикистана и Кыргызстана подписали протокол о необходимости строительства ЛЭП-220 от подстанции «Айгуль-Таш» Баткенской области до подстанции «Канибадам» в Согдийской области, строительства участка автодороги Ош-Исфана через таджикскую территорию и взаимном отводе земель под строительство этих объектов.

«По поручению правительства Таджикистана, администрация города Исфара, где я в то время работал, выбрала участок земли.

Было предложено проектировать и строить участок дороги от существующего пограничного поста «Тангии Сурх» вдоль аварийного сброса от водохранилища «Тортгуль» до автотрассы Исфара-Ворух: пересечь автодорогу недалеко от села Сурх путем строительства эстакады, далее метров 300 по поливным землям правобережья реки Исфара и после путем строительства моста соединиться с еще недостроенной дорогой на территории Республики Кыргызстан в местечке Шуристон», - говорит Исломиддинов.

Он отметил что в 2005 году было подписано межправительственное соглашение и Таджикистан за короткое время построил линию электропередачи ЛЭП-220. Однако, кыргызская сторона в течение 2-3 лет не приступала к строительству участка дороги Исфана-Ош через отведенную территорию.

«Построенная и введенная в эксплуатацию в присутствии премьер-министров обеих республик ЛЭП-220 так и не смогла решить вопрос перетока (в период энергокризиса) электроэнергии с Токтогульского каскада ГЭС в Таджикистан. Но это отдельная тема. Наши соседи изменили свое решение о строительстве участка дороги через погранпереход «Тангии Сурх» и приступили к её строительству вдоль Тортгульского канала к существующему мосту в местечке Зарафшон на территории Республики Таджикистан.

Они представили проект Протокола о необходимости предоставления им в аренду за символическую плату сроком на 49 лет 275-метрового участка земли, принадлежащего Таджикистану, где проходила грунтовая дорога и был мост, построенный в 1980-е годы прошлого века совхозом «Иттифок» Исфаринского района».

 

Не надо было соглашаться  на аренду

Мирзошариф Исломиддинов назвал 4 причины, почему не нужно было соглашаться на аренду.

«Мы - группа депутатов парламента Таджикистана и ответственные работники аппарата президента из Исфары - буквально за день до встречи официальных делегаций, которые в 2006 или в 2007 году должны были подписать этот протокол в присутствии президентов двух стран в таджикском городе Кайраккум (ныне Гулистон), обратились к высшему руководству страны с просьбой не соглашаться с данным протоколом по следующим соображениям:

- проектируемый и строящийся участок дороги Ош- Баткен-Исфана вдоль Торткульского канала проходит рядом с густонаселенными селами Сурх и Чоркух;

- дорога, как и канал, во многих местах будет проходить по землям, которые являются спорными и  ранее принадлежали РТ, и в советское время, в одностороннем порядке, без согласия Таджикистана были «присоединены» к территории Кыргызстана (ст.18 Конституции бывшего СССР гласила: «Каждая Союзная республика имеет свою территорию, территория Союзной республики не может быть изменена без ее согласия»);

- предоставляя участок земли длиной 275 метров для строительства дороги кыргызам на перешейке существующих границ, мы невольно и искусственно превращаем село Ходжаи Аъло как и Ворух в анклав;

- предполагаемый участок дороги пересекает автодорогу Исфара-Ворух, и могут возникать трудности и конфликтные ситуации при его совместной эксплуатации».

По его словам, тогда руководство республики приняло мудрое решение и сняло с повестки дня предстоящей встречи вышеуказанный вопрос.

«Но прошло всего 2 или 3 года, и мы узнаем, что Таджикистан в начале 2009 года все-таки согласился передать данный участок земли в аренду под строительство участка дороги.

Соседи на переданной в аренду земле реконструировали дорогу, мост и связали село Самаркандек и Лейлекский район, которые вышли буквально из коммуникационного тупика с остальной территорией Баткенской области», - рассказал собеседник.

А через несколько месяцев после открытия данного участка дороги, начались проблемы и стали происходить конфликтные ситуации в данном регионе...

Протяженность границы между двумя республиками составляет примерно 970 км, процедуры по ее демаркации после распада СССР не завершены. В настоящее время у двух стран нет договоренностей по 460 км из 970 км границы, что и вызывает конфликты между местными жителями.

Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.