Ровно девять лет назад в системе образования началась борьба с использованием школьниками мобильной связи.

После недавнего случая с гибелью ученицы столичной  школы №14 РТСУ и рассказанных нам родителями школьных историй с участием милиции мы снова решили вернуться к этой теме.

В прошлый понедельник в столице произошло очередное трагическое происшествие: школьница российско-таджикской общеобразовательной школы РТСУ погибла под колесами водителя-лихача, который наехал на нее и двух ее спутниц, когда они переходили дорогу по зебре.

По сообщению УГАИ МВД, три школьницы примерно в полдень переходили дорогу, и в это время на них был совершен наезд: "Одна из школьниц скончалась сразу, вторая находится в реанимации, а третья не получила каких-либо ранений и чувствует себя хорошо. Водитель попытался скрыться с места происшествия, вероятно надеясь остаться ненаказанным, но был задержан".

Проезжавшие мимо водители отвезли тогда двух пострадавших девочек в Медгородок. В социальных сетях широко обсуждалась эта трагедия, и многие родители указывали на необходимость поддержания постоянной связи с детьми, которым, увы, запрещено носить мобильные телефоны в школу.

Обратившиеся в «АП» родители столичных школьников рассказали свои истории, связанные с поддержкой связи с детьми.

По словам Сафарали, родителя столичного девятиклассника (по просьбе родителей имена изменены, номера школ не указываются), ему позвонила классная руководительница сына и попросила явиться в отделение милиции района Сино. Там он узнал, что его сын вместе с одноклассником сбежал с урока математики во время контрольной работы. Ученики выпрыгнули в окно, но их задержали нанятые для охраны школы милиционеры службы охраны МВД.

«Вдобавок в кармане сына нашли мобильный телефон. Детей отвели в отдел милиции. Вид у детей, когда я их там увидел, был испуганным. С меня потребовали уплатить штраф в размере 250 сомони, на руки милиционеру. Составлял ли милиционер протокол, не знаю, по крайней мере я его не подписывал. Но, как мне известно, сбежать с урока, иметь при себе мобильный телефон - это не преступление. И при чем тут милиция? Разве штрафы налагаются не в судебном порядке? Насколько правомерны действия охранников школы и сотрудников милиции?» - спрашивает отец ученика.

Мама другого школьника, Матлюба, указала, что в том же районе Сино постоянно сотрудники милиции проводят рейды, обыскивают школьников. Женщину тоже интересует, насколько правомерны действия сотрудников правопорядка.

Напомним, запрет на использование мобильных телефонов в учебных заведениях начал вводиться еще весной 2007 года. Позже, в марте 2009 года, это было закреплено законодательно.

Сбежавший ученик – преступник?

В первую очередь, за комментариями мы обратились в столичное управление образования, где нам пояснили, что родители столичных школьников по-прежнему очень часто обращаются с претензиями по поводу отсутствия связи с ребенком после введения запрета на использование учащимися мобильных телефонов.

Многие родители говорят, что из-за отсутствия школьных автобусов не могут контролировать передвижение детей на общественном транспорте и беспокоятся за них.

По словам начальника столичного управления образования Хамидуллохона Факирова, два года назад на встрече директоров школ было принято решение об установке стационарных телефонов в школах.

«Но из-за ограниченных возможностейу самих учебных заведений стационарные телефоны установлены не во всех школах», - говорит Факиров, отметив также, что запрет на использование мобильной связи в образовательных учреждениях практикуется во многих странах.

«Относительно трагедии, случившейся в 14-й школе, в первую очередь, хочу принести соболезнования родителям погибшей девочки, - сказал Факиров. - Как я узнал позже, оба родителя погибшей девочки - ученые-медики. Трагедия случилась по вине водителя, и он понесет заслуженное наказание. Многие говорят о необходимости принятия мер, установке дополнительных светофоров, «лежачих полицейских», и этим, думаю, должны заняться соответствующие структуры МВД. А вот запрет на использование мобильных телефонов в этом случае ни при чем…О милицейских рейдах и штрафовании родителей сбежавших с урока школьников скажу одно: официального запроса на проведение рейдов в школах города ко мне лично не поступало. Уменя нет информации о том, где были сотрудники милиции и с какой целью. Мы уже не раз обращались к руководству Управления МВД города Душанбе с требованием не проводить никаких рейдов без участия педагогов. А также подчеркивали, что людям в форме нельзя входить в школу, нельзя прерывать урок или обыскивать сумки школьников».

Относительно охраны в школах, Факиров сообщил, что не все общеобразовательные учреждения города имеют ограждение, поэтому вопрос с охраной не решен до конца, некоторые школы пользуются услугами охранных агентств, некоторые школы в этом году заключили договоры со службой охраны МВД.

«Но никто не имеет права не пускать ученика на территорию школы, срывать уроки рейдами. Относительно случая со сбежавшими с контрольной учениками скажу, что школа должна конкретно указать на обязанности охранника, которые прописаны в его индивидуальном договоре. Я больше чем уверен, что там нет пункта «задерживать и подвергать приводу в отделение милиции сбежавших с урока учеников». Сбежавший ученик - не преступник. Согласитесь, каждый должен выполнять свои обязанности. Школа, в свою очередь, обязана довести до родителей возникшую проблему, чтобы совместно решить ее», - добавил глава столичного управления образования.

Штрафы налагает суд, а не милиция!

За комментариями мы обратились также в пресс-центр МВД. Начальник пресс-центра указал, что данные действия сотрудников милиции являются незаконными и родители вправе обратиться в прокуратуру. Но подробных комментариев мы так и не получили.

Тогда за консультацией мы обратились к юристу ОО «Независимый центр по защите прав человека» Абдурахмону Шарипову.

- Насколько оправданны ограничения на использование средств связи школьниками и нужны ли они вообще?

- Проблема актуальна, как для государства, гарантирующего обеспечение порядка при обучении в школах, так и для родителей, беспокоящихся о местонахождении своих детей. Запрет на ношение и использование мобильных телефонов на территории образовательных учреждений должен все-таки носить ограничительный характер. Но у нас учащимся вообще запрещают иметь при себе телефон, как средство связи с родителями.

- Милиция проводит регулярные рейды в школах. Налагает штрафы, которые уплачиваются без каких-либо квитанций.

- Данные действия незаконны. Денежные штрафы должны уплачиваться через учреждения сберегательного банка с предоставлением квитанции, а само наложение штрафа должно быть на основе обоснованных административных протоколов. Кроме того, привлечение родителей к ответственности - а согласно ст. 8 Закона РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», за ношение и использование ребенком мобильного телефона именно родители несут ответственность - должно решаться через суд.

-  Каков размер штрафа и как он должен налагаться, как уплачиваться?

- Штраф налагается только судом. Размеры штрафа определяются также судом, сумма колеблется от 40 до 400 сомони, исходя из установленного размера показателей для расчетов.

- Законны ли рейды милиции на территории образовательных учреждений, в ходе которых сотрудники проверяют сумки школьников без участия педагогов, прямо у входа, или врываются в классы во время уроков?

- Без участия педагогов или родителей (или лиц, заменяющих родителей) проводить досмотр запрещено. Это нарушение правил проведения досмотра. В целях проведения профилактических и воспитательных мероприятий допустимо посещение образовательных учреждений в форменной одежде, но только по согласованию с руководством системы образования.