После публикации нашей статьи «Черные застройщики» городская прокуратура начала проверку компаний «Мухаммад 2009» и «Мухаммад 2014». Деятельность строительных компаний проверяется и в антикоррупционном агентстве. Но проблемы кинутых дольщиков не решаются, а, наоборот, усугубляются. А братья Зафар, Саид, Нусратулло и Хоким Курбоновы всё еще обещают достроить объекты.

К сожалению, наши попытки узнать о том, были ли возбуждены уголовные или административные дела по приведенным в статье фактам, не дали результатов. Сотрудник столичного управления антикоррупционного ведомства Азизулло Джурахонов, которому было передано дело по «Мухаммад 2009» и «Мухаммад 2014» из городского УВД, отказался предоставить информацию.

«Материалы к нам только поступили, мы с ними еще работаем» - это все, что  он сказал.

На этот раз в редакцию « АП» обратились дольщики другого объекта, но все того же застройщика. У них одна проблема на всех – как достучаться до властей, чтобы вернуть свои деньги либо получить купленные квартиры.   

Одна квартира пятерым

Долевые участники строительства многоквартирного жилого дома Zar PALACE (состоящего из 400 квартир) в центре Душанбе на пересечении улиц Бухоро и Истаравшан собираются у закрытых ворот стройки и офиса продаж уже не первый раз.

Строительство этого объекта началось зимой 2015 года, но сейчас там только фундамент и часть первого этажа. Стройка встала.

На своих собраниях дольщики самостоятельно выяснили, что на каждую квартиру здесь аж пять хозяев. Причем многие из них внесли 100-процентную предоплату, у всех есть договоры и квитанции. Многие копили деньги годами – чтобы теперь вот так остаться ни с чем?

Пороги судов и правоохранительных органов сотни дольщиков обивают уже более полугода. Но нигде, по их словам, их претензии не получили должной реакции.

«Мы считаем, что нас никто не слышит и не хочет решать нашу проблему. Мы надеялись, что нас услышит хукумат города, однако нас «футболят» как могут. Наши письма исчезают в ведомствах. Мы написали на электронный адрес мэра города Махмадсаида Убайдуллоева, на его страничку в «Фейсбуке», но реакции как не было, так и нет», - говорит одна из дольщиков, которая также вложилась в эту стройку.

Как мы уже писали, данный объект под кредит был заложен в «Агроинвестбанке», и после непогашения кредита он отошел банку.

Какого размера кредит получил застройщик «Мухаммад 2009» для строительства этого объекта - банковская тайна. В самом «Агроинвестбанке» эту ситуацию по-прежнему никак не комментируют.     

Очередные обещания

1 июня один из братьев Курбоновых все-таки решил встретиться с дольщиками и жителями тех домов, которые пошли под снос для возможности строительства Zar PALACE.

Нустратулло Курбонов попытался заверить людей в том, что строительство начнется уже на следующей неделе.  

«Деньги на строительство дадут инвесторы, часть из которых - это такие же дольщики, как и вы», - сказал он, но не назвал имена инвесторов.

Что касается денег, взятых с дольщиков, Нусратулло Курбонов сообщил, что на эти деньги - более 2 млн 645 тыс. сомони - компания выполнила лишь небольшую часть строительства – это фундамент и половина первого этажа дома.

Как выяснилось после представления самим застройщиком документации по купле-продаже, в целом было продано 147 квартир на общую сумму $3,5 млн.

Кроме того, у вкладчиков возник закономерный вопрос: на что был израсходован кредит, взятый в «Агроинвестбанке»? Внятный ответ от представителя застройщика так и не был получен. Хотя сами вкладчики уже выяснили, что для того, чтобы взять этот кредит, застройщик оставил торговые помещения здания в залог. Как банк принял в качестве залога несуществующие помещения - это уже другой вопрос.  

«Сейчас мы хотим вернуть свои деньги, представим вам все квитанции и договоры. Вы отдадите нам деньги?» - спросил один из вкладчиков, на что получил от Нусратулло Курбонова категоричное «НЕТ!»

«Мы всех, у кого идет дубляж по квартирам, в соответствии с документацией распределим, придя к взаимопониманию, приведем документы в порядок и будем работать», - пообещал застройщик.  

Нет лицензии, зато есть долги

Но достроить свои жилые объекты одной из компаний - ООО «Мухаммад 2009» - вряд ли удастся, срок лицензии на строительство у нее истек еще 7 мая 2015 года.

В Службе лицензирования строительной деятельности и архитектуры Комитета по архитектуре и строительству Таджикистана объясняют, что эта компания получила лицензию на строительство в мае 2010 года сроком на 5 лет.

«По истечении срока компания не продлила свою лицензию и сейчас не имеет права продолжать строить. В случае если компания начнет строительство без лицензии, то на нее в соответствии с Кодексом административных правонарушений будет наложен штраф до 12 тыс. сомони», - отметили в Службе лицензирования.

Компания должна получить новую лицензию и не имеет права продлевать лицензию, срок которой истек еще год назад.

Согласно стандартным процедурам, компания после представления всех документов может получить лицензию в течение 30 рабочих дней, уплатив в бюджет страны 560 сомони за лицензию (сроком на 5 лет).

«Компания "Мухаммад 2009" пока не обращалась к нам для получения лицензии на строительство. Конечно, мы более тщательно будем проверять эту компанию, прежде чем дать лицензию, так как уже известны ее проблемы с дольщиками. Однако по закону все, кто проходит по критериям, имеет право получить лицензию на строительство», - объяснил один из сотрудников лицензионной службы.

Но у этого застройщика есть запасной «козырь» -  компания «Мухаммад 2014», которая имеет действующую лицензию. Строительство братья Курбоновы могут продолжить через эту компанию.

Компания «Мухаммад 2014» зарегистрирована на жену одного из братьев Курбоновых - Гесу Азизову. Эта компания также частично фигурирует на всех других объектах – новостройке по улице Шамси, которая также была заложена в «Агроинвестбанке» при получении кредита, в недостроенном доме по улице Шевченко, который отошел за невыплаченный кредит «Точиксодиротбанку».

Что касается вопроса по отзыву лицензии, то в службе объяснили, что отзыв может быть осуществлен только по решению суда или после того, как другие службы, обнаружив на стройке недостатки, заявят в службу по лицензированию об отзыве лицензии.

Как выяснилось, по данным Налогового комитета Таджикистана, компания «Мухаммад 2014» имеет налоговую задолженность в размере 219 тыс. 668 сомони по состоянию на 1 апреля 2016 года. Сведений о налоговой задолженности «Мухаммад 2009» нет.

«Мы не хотим, чтобы их посадили»

По признанию дольщиков, их главная цель - чтобы дом был построен и их права на купленные квадратные метры были защищены.

«Мы не преследуем цель посадить кого-то. Компания и ее владельцы должны выполнить свои обязательства и построить наш дом. Если их посадят и придут другие, что с нами будет, нас ведь могут просто вышвырнуть? Мы лишь хотим, чтоб нас услышали в правительстве и не допускали усугубления этой ситуации», - говорят они.

Изначально сдать эту многоэтажку в центре города планировалось в 2017 году, о новых сроках пока ничего не известно. На каких условиях компания намерена возобновить строительство - непонятно, на какие средства будут строить - тоже непонятно. В разговоре с дольщиками застройщик пояснил, что имеет источники финансирования, однако не стал их раскрывать.    

Партнер не признает покупателей

Но две компании «Мухаммад» не единственные, которые обошлись таким образом со своими дольщиками.

Саидахмад Шоев и вместе с ним еще 22 человека в 2013 году отдали свои деньги за квадратные метры и стали долевыми участниками строительства многоэтажного дом в районе Зарафшон города Душанбе. Сейчас этот дом уже построен, там ведутся отделочные работы.

Строительством этого дома занимались две компании на основании договора о партнерстве, это ООО «Самад 2012» и «Строитель К».

По словам Саидахмада Шоева, его договор о долевом участии был заключен 14 марта 2013 года с ООО «Самад 2012» и его директором Анварджоном Холовым, который через некоторое время исчез. Теперь директор компании «Строитель К» Содик Абдуллоев не признает договоры, заключенные с его партнером, и, соответственно, не признает факт оплаты, несмотря на наличие у дольщиков квитанций.

«Как нам удалось выяснить, человек, с которым у нас заключены договоры, находится в розыске, и именно факт его отсутствия, как нам объясняют в правоохранительных органах, не дает возможности возобновить уголовное дело, возбужденное против него за мошенничество, и передать это дело в суд. Соответственно, мы находимся в подвешенном состоянии и не знаем, что делать», - рассказывает Шоев.

Как решится проблема этих дольщиков, все еще неясно, ведь, как и в первом случае, их не слышат и, по их мнению, не хотят решать эту проблему. Но они все же намерены идти до конца.