На законодательном уровне имена, чуждые национальным ценностям таджиков, внесены в «черный список». «Реестр национальных таджикских имен» пока еще не утвержден, но некоторые отделы ЗАГС на местах вовсю запрещают те или иные имена на свое усмотрение, предлагая списки собственного сочинения.
Мухаммад - нельзя, а Виночерпий - можно?
В редакцию «АП» обратилась Саодат, жительница района Рудаки, которая рассказала, что хотела назвать своего внука Абубакр. В районном ЗАГСе ей отказали, указав, что это имя является чуждым и запрещенным в стране.
- В качестве альтернативы Абубакру в ЗАГСе предложил популярное и патриотическое, по их мнению, имя Сомон. В чем проблема, ведь Абубакр - вполне благозвучное и популярное имя в мусульманском мире? Это же не какие-нибудь там Камень (Санг), Собиратель Колючек (Хоркаш) или Топор (Табар)? - вопрошает Саодат.
На прошлой неделе в таджикском сегменте «Фейсбука» очень бурно обсуждалась история одного из фейсбукчан. Автор поста пишет, что хотел назвать новорожденного Ёсин, но органы ЗАГС отказали ему, мотивируя это тем, что в их списке «такого имени нет, значит, оно запрещено».
Таких историй много, и мы решили провести свой эксперимент и направились выбирать имя для предполагаемого отпрыска.
Так, корреспондент посетил ближайший отдел ЗАГС, в нашем случае района Шохмансур, и обратился с вопросом: «У меня недавно родился сын, хочу назвать его Абубакром или Ёсином. Какие документы мне нужно представить, кроме справки из родильного дома о факте рождения ребенка?»
Сотрудница, регистрирующая новорожденных, просмотрев свой «Список красивых и многозначных имен для мальчиков и девочек» на двух листах, заявила, что имен Абубакр и Ёсин в этом списке нет.
- Вот список, снимите за углом копию, ознакомьтесь с ним, выберите лучшее и приходите в четверг. Кроме этого не забывайте, что имя и фамилия будет с окончанием «-зода». Если хотите оформить окончание фамилии на «-ов» несите подтверждение о наличии второго гражданства (российского. - Прим. ред. ).
Просмотрев предложенный нам в ЗАГСе список, мы насчитали 152 имени. Однако таких популярных во всем мире имен, как Мухаммад, Абубакр или Ёсин, указанное фейсбукчанином, и даже Рахмон, мы не нашли. Зато нашли Соки (Виночерпий), Хакдуст (Правдолюб) и другие «красивые» имена.
На вопрос, кем этот список разработан и утвержден, в ЗАГСе нам затруднились ответить, сославшись на отсутствие времени на «пустые разговоры».
Напомним, почти пять лет назад президент Э. Рахмон поручил разработать и вынести на всенародное обсуждение законопроект, предусматривающий присвоение детям имен с учетом национальных ценностей. Тогда он призвал родителей не давать детям неблагозвучные имена. Немного ранее глава государства предложил не использовать в фамилиях русские окончания.
Ровно месяц назад, в середине марта, президент Рахмон утвердил принятые поправки к Закону «О государственной регистрации гражданских актов», регулирующие процесс выбора имен для новорожденных. Согласно им запрещается давать при рождении имена, унижающие честь и достоинство человека. Согласно внесенным поправкам в ст. 20 этого закона присвоение имен и их правильное написание в РТ осуществляется согласно Реестру таджикских национальных имен, утверждаемому правительством страны.
Хотя Реестр уже разработан Комитетом по языку и терминологии при правительстве РТ, но пока еще не утвержден. Какой тогда список предложили нам в ЗАГСе и почему Мухаммад, Ёсин или Абубакр оказались в запрете?
ЗАГС: Арабские имена нам чужды
В первую очередь за комментариями мы направились в Управление ЗАГС Минюста РТ.
Замначальника управления записи актов гражданского состояния (ЗАГС) Минюста РТ Джалолиддин Рахимов в интервью «АП» заявил, что согласно поправкам, внесенным в Закон «О государственной регистрации актов гражданского состояния», родителям запрещается называть новорожденных детей именами, обозначающими названия предметов, птиц и животных, а также включающих слова «мулло», «халифа», «тура», «ходжа», «шайх», «вали», «охун», «амир», «суфи» и другие, широко используемые в различных регионах страны, так как они чужды национальной культуре, принижают честь и достоинство человека, разделяя людей на социальные слои.
- Что касается вашего вопроса относительно имен Ёсин или Абубакр, это имена арабского происхождения, и они чужды для нашей таджикской культуры, эти имена получили широкое распространение после усиления влияния ислама. Граждане страны должны давать своим детям имена, по которым везде бы узнавали об их родине.
Дж. Рахимов подтвердил, что сотрудники загсов предлагают выбирать исконно таджикские имена из своего перечня.
- В худжандском издательстве «Ношир» в 2013 году тиражом 200 экземпляров была издана книга «Фарханги ном» под редакцией Фарзоны духти Саидумрон, где приводились исконно таджикские имена и их значения. Это уникальная книга, но на все отделы ЗАГС ее не хватило. Законом предусмотрено при выборе имен использование после утверждения «Реестра национальных таджикских имен», но пока он не утвержден. Я еще и его проекта не видел. Нововведение коснется только таджиков; национальным меньшинствам, проживающим в Таджикистане, разрешено выбирать имена для детей согласно своим культурным традициям.
Отделы ЗАГС «перегибают»?
- Правительство страны поручило разработать реестр национальных таджикских имен, а не отдельный список, – говорит юрист Шоира Давлатова. - Тот указанный список в данном случае не является нормативно-правовым документом, соответственно не несет обязательного характера. «Список красивых и многозначных имен для мальчиков и девочек» от отдела ЗАГС носит рекомендательный характер и не является основанием для ограничения при выборе имени.
Единый реестр таджикских имен планировался к изданию в начале 2016 года после рассмотрения правительством. На какой стадии готовности он находится и что будет представлять собой? С этим вопросом мы обратились в Комитет по языку и терминологии при правительстве РТ.
Начальник отдела регулирования терминов Комитета по языку и терминологии Рахим Зулфониён в интервью «АП» рассказал, что Комитет в рамках Программы государственного развития на 2012 – 2016 годы совместно с рабочей комиссией в составе 15 человек: ученых-лингвистов, специалистов АН РТ, преподавателей вузов, сотрудников научного издательства «Таджикская национальная энциклопедия» – занимался разработкой реестра национальных таджикских имен.
- В соответствии со статьей 20 Закона РТ «О государственной регистрации актов гражданского состояния» в этот реестр вошли 4500 таджикских имен для мальчиков и девочек. Во избежание ошибок при написании имён в документах для каждого имени приводятся варианты написания на таджикском и русском языках и на латинице.
Р. Зулфониён отметил, что разработчики реестра учли немаловажный момент, включив арабские и тюркские имена, которыми на протяжении тысячелетий нарекали детей наши предки.
- Но в любом случае мы призываем родителей новорожденных воздержаться от труднопроизносимых и сложных имен и нарекать своих детей легкими и красивыми именами. В реестр не включены имена, обозначающие цвет, названия животных (за исключением Шер (Лев), что символизирует в таджикском языке мужество и бесстрашие), названия зловещих птиц (например, Зог – Ворон), названия овощей, фруктов, предметов обихода. В реестре приводится полное и правильное написание имен. Например, имена, образованные от имени пророка Мухаммад (с.а.с.), которое по различным причинам претерпело изменения, сократившись до ма, мат, мад, мамад, махмад. Например, Мадкарим – Мухаммадкарим, Нормат – Нормухаммад, Маниёз – Мухаммадниёз, Махмадджон – Мухаммадджон и др.
Собеседник добавил, что в зависимости от региона одно и то же имя может употребляться и как мужское, и как женское, например: Каромат, Саломат, Мухаббат, Дилшод, Шамшод и другие.
- Выделение в именах слов «мулло», «халифа», «тура», «ходжа», «шайх», «вали», «охун», «амир», «суфи» и других, как принижающих честь и достоинство человека, разделяющих людей на социальные слои, запрещены. Например, Сайид Носир Хусрав, Амир Сайид Олимхон и другие. Но их использование в основе имени не запрещается. Например, Муллоахмад, Саидхоча, Амиршох, Шохдавлат, Абдуллохон. В дополнение к данному Реестру будет опубликован «Словарь национальных таджикских имен» в двух томах, с приведением значения каждого имени.
По словам собеседника, реестр будет по мере внесения изменений ежегодно дополняться.
- Допустим, родитель хочет назвать ребенка именем, не вошедшим в Реестр. Он обращается в комиссию по языку и терминологии при местном хукумате. Имя будет рассмотрено специалистами и Комитет вынесет свое заключение, и если оно будет положительным, то это имя будет включено в следующее издание Реестра.
Р. Зулфониён отметил, что Фарзона духти Саидумрон несколько лет назад выпустила книгу «Фарханги ном», из этой книги при составлении Реестра взяли определенную и приемлемую часть, но не все.
- В СМИ распространяется много неверной информации об исключении арабских имен, но это не так. Например, в Реестр вошли имена Мухаммад и Абубакр, которые вы указали. Но Ёсин - это не имя собственное, а название суры священного Корана, и оно не включено в Реестр имен.
Что касается списков органов ЗАГС, Р. Зулфониён отметил, что органы ЗАГС используют и предлагают гражданам брошюрки с перечнем имен, ни с кем не согласованные. Они имеют не только грамматические ошибки, но и неприемлемые диалектизмы. В ходе проверок в течение последних трех лет специалистами Комитета был выявлен ряд таких нарушений в городах и районах страны.
В заключение собеседник отметил, что после рассмотрения министерствами и ведомствами и представления правительству Реестр будет утвержден в ближайшие недели и сотрудники ЗАГСа будут обязаны придерживаться данного Реестра при записи имен новорожденных.
Таджикистан подписал соглашений на $812 млн для достройки Рогунской ГЭС
Как Таджикистан теряет наследие Великого Шелкового пути
В коррупции в Минобороны Таджикистана обвинены еще 26 госслужащих
Судья в США обязал администрацию Трампа возобновить программы внешней помощи
5 самых новых и дорогих автомобилей 2024 года: роскошь, мощь и инновации
В Самарканде в апреле пройдет первый саммит Европейский союз — Центральная Азия
Более 30 человек осуждены по обвинению в попытке теракта накануне Навруза-2024 в Вахдате
Вице-президент США пригрозил отправить американских военных в Украину в случае провала переговоров с Москвой
Госдолг Таджикистана снизился до уровня 15-летней давности
Госбюджет Таджикистана в 2024 году лишился 27% внутренних налогов из-за льгот
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Северянин21 апреля, 2016 19:05
Словарь кончился?)))) Нравится мне когда так)))))
Mumtoz21 апреля, 2016 09:56
Уважаемая Л,Вы меня простите,но нельзя ребенка называть Тамерланом.Тамерлан-это сокращенное от "Темури Ланг",что означает (дословный перевод)"Темур хромой".Как можно своего ребенка называть хромым,косым и т.п.
младший20 апреля, 2016 23:10
создаётся впечатление, что тему специально создают, чтоб отвлечь от основного!
UJ20 апреля, 2016 20:09
Помню примерно несколько лет назад русские начали давать своим детям все чаще европейские и американские имена, но сейчас такие случаи в России встречаются все реже и реже. А все потому, что времена трудные а патриотизм все крепчает. У нас в стране тоже трудные времена, а патриотизма как и не было до сих пор нету...
Нигора20 апреля, 2016 08:28
в юристы-законодатели пробрались тупицы, которые не отличают обычного права от писаного права. правильно тут отмечают, что началось все с дурацкого закона об упорядочении традиций вообще комменты замечательные О, если б имущие их читали...
ИнфинитИ20 апреля, 2016 07:55
Успокойся уже)))Удели внимание другим(их тут сотни,видать тоже к окулисту пора тебе),а то прям заклинило.Такое ощущение,что на сайт заходишь мои комменты почитать.Спасибо за внимание)
Северянин19 апреля, 2016 22:12
Я прочитал еще раз и тебе советую. Или лучше к окулисту сходи)))) А то что я только тебе пишу, так это только потому что ты мне Псаки напоминаешь)))) А волосы у тя не светлые?))))))))))
Мигрант19 апреля, 2016 21:19
Вообщемто сначала надо понять что за этот закон и насколько ограничивает права людей и примут ли это. Если я правильно читал и еще до сих пор не изменен то у нас по конституции демократия но в практике превратился в таджикскую демонкратию. То что сейчас делает и до этого сделал это называется диктовка диктатура мы на пороге новой стадии укрепления диктатуры или полного разрушения сегодняшнего мира и спокойствия в нашей стране. Общаясь с людми (нашими) каждый раз получаю подтверждение поговорки "какой народ такой и правител". Наш народ (большинство) даже не хотят узнать о сегодняшных событиях, не ищут причину сегодняшнего состояния, нищеты и всех бед. Им все равно кто правит и в каком положении они и не думают о будущем. Они живут сегодняшним днем, им не нужны "лишные проблемы" пусть делают все что хотят с другими, соседом, родственником, земляком лишь бы не трогали ему. А когда придет его очередь тогда и будет согласен со всеми. После этого могу сказать что этот народ достоен, достоен всякому унижению.
Эмигрант19 апреля, 2016 13:09
Насколько я понял, нежелательными являются имена Гург, ЗОF и т.п. Интересно, а вот имя Шер (Шерали, Алишер)тоже запрещено? Если нет, то кто установил, что имя "волк" унизительнее имени "лев"?
ИнфинитИ19 апреля, 2016 12:02
Паранойя у тебя,если не можешь пропустить не один мой комментарий без внимания))У него нет ни слова про христиан,это ты придумал.Прочитай его коммент,я цитирую его текст.Понимаю,что хочешь вставить свои 5 копеек везде,не выдумывай отсебятину.Ответь хоть раз кому-то другому,кроме меня)))
Душанбинец119 апреля, 2016 11:46
Бо ин ду-се нодон, ки чунин медонанд, Аз ҷаҳл, ки донои ҷаҳон эшонанд. Хар бош, ки ин чамоа аз фарти хари, Хар к-у на хар аст, кофираш мехонанд. ******** Среди невежд, где каждый мнит, что — первый Светила, в самомнении пещерном, Ослом быть надо в сборище ослов. Всяк не осел, у них слывет неверным.
1978150619 апреля, 2016 11:21
дЕБИЛ НА дЕБИЛЕ СИДИТ И дебилами ПОНУКАЕТ!!! бОЛЬШЕ СКАЗАТЬ НЕЧЕГО.
Абдулла19 апреля, 2016 11:00
О каких национальных традициях таджиков говорят власти? До исламского периода, до союзного периода или союзного? Например до союзного женщины одевали паранджу, это и была национальной одеждой женщин таджиков. Про бабушки лидера нации одевали паранджу. И так второй вопрос если власти все таки за после союзного, тогда почему они трогают имена, фамилии с окончанием -ов и -ев, они были у всех таджиков в те времена. Еще: А) Равшан (светлый), Равшана (светлая), Хуршед (солнце), Хуршеда. Эти имена с времен огнепоклонства, люди давали имена с этим связанные. Б) Мухаммад, Али, Ясин эти имена со времен принятия таджиков Ислама. В) Чахонгир (Владимир) это имя после союзное. И так уважаемые журналисты, изучите этот вопрос историками и вперед со своими вопросами к правительству. Пускай они нам разъяснят.
Абдулла19 апреля, 2016 10:58
Правительство Таджикистана давно начало нарушать законы конституции страны. Ни со стороны оппозиции (тогда еще какая то была оппозиция) ни со стороны народа не было противостояние. Нужно было бить тревогу когда приняли закон об упорядочении традиций. Даже с благими намерениями нельзя было принять этот закон, так как оно нарушает основу конституции. Я боюсь представить что будет после референдума? Ладно если мы будем говорить об конституции это на долго. Сейчас должны понять что нужно делать. Оппозиция уже не поможет, народ без лидера молчит, остались какие-то не зависимые журналисты (конечно их тоже поставили рамки).
Абдурахмон19 апреля, 2016 10:06
Азия плюс запусти кнопку Like ! Мне понравилось некоторые комменты ....
safar19 апреля, 2016 01:13
sugd я полностью с тобой согласен. Трезвый о таких поступках даже не мыслить.Еще по моему около здание комитет по языку и терминологии тоже такие растение вырашивают....
ХАСАН АРБАКЕШ18 апреля, 2016 20:58
Вот теперь точно во второй раз женюс на русской девушке, чтобы окончание моей фамилии для моих детей оставились на -ов
Спрут18 апреля, 2016 20:39
Почему никто не разъяснит что больше половины нашего лексикона на котором мы ежедневно говорим это арабские слова! Религия которую мы приняли тоже основана на арабских словах. Что за абсурд запрещать?? Ну давайте там наверху тогда отрекитесь от Ислама? Не говорите тогда слова Алхамдулиллах или например шукри Аллох и т.д.! Что же вы тогда Чанозу делаете когда человек умирает? Худои делаете, ояты читаете? Когда тяжело просите Аллаха о помощи. Не делайте тогда?!! Странно как то получается...Я думаю все эти запреты из за неграмотности и тупости чиновников.
таджичка18 апреля, 2016 20:28
Да не волнуйтесь так-очередная кормушка для мздоимцев: нельзя, но за отдельную плату -можно. Проверено: коллега за 50 сомон назвал своего сына Омином.
X18 апреля, 2016 19:06
Я просто думаю, что мы сами выбрали, а чтобы нас не заставляли, при выборе имен...
X18 апреля, 2016 19:04
В каждом деле есть две стороны. Если с другой стороны посмотреть, когда мы будем отказаться от своих национальных имен, и назвать их языческими, то скоро красивые имена Ҷамшед, Хуршед, Фируз, Шоди, Шодруз, Шахбоз, Манижа, Рухшона и т.д. будут красивых узбекских парней и девушек... Если сейчас услишиш такие имена, то неволно считаеш их узбекскими... А мы еще жалуемся что узбеки все у нас украли... Ну, если мы от все откажемся, то почему еще жалуемся??? А может узбеки и в правду считают, что мы - таджики потомки и остатки арабов, и по этому все таджикское нам чуждо???
неравнодушный18 апреля, 2016 18:57
Уважаемые земляки , просьба дочитайте до конца статью потом пишите комменты . Я конечно против всех запретов и ограничений . Но поймите правильно , у нас как говорят попросят принести шапку - несут голову . Подхалимаж на высшем чиновничьем уровне . Тоже не читали а делают по своему . Вот например выдержка из статьи где не запрещено имя пророка Мухаммада (с.а.с.): В реестре приводится полное и правильное написание имен. Например, имена, образованные от имени пророка Мухаммад (с.а.с.), которое по различным причинам претерпело изменения, сократившись до ма, мат, мад, мамад, махмад. Например, Мадкарим – Мухаммадкарим, Нормат – Нормухаммад, Маниёз – Мухаммадниёз, Махмадджон – Мухаммадджон и др. Или вот :В СМИ распространяется много неверной информации об исключении арабских имен, но это не так. Например, в Реестр вошли имена Мухаммад и Абубакр, которые вы указали. А если хочешь назвать именем вне реестра вот :По словам собеседника, реестр будет по мере внесения изменений ежегодно дополняться. - Допустим, родитель хочет назвать ребенка именем, не вошедшим в Реестр. Он обращается в комиссию по языку и терминологии при местном хукумате. Имя будет рассмотрено специалистами и Комитет вынесет свое заключение, и если оно будет положительным, то это имя будет включено в следующее издание Реестра. Так что это повторюсь , не правильное решение запретит или ограничивать в выборе . А г-ну Джалолиддину Рахимову хочу сказать если арабские имена нам чужды пусть меняет свое имя .
гость18 апреля, 2016 15:48
Куда катится некогда великий Таджикистан?! Образование ниже плинтуса, бедность, безработица, алкоголизм, нарко торговля, коррупция практически во всех гос учреждениях страны, у нас не рождаются ученые, богатые преступники на свободе а бедные правонарушители в тюрьме, можно и дальше продолжить но для этого времени не хватает. В Стране бардак и куча проблем, вместо того чтобы решить эти проблемы, навести порядок В гос учреждениях, начали придумывать второстипеные законы! Стыд и позор!
Северянин18 апреля, 2016 15:27
Причем тут русские?))))) Он вроде имел ввиду христиан, а не христиан православных.)))))Или все христиане русские?))) У тебя походу мания величия или паранойя))))
ИнфинитИ18 апреля, 2016 10:22
Что значит ДАЖЕ?)))евреи и русские так не поступят.Конечно не поступят,это же Таджикистан)))Неудачные у вас сравнения))
малина18 апреля, 2016 09:52
Тысяча раз ДЕБИЛИЗМ миллион раз ТУПИЗМ УФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФФ
sadf18 апреля, 2016 09:21
еще бы список чисел сделали по каким датам мне с женой занимаца "этим".... Я понимаю что наш президент далеко не глупый человек но это уже слишком... принципиально отправлю жену рожать в РФ..
Бобер18 апреля, 2016 08:26
==Граждане страны должны давать своим детям имена, по которым везде бы узнавали об их родине.== Это намек на Равшан и Джамшуд чтоли??? Поголовно всех так и назвать может и отправлять поездом в Россию...
Василий18 апреля, 2016 08:01
А не лучше бы заняться изменением репутации таких таджикских имён как Равшан и Жамшед, или хотябы прекратить допускать унижение всего таджикского народа подобным образом. Знаете бывает скучаешь по родине, даже спустя 10 лет миграции, но когда читаешь подобное все отрубает моментально.
л18 апреля, 2016 07:46
Моего сына овут Тамерлансава Богу ,что являемся предстаителями другой нации А то наверное ,заставили б переименоват Почему Тамерлан! На 9 месяцце беременности по телевизору увидела сюжет о чемпионе мира по борьбе Тамерлане,фамилии сейчас уже не помню Очень хотела,чтоб сн стал таким же сильным ,смелым , муже ственным Дома зовем его Тамик,друзья и соседи называют Тимуром,Тимкой. Ему 15,все больше и больше возникает желание после оконания шолы отправить его куданибудь на учебу .......в Россиию. Оень жель,что когданибудь мой Тамерлан вдруг став известым будет представлять не Родину,а Россию,жаль,но реалии времени заставляют,кстати во дворе живет Абубакр,ему мы помогаем делать уроки, в классе у сына есть Саддам......
Рустам17 апреля, 2016 23:55
Эти нормы специально созданы с определенными лазейками. Вот и здесь я вижу некоторые из них, вероятность использования которых весьма велика. При этом, я НЕ призываю никого пользоваться ими :) 1. Давать любое имя из списка "ради галочки". То есть, по документам ребенку выбрать имя из этого дурацкого списка, а на самом деле назвать его как душе угодно. Тем более, такая практика довольно распространена у нас. Вспомните людей вокруг по имени Бободжон (дедушка). Зачастую по документам у них имена дедушек их отцов, однако в жизни их называют просто Бободжон, чтобы проявить уважение к своему деду. 2. "Договориться". Само наличие возможности внести своё имя на рассмотрение и добиться положительного решения Комиссии по языку уже является коррупциогенным фактором. В нашей стране не сложно будет добиться положительного решения свого вопроса. 3. Смена национальности. Что такое национальность с юридической точки зрения? Правильно, это всего лишь графа в официальном документе. Пошел, "договорился" и буквально за пару часов из этнического таджика можно превратиться в кого угодно. Хоть в араба, который, кстати, имеет полное право давать своему отпрыску арабские имена. П.С. Самый лучший вариант - свалить отсюда подальше и жить в стране, которая способна уважать человека и его право на частную жизнь!
Читатель 17 апреля, 2016 22:21
Влияет ли имя на судьбу человека? Са’ид ибн Мусаййиб передал со слов своего отца, что его дедушка однажды был спрошен Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует: «Как твое имя?» Дедушка ответил: «Хазн (в переводе – печаль)». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Ты (имя тебе) - Сахл (в переводе – довольный)». Тот сказал: «Я не буду менять имя, данное мне отцом». Рассказчик передал, что печаль так постоянно и была с дедушкой.
Информация17 апреля, 2016 22:01
Вы сами подумпли что сказали? Как вы себе представляете, что русские или скажем грузины будут называть детей? Уж меньшинства тут не нужно трогать!
Саттархан.17 апреля, 2016 21:15
С этого и начинается нацизм.
Салимходжа17 апреля, 2016 21:10
Простите, но меня интересует одна деталь: при приёме государственных служащих на работу они проходят медицинское освидетельствование у психиатра или нет? Судя по некоторым их поступкам, выступлениям, предложениям, они психически не вполне здоровы. Яркий пример тому предложение по именам детей.
Ном17 апреля, 2016 17:31
Делать ничего Комитету по языку и терминологии! Недавно неграмотно переименовали названия ряд районов. Теперь хотят навязать свою волю народу чтобы они по их указанию дали имя своему ребёнку. Каждый грамотный гражданин без вашего совета даёт национальное имя, красивое имя по содержанию и звучанию своему ребёнку. Конечно, существуют ряд этнографические принципы нарекания имя новорождённому. Это прямое вмешательство в частную жизнь человека! Неужели таджики такой некультурный народ без вмешательства государства не может выбрать достойное имя для своего ребёнка
Гармян17 апреля, 2016 15:00
Все большее убеждаешься, что у нас страной управляют просто дебилоиды со стажем. Займитесь защитой собственности людей, чтоб самыми богатыми были не прокуроры, налоговики и таможенники, а те кто реально являются производителями и создают рабочие места. Ума не хватает, а вот запретить священные для любого мусульманина имена можно, на это интеллект не нужен.
Said17 апреля, 2016 12:20
Приплыли. Вот это и есть нацизм. А начиналось все с арийства, как и в прошлом веке.
sughd17 апреля, 2016 11:38
Судя по принимаемым законам, самая лучшая конопля растет около Правительства РТ.
Таджик17 апреля, 2016 11:28
Куда не плюнь уже везде сомон да сомон.
Zokir17 апреля, 2016 10:42
Такое ощущение что закон пишется для народа с издевательски подтекстом. А законотворцев он конечно же не касается. Вот например про одежду был переполох последние 2-3 года. Хиджаб женщинам нельзя, это не наше, короткие платья и высокие каблуки тоже нельзя- тоже не наше. Позвольте а наши парламентами ходят в костюмах , галстуках, но то что это тоже не наше им и в голову не приходит. Тоже самое и с именами. Что считать нашими исконными именами- зороастрийские, мусульманские, арабские, или ещё там какие, не вам господа это решать. Вы забыли свои обязанности- ваша задача обеспечить достойную жизнь народу Таджикистана, который вас кормит, надеясь на вашу честность и справедливость, а вы его грабите , душите всякими ограничительными поправками к закону и конституции, и всячески унижаете, а кроме того тут попахивает национализмом, когда законы в стране рабо ают в отношении только одной нации и не касаются других. Маразм крепчает.
fg17 апреля, 2016 10:27
Вы абсолютны правы,Хозяин.Стадом управлять легче,чем с мыслящей толпой! Те, кто мысленно уже в надежде что будут в будущем управлять народом,завуалированно начали действовать.Понятно с минобразования и учебниках полных ошибок! Учитывая то,что ветеринар председательствует в госкоминвесте,не трудно догадаться,кто сидит в других чиновьичих местах.Очень жаль,что слова и пожелания нашего Президента о процветании нашей страны принимаются в производство совсем по другому,как того захотел чиновник!
Любящий истину 17 апреля, 2016 10:07
Что это такое?! Зачем вмешиваться в имена? Мухаммад ( с ) самый великий человек. Он тот человек из-за которого Аллах создал всё! Он тот человек именно из-за которого появилась истинная религия Ислам. Он тот человек который велел своим последователям изучать науку и учиться. Если бы не было этого человека то весь мир сейчас бы был без Ванной, Медицинских клиник,самое главное не уважали бы женщин над которыми в те времена издевались, закапывали заживо обращались как с предметом продавали , покупали и т.п. Он тот человек который был фундаментом процветания всего мира. А вы! Не уважайте его , оскорбляйте его последователей ! Я клянусь Аллахом мы все мусульмане уважаем его и любим больше чем своих родителей! Я не знаю как вы , но думаю что вы тоже мусульмане и вы поймёте меня . Ё Аллоҳ ба роҳбарони давлатамон инсоф те! Ва давлати моро яке аз давлатони пешрафтатарин гардон , ба сокинони ин давлат баракататро ато фармо.
Шо17 апреля, 2016 07:54
Братья и сестры !!! самое страшное мы уже ЭТОМУ не удивляемся...ЭТО уже для нас нормально....в кого мы превращаемся?
Шо17 апреля, 2016 07:51
Вот я и думаю сколько раз я могу спать со своей женой???? наверно в ближайшем будущем появится реестр....будем ждать... А ЧТО МЫ ЕЩЕ МОЖЕМ?
кунгурот17 апреля, 2016 01:55
странно, что хотят, и вообще куда катятся, выходит если соседу нравится имя теша или тавар, то и остальные должны идти этим путем? за короткое время историю не перевернуть!
Дерзкая16 апреля, 2016 23:35
Кому какое дело, как называть ребенка? Все деньги наворовали, обменники закрыли, до 3-з сомоновых таксишек докапались. Создают одни проблемы, взамен ничего не предлагают. Сменить имя и фамилию, это значит заменить все доки: трата денег, а при этом борьба с нищетой одними запретами. Может еще начнут делить город на христиан и мусульман?! Ради этого надо поменять гражданство или сразу нацию.
Дилшод16 апреля, 2016 22:55
Меня зовут Дилшод, это как понять теперь моим именем можно назвать девочку?обалдеть.жить становится всё интересней.
no name16 апреля, 2016 22:48
"Граждане страны должны давать своим детям имена, по которым везде бы узнавали об их родине." Равшан и Джамшуд Имена арабские нельзя, а религия у вас что американская?
Сергей Сергеев16 апреля, 2016 21:51
Они не знают чем заняться и поэтому страдают ерундой. Такие имена как: Мухаммад, Абубакр это мусульманские, и никто не имеет право запрещать родителям давать такие имена.
Барзу16 апреля, 2016 20:24
Театр абсурда. Лучше с таким рвением занялись бы экономикой, господа-правители сегодняшнего Таджикистана...
Болельщик16 апреля, 2016 18:57
Внимание! Таджикский дзюдоист Комроншохи Устопириен - чемпион Азии! Он, сегодня, 16 апреля 2016 завоевал золотую медаль на чемпионате Азии по дзюдо в Ташкенте. Поздравляем! Наши спортивные журналисты проспали это событие.
Tajik16 апреля, 2016 18:45
Живем в 21 веке.И на дворе демократия и свобода выбора.Я назову своих детей так как считаю нужным и попробуйте мне указывать в этом,мало умные.Наши люди начали массово менять свои фамилии и имена после того как руководитель страны поменял окончание своих фамилий "ов" "вич" убрали это ваш выбор никто вам не запрещал а остальные чиновники мачбури тоже поменяли,якобы это наследие СССР.Ведь это наша история ее надо уважать в любом виде.Я не против,но не навязываете другим.У нас в стране хватает вопросов по важнее например экономика.Вот и работаете над этим.Поднимайте уровень жизни таджикского народа.
е16 апреля, 2016 18:30
потому что все наша правительство уже давно сошла сума и теперь тянут народ к тупизму,чтоб они вякали!!
Болельщик футбола16 апреля, 2016 17:23
О какой таджикской культуре вы говорите, когда всё и всё у нас импортное. Производство и индустрия на нуле. Даже фрукты и овощи привозим из зарубежных стран. Оё ин конунгузорон либосхои миллии точики, аз чумла чопон, куртахои милли мепушида бошанд? Дар таърихи гузашта ягон точик галстук напушидаст, чаро имруз хамаи вакилони миллат галстук мебанданду, аз мошинхои хоричи истифода мебаранд? Бобокалонхои мо ба гайр аз аспу хар ба ягон чизи дигар савор намешуданд. Мо демократияи гарбро намехохем, вале мусулмонем ва хак дорем, ки аз номи мубораки Мухаммад САВ истифода барем. Сомону Соки ин номхои зебо нестанд. Ман шахсан намехохам, ки писари худро бо ин номхо номгузор кунам. Ба ин корхо Кумитаи дин чи мегуфта бошад, хайронам...
Cony16 апреля, 2016 16:49
Сначала придумают, а потом разбираются в придуманном!
Из России16 апреля, 2016 14:40
ТРЫНДЕЦ !!! А дышать гражданам Таджикистана можно так как они хотят или тоже по реестру? И что это за -зода? Вся страна и так там... в зОде... Это же попрание прав и свобод!!! Это чудовищно!!! Какие разделения слоёв, какое унижение??? Унижение и разделение - это когда у человека нет возможности учиться, работать и просто жить. Нет еды, крова в своей стране. Мировое сообщество над вами смеётся, господа Правителя Таджикистана. Вы вообще сами то прочли то, о чем написали? Мозгами? Или тем. что в -зода..
Abdularuch16 апреля, 2016 13:52
Нашим властям осталось ещё вмещаться в процесс зачатия ребенка и управлять им! Такого маразма в мире нет. Мой ребенок- как хочу, так и назову. Иначе где же ваша демократия, свобода и т.п.?... Столь ко нерешенных проблем, а вы чем занимаетесь?!(((
dushanbe16 апреля, 2016 13:46
Думаю данная статья может немного прояснить ситуацию: http://islam-today.ru/veroucenie/kak-v-islame-ima-vliaet-na-sudbu-celoveka/
Информация16 апреля, 2016 12:40
А вот допустим у родителей (таджиков) нет второго гражданства, но сами носят фамилию с -ов (-ев) и отказываться от нее не хотят потому что их фамилия, начиная с советских времен и люди из этой семьи уважаемы и известны именно как -овы (-евы). Они хотят ее сохранить, этот формат позволяет отдать должное этим уважаемым дедам-прадедам, от кого пошла фамилия, и отцу ребенка. Разве гражданин не вправе сам выбрать как будет звучать имя отчество и фамилия его детей?
Мирзо16 апреля, 2016 12:38
Наверное скоро чтобы дышать свежим воздухом будем получать разрешение. Разве в демократической стране, в 21 веке такое можно допустить? Куда мы катимся? Пешвои миллат, рузи президент, иди харбуза и т.п. И еще говорят, что сы мусульмане. Разве можно запретить людем дать ребёнку имя Мухаммад? Христианы и евреи даже так не поступять.
Хозяин16 апреля, 2016 12:04
В соответствие со сопособностями и реальным будущим подавляющего большинства рождённых в этой стране, будет логично новорожденным просто давать номера и выжигать ну или накалывать их на теле, как пополнению в стаде. Как ни крути нынешняя система образования, отсутствие просвещения и насаждаемые нравственные ориентиры на уровне сознания создают толпу пригодную лишь для трудовой миграции, при отсутствии реальной альтернативы, ну или хотябы перспективы на появление оной, для выживания у себя на родине. Рабам нет необходимости иметь имя. В любом случае как не называй по уровню развития среднестатически взращивается поколение с интелектом китменя. А если серьёзно, уже не смешно, больно осознавать что кретинизм с завидной бравадой культивируется во всех сферах жизни этого общества. Для себя решил, обзаводиться потомством буду точно не в этой стране. Перспектива достойного будущего, в формате происходящего в стране, для ЛИЧНОСТИ, тем более формирующейся, здесь становится с каждым днём чем то утопическим. Вся беда в том что сознание людей принимающих судьбоносные решения поражено каким-то вирусом пожирающим всё здравомыслие. Что ещё больше усугубляет состояние безысходности, они не хотят даже попытаться это проанализировать и осознать, продолжая усердно загонять общество в тупик, безответственно рисуя красивые показатели лишь в отчётах и довольствуюясь гипертрофированой гигантоманией. Или, может и осознают, но в силу своей наивности верят в чудо и надеятся что кто-то, просто за то что они арийцы, будет им бесконечно и бескорыстно! помогать оставаться на плаву как ....
Бахром16 апреля, 2016 11:43
Здравствуйте, Говорят, что арабские имена нам чужды, может быть. Но, нельзя забывать, что мы мусульмане наша религия ислам а это нам не чуждо. Более 90% населения республики исповедуют ислам. А ислам имеет отношение с арабами так, что имена тоже будут связаны с арабскими словами. Вообще, родители ставят имена тех личностей которые симпатизируют им, значить им нравится великие люди в исламе. Нельзя ограничивать никого в этом, это уже слишком. Как сказано в статье нужно рекомендовать имена а не заставлять и не регистрировать. Люди могут пойти на крайние меры. Я думаю это уже вмешательство в частную жизнь каждого человека, нельзя.
Хусрав16 апреля, 2016 11:22
Какая ненормальная у нас правительство. . . . .
Читатель, гражданин РТ, метис16 апреля, 2016 11:15
В этой статье озадачило предложение нижеследующего содержания: ...Нововведение коснется только таджиков; национальным меньшинствам, проживающим в Таджикистане, разрешено выбирать имена для детей согласно своим культурным традициям..... ________________________________________________________ Неужели, поправки, внесенные в Закон «О государственной регистрации актов гражданского состояния»,касается только лиц определенной национальности! Закон, с одной стороны должен быть общим для всех граждан любой страны, с другой стороны закон который не имеет силу для граждан другой национальности своего государства не должен приниматься. Хотелось-бы услышать мнение квалифицированных юристов, таких как Зоиров, Хакимов на этот счет. спасибо.
моё имя16 апреля, 2016 11:02
Не осилил данную статью до конца но из прочитанного понял, что вы готовы обсуждать список дозволеных имен а не сам факт того, что вас загнали в рамки одного реестра. Наверное такого абсурда нет даже в Северной Корее... З.ы. все меньше ностальгии по Родине.