Почему в республике усиленно заботятся о сохранении горных баранов и козлов, но забывают об угрозе исчезновения белого аиста? Этот вопрос поднимался в Душанбе во время международного круглого стола - «Устойчивое использование и сохранение диких животных в Таджикистане».

Трофейная охота - коммерческий интерес

О роли охоты и охотничьих хозяйств в сохранении видов, в частности видов из Красной книги рассказал руководитель инспекции  контроля над  использованием флоры и фауны Комитета по охране окружающей среды Абдукодир Маскаев.

В частности он отметил, что с 1991 года кроме госорганов также получили лицензии  на трофейную охоту малые предприятия и общества с ограниченной ответственностью. 

Трофейная охота - выборочный отстрел дичи, классифицированный в качестве охотничьих животных. Главной мотивацией охотников является поиск наиболее примечательных животных из определённой группы, имеющих уникальные признаки, например парнокопытные с красивыми и большими рогами.

Правительство устанавливает квоты на охоту животных, которые занесены в Красную книгу, на основе которых и выдаётся лицензия.

Квота определяется по заявке, на территории которой произведен учет. В них участвуют научные органы, местные органы дают ходатайства, АН научно обоснованную рекомендацию. Порядок выдачи лицензий включает себя сложный процесс получения разрешений нескольких ведомств – самыми ключевыми являются Агентство по борьбе с коррупцией, ГКНБ, Академия наук, Минэкономики,  финансов и юстиции. После согласования с ними разрабатывается проект постановления.

В настоящее время трофейной охотой занимаются  Ассоциация охотников РТ и фирмы: «Мургаб», «Боми джахон», «Бадахшон», «Восток» (все – Мургабский район), «Барс» (Шугнан) и «Вахон» (Ишкашим).

Квоты на 2016-2017 года, сезон с 1 сентября по 1 марта: архары – 85, винторогий козел (мархур) – 7, бухарский горный баран (уриал) – 3, бурый медведь – 10.

Поохотиться на архара "Марко Поло" можно за 45 тысяч сомони, на винторогого козла - 223 тысячи. Ежегодно за счет охоты на редкие виды животных бюджет страны пополняется на 5 миллионов сомони. 

Фото с сайта akipress.org

Браконьеры чувствуют себя вольготно

На вопрос: «Как вы контролируете  браконьерство, если у вас ограниченные возможности?», Маскаев ответил:

- Сейчас очень сложно препятствовать браконьерству. Они другу друга предупреждают при появлении госинспектора. Против них борется также экологическая милиция, но, несмотря на наши совместные усилия, ловить их трудно. В этом вопросе нам нужна поддержка органов местной власти, общественности, правоохранительных структур. Надеюсь, вместе мы справимся. 

По словам Маскаева, за незаконную охоту установлен размер ущерба, например, за уриала – 48 тысяч сомони, за мархура – 320 тысяч.

…Эксперт также высказался и по Закону «Об охоте и охотничьем хозяйстве», который был принят в 2014 году. По словам докладчика, он  полностью скопирован с европейских образцов, поэтому согласно нему трудно разработать нормативные документы.

О достижениях и проблемах госорганов, ответственных за регулирование и ведение охоты, участникам круглого стола рассказал замдиректора Агентства лесного хозяйства Раджабали Шарипов. Он, в частности, обратил внимание на оплату суммы путевки на охоту и её использование.

Охота на охотничьих животных осуществляется на платной основе. Плата путевки на охоту взимается в порядке, установленном правительством. Как гласит статья 17 Закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве», сумма охотничьей путёвки распределяется следующим образом:

– 40 процентов направляется на специальный счёт органов самоуправления посёлков и сёл с местности, где было добыто животное. Это делается  с целью финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию, решению проблем защиты окружающей среды, восстановлению и эффективному использованию охотничьих животных местности;

– 20 процентов переводится в специальный фонд особо охраняемых природных территорий, если охота осуществлялась внутри или рядом с особо охраняемыми территориями;

– 40 процентов переводится на специальный счёт уполномоченного госоргана для выполнения работ, связанных с защитой, мониторингом и восстановлением популяций охотничьих животных (осуществление контроля и защиты, мониторинга охотничьих животных, создание межхозяйственных охотничьих угодий, формирование устойчивой материально технической базы) и другими расходами, связанными с его деятельностью.

Почему забыли о бедном аисте?

Почему так много внимания в республике уделяется трофейной охоте, а об исчезновении видов, которые не представляют коммерческий интерес, заботятся мало?

По словам председателя Ассоциации охотников Таджикистана Алихона Латифи, «Трофейщики заинтересованы в трофеях, каждый хочет получить рекорд. Это - работа на человеческое тщеславие. Ему не интересно прийти и заплатив деньги, отстрелять любого мархура или архара». Как отметил выступающий, регулировать это можно только путем жесткого контроля. Есть трофейные охотничьи зоны, их сотрудники ее охраняют, чтобы вырастить трофейных животных.

Поэтому Латифи больше обеспокоен тем, что никто не проявляет заинтересованность в сохранении других представителей фауны. В качестве примера он привел ситуацию с белым аистом. 

Фото с сайта snip.net.ua

- За белого аиста никаких денег никуда не поступает. Эта птица, которая раньше жила по всей территории Таджикистана, сегодня обитает в нескольких гнездах на севере республики, - сказал он и призвал участников круглого стола активно поднять этот вопрос в СМИ.

Во время круглого стола был поднят и вопрос о кабанах, которые расплодились и стали настоящей угрозой для народного хозяйства. Кабаны гуляют целыми стадами, уничтожают посевы дехканских хозяйств. Из-за того, что мясо кабана считается запретным для мусульман, никто на него не охотится.

…Мероприятие было организовано  Комитетом по охране окружающей среды РТ совместно с Агентством лесного хозяйства и Академией наук. Его поддержало Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ) в рамках регионального проекта  «Экосистемная адаптация к изменению климата в высокогорных регионах Центральной Азии», а также Секретариата Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (CMS).

По итогам форума участники приняли специальную резолюцию по устойчивому использованию и сохранению диких животных в Таджикистане. Как она отразится на деятельности госорганов и общественных организаций по охране природы,  покажет время.