Нужен ли душанбинцам зоопарк, сколько в нашей стране осталось снежных барсов и почему в последнее время увеличилось поголовье знаменитых баранов Марко Поло, «АП» рассказал председатель Ассоц иации охотников Таджикистана Алихон ЛАТИФИ.

- Алихон, 4 октября в календаре значится как Всемирный день защиты животных.

- Признаться, не люблю я эти международные даты, кампании, дни. Как правило, ничего с их помощью не решается. Я понимаю, что их создают, чтобы привлечь внимание к проблеме, но специальных дат стало так много, что мы на них, к сожалению, перестали обращать внимание.

- Давайте вместе обратим. Скажите, пожалуйста, если бы вам дали полномочия, что бы вы сделали с Душанбинским зоопарком?

- Я бы его убрал. К счастью, решение о создании нового зоопарка уже есть. Хотя, с моей точки зрения, место для нового зоопарка выбрано неудачно: там нет воды, значит, понадобятся насосы, а это дополнительные расходы на электроэнергию. Там лёссовая почва, которая сильно напитывается водой, что приводит к образованию оврагов, это тоже нежелательно для будущего зоопарка. Думаю, что перед переносом зоопарка в эту часть города, необходимо провести дополнительные серьезные экспертизы. Конечно, я поддерживаю идею создания нового зоопарка, потому что тот, который мы имеем сейчас, устарел и морально, и материально. В советское время он был не худшим в СССР, даже лучшим, чем в Ташкенте; у нас была хорошая коллекция животных, и, самое главное, многие из них размножались.

- Помните какие?

- Конечно, помню: многие виды обезьян, валлаби (семейство кенгуровых, – прим. ред .), вывести этих животных в неволе вообще очень сложно. В Душанбинском зоопарке впервые в мире Александр Баутин добился размножения сцинкового геккона (вид ящериц, – прим. ред .), правда, потом Московский зоопарк заявил, что впервые это случилось у них, но не важно. Хорошо размножались гривистые бараны, винторогие козлы, бухарские олени – все эти животные занесены в Красную книгу. Плохо размножались только крупные кошки, но это было связано с неудачным подбором пар, ведь сейчас львы размножаются у нас так, что их девать некуда, а тогда не получалось.

В общем, зоопарк давал хорошие результаты и жил полноценной жизнью. При нем работал клуб юных зоологов, после которого ребята становились серьезными учеными; работал лекторий, в котором посетители могли услышать лекции о мире животных; по всей территории зоопарка было представлено много наглядных материалов – плакатов, панно. Уже к концу СССР зоопарк стал деградировать: кормить животных стало дорого, вольеры устарели. Кроме того, само месторасположение зоопарка стало неподходящим: раньше это было окраиной города, теперь - почти центр. Он устарел во всех смыслах, нужно строить новый.

- Содержание зоопарка – это очень дорогое удовольствие.

- Естественно. Сегодня ни один зоопарк в мире не может существовать только за счет средств, которые платят посетители; зоопарки не могут продержаться и за счет продажи редких видов животных. Так что, планируя новый зоопарк, мы должны понимать, что это будет большая нагрузка на городской бюджет. Многие зоопарки в мире существуют за счет спонсоров, например Джерсийский зоопарк, основанный Джеральдом Дарреллом, на базе которого затем появился Фонд охраны дикой природы. Этот зоопарк начинал свою работу благодаря личным связям Даррелла, и сегодня у него весьма богатые меценаты и он выполняет задачи, которые перед зоопарками изначально ставил сам Даррелл – сохраняет те виды животных, которым грозит исчезновение.

- То есть нужны большие средства и такие люди, как Даррелл. Чего греха таить – ни того, ни другого у нас нет. А вы никогда не рассматривали идею о том, чтобы вообще закрыть зоопарк в Душанбе?

- Ну тогда давайте вообще ничем не будем заниматься, все закроем.

- Наверняка есть города, в которых нет зоопарка.

- Думаю, в Канберре нет зоопарка: город расположен на побережье - надел маску, нырнул под воду, вот тебе и природа. У нас же доступ к дикой природе ограничен. И как без зоопарка вы собираетесь воспитывать у детей любовь к природе и понимание ее?

- Мне кажется, что те условия, в которых сейчас находится Душанбинский зоопарк, играют отрицательную роль в воспитании у детей любви к природе.

- Дирекция нашего зоопарка выбивается из сил, чтобы как-то его содержать. Наш зоопарк – это руина, конечно. Но и в этих условиях люди пытаются там что-то делать, им надо отдать за это должное. Хотя сделать там ничего уже нельзя, нужен новый зоопарк. И поверьте, он нужен в образовательных целях. Например, был я в Копенгагене, там при зоопарке слоновник - огромный зал, где ребенок может собрать скелет слона, тут же ему объяснят разницу между индийскими и африканскими слонами, он может послушать лекции или посмотреть фильмы о жизни этих животных. Шикарная вещь! Зоопарк – это ведь не только увеселительное заведение, но и образовательное. Кроме того, я же говорю, его главная задача заключается в том, чтобы сохранить животных, которые находятся в группе риска. По сути, сейчас в охране нуждаются и некоторые породы домашних животных, которые проигрывают в продуктивности, но это не значит, что они должны исчезнуть. В СССР был создан заповедник для сохранения именно исчезающих пород домашних животных, и только благодаря этому была сохранена шотландская корова, якутская лошадь – это вообще уникальное животное: живет в условиях тайги, питается подножным кормом, шерсть длиной до 28 сантиметров.

- Содержать зоопарк домашних животных дешевле?

- Не думаю. Содержание овцы обойдется вам так же, как и содержание оленя Давида. Только олень Давида внесен в Международную красную книгу, а овца, даже исчезающая порода, - это овца. Мы ее не воспринимаем, к сожалению.

- Скажите, ситуация с охраной дикой природы Таджикистана не такая, как с Душанбинским зоопарком?

- На мой взгляд, ситуация стала лучше, чем была в момент развала СССР. Дело в том, что раньше территория Таджикистана широко и активно осваивалась, что сокращало ареалы диких животных. Развивалось сельское хозяйство, в том числе и с применением огромного количества химикатов, особенно на хлопковых полях. Использование удобрений уничтожило намного больше животных, чем мы можем себе представить. Мы наказывали браконьера за уничтожение одной бабочки, а за то, что на полях погибала целая популяция насекомых, никто ответственности не нес. Например, из-за этого в Таджикистане фактически вымер фазан. Сейчас химикаты тоже используют, но не в таком количестве, тем более мы перестали засеивать все свои поля хлопком. В итоге численность того же фазана резко возросла, сейчас она достигла показателей 20-х годов прошлого века.

- А как обстоят дела с нашим Марко Поло?

- В советское время существовали данные о том, что поголовье архара составляет 70 тысяч. Хотя мы много обсуждали эту цифру и приходили к мнению, что она завышена. В 1989 году был совершен первый вертолетный учет, тогда мы насчитали 10-12 тысяч голов. Такое резкое сокращение объяснялось тем, что к тому времени на Восточном Памире активно развивалось животноводство, все пастбища были заняты домашним скотом, кроме того, архаров истребляли браконьеры. Было принято решение внести Марко Поло в Красную книгу, он там числится и сегодня.

Тогда же при ВЛКСМ была создана коммерческая организация «Спутник», которая первая организовала охотничьи туры на Восточный Памир. И, как ни странно, это оказалось благом для архара. Дело в том, что охотнику не нужен любой баран, ему нужен трофей, т.е. взрослая особь, с огромными рогами. Кстати, такие бараны чаще всего уже выпадают из системы размножения в силу возраста. Соответственно, такого барана нужно вырастить. Это очень быстро поняли фирмы, которые вслед за «Спутником» стали организовывать охотничьи туры. Они стали охранять территории, на которых обитает Марко Поло, от браконьеров. В итоге последние два учета - в 2010 и 2015 годах - показали хорошие результаты: поголовье Марко Поло сегодня составляет 24-25 тысяч. Это хорошие цифры. Не так давно мы были на конференции, посвященной охоте, там были наши соседи из Кыргызстана, у которых тоже обитает Марко Поло. Так вот, когда мы продемонстрировали съемки наших архаров, они были в полном восторге. Потому что это выглядело примерно так, как в африканских национальных парках, когда через саванну проходят тысячи гну. У нас такая же картина с архарами.

- Только охрана от браконьеров повлияла на увеличение поголовья?

- Охрана – это главный фактор. Но существует и множество других моментов, которые нужно учитывать. Например, охрана территорий, на которых матки пасутся с ягнятами, чем также занимаются наши фирмы. Кроме того, Мургабский район в настоящий момент получает значительные средства от Комитета по охране окружающей среды при правительстве РТ, а Комитет, в свою очередь, получает эти средства от организаторов интерохоты. Часть этих денег используется для обеспечения населения Мургаба углем, и людям не приходится отапливаться терескеном – кустарником, который является основным кормовым объектом архара.

Плюс ко всему этому президент вводил двухлетний мораторий на отстрел Марко Поло, что также положительно повлияло на его поголовье.

Такая же ситуация и с мархуром - винторогим козлом, его поголовье сейчас достигает тысячи голов, а в 1989 году было всего 150 голов. То есть тенденции меня устраивают; не могу сказать, что все замечательно, но в целом даже популяция снежного барса стала выше: сейчас их порядка 300 особей.