Несмотря на то, что артистам таджикского государственного цирка зачастую приходится выступать даже на сценах актовых залов в средних школах, они не считают, что настали тяжелые времена: в 90-е годы единственный цирк в Душанбе совсем прекратил работу, и только 12 лет назад здесь состоялось первое представление новой студии.

Накануне Международного дня цирка, который в этом году выпал на 15 апреля, «АП» вместе со своими партнерами - «Открытой Азией онлайн» заглянула за кулисы таджикского цирка и узнала о буднях его артистов.

Если верить публикациям еще советских газет таджикский цирк, в свое время входил в десятку лучших в СССР, а его уникальный номер «Таджикские игры на мачте», который выполняли воздушные гимнасты, даже был включен в программу Московского цирка в 1972 году. Случилось это, когда таджикский цирк фактически отмечал всего четвертое день рождение. Дело в том, что история циркового искусства в Таджикистане периодически прерывалась: первые студии были созданы при воинских частях в 1929 году, потом их закрыли, артистов перевели в Узбекистан, затем снова начали набор и так вплоть до 60-х годов. Да, своего здания у цирковых артистов в республике тоже не было; оно появилось только в 1969 году в Душанбе, тогда же в Таджикистан приехали тренеры-педагоги из разных городов Союза, и была сформирована первая студия. Желающих попасть в новую цирковую труппу, было хоть отбавляй: конкурсной комиссии в Душанбе пришлось просмотреть около 700 человек, из них было отобрано всего пятьдесят. Они-то и составили основу будущего таджикского цирка. 


Зарубежные гастроли, обожание на родине, запоминающиеся номера и яркие, национальные костюмы – артисты таджикского цирка быстро наверстывали упущенное, тем более что в 1977 году в Душанбе для них построили новое здание – «тарелку», где выступали, как местные труппы, так и приезжие. «Антракт» наступил в 90-е годы, когда в Таджикистане началась гражданская война. Артисты уезжали из страны, оставшиеся - не получали зарплату, зрителям было не до представлений, и в 1997 году таджикский цирк попросту расформировали. В здании цирка стали показывать кино или устраивать спортивные состязания, на первых этажах открыли столовые; зарубежные труппы в страну на гастроли не приезжали.

И только в 2001 году об этом искусстве снова вспомнили: цирк получил особый статус - был принят документ «О Государственном цирке Таджикистана» и вновь создана студия цирковых искусств. В 2005 году при полном аншлаге состоялось первое публичное выступление выпускников цирковой студии. То представление было решено сделать даже бесплатным для зрителей, слишком долго они его ждали.

Таджикские канатоходцы работают в Египте

Сейчас труппа таджикского цирка в год дает 50 выступлений, в ней числятся 40 человек, самому младшему из них 13 лет, самому старшему – 67. Главный режиссер таджикского государственного цирка Бахтиер Иззатуллоев говорит, что еще восемь таджикских канатоходцев сейчас работают в цирке-шапито в Египте.

«Они работают там уже 7 месяцев, это профессиональные канатоходцы, которые своим мастерством смогли покорить и зарубежную публику, но в сентябре ребята вернутся и продолжат работу в Таджикистане», - рассказывает он. 


В следующем году администрация цирка ждет и возвращение четырнадцати молодых артистов из Москвы, там ребята учатся в Государственном училище циркового и эстрадного искусства имени Румянцева (знаменитого клоуна Карандаша – прим.ред.) за счет средств из специального фонда президента Таджикистана.

«В следующем году мы планируем поставить новую цирковую программу уже с участием наших выпускников московского училища», - говорит Иззатуллоев.

В репертуаре таджикского цирка сейчас 15 номеров, в которые входят выступления уже традиционных для Таджикистана воздушных гимнастов, акробатов, жонглеров, клоунов; есть в труппе и дрессировщики зверей, которые выступают с медведями, обезьянами, змеями, лошадями и собаками. В общем, в цирке трудятся 15 животных.

«В регионах нас просто обожают»

Выезжает труппа и на гастроли, только эти поездки ограничиваются регионами Таджикистана. По словам Иззатуллоева, чтобы выехать на гастроли в зарубежные страны, нужны большие средства, которых у администрации совсем нет.

«Билеты на наше представление в Душанбе мы продаем по 20-30 сомони ($2,2-$3,4), а в регионах и того дешевле – не больше 5-10 сомони ($0,5-$1). Население у нас за пределами столицы небогатое, поэтому если цены на билеты будут выше, прийти на представление они не смогут, вот и приходится устанавливать такие цены», - признается главный режиссер. 


Благодаря такой стоимости билетов, на представления столичного цирка в регионах собираются тысячи зрителей; выступают артисты везде, где получится – на сценах в Домах культуры, в актовых залах средних школ и даже на стадионах; подходящее здание с цирковой ареной в Таджикистане есть только в столице. При этом, выступать на манеже и на сцене актового зала – далеко не одно и то же, поэтому к выступлению в регионах страны таджикская труппа тщательно готовится. Для поездок по республике они даже продумали проект «Цирк на сцене», работая в котором от многих номеров приходится отказываться, ведь не в каждом Доме культуры можно найти подходящие условия для работы воздушных гимнастов и не на каждую сцену актового зала выведешь медведя, пусть и дрессированного. Поэтому, увидеть таджикский цирк во всей красе можно только в Душанбе. Хотя, в регионах артистов принимают намного душевнее. 


«Например, в 2016 году в городах и районах Хатлонской области мы собрали восемь тысяч зрителей, это очень хороший результат, нас в регионах просто обожают», - говорит Иззатуллоев.

Пожалуй, эта любовь для таджикских циркачей является необходимым условием, чтобы продолжать работу в этом искусстве. Дело в том, что средняя зарплата артиста таджикского цирка, которому зачастую приходится работать даже с риском для своей жизни, составляет всего 565 сомони ($65). Но таджикские артисты как-то держатся и продолжают надеяться, что все у них еще впереди. 

Следите за нашими новостями в Telegram, подписывайтесь на наш канал по ссылке https://t.me/asiaplus