В прошлом году ВОЗ заявила о том, что к 2020 году депрессия (является одним из симптомов пограничного расстройства личности, - ред.) станет самым распространенным психическим недугом и займет второе место в списке причин нетрудоспособности людей.

От 45 до 60% всех самоубийств на планете совершают больные депрессией, но, в Таджикистане к депрессии относятся, как к особенности характера и человеку, который страдает этим недугом, советуют «взять себя в руки». И количество людей, страдающих депрессией, растет.

Что с ними делать, как помочь, кто будет этим заниматься и вообще, как выглядит психическое здоровье наших граждан, "АП" рассказывает главный психиатр страны Хуршед Кунгуратов.

- Да, к сожалению, количество пограничных расстройств, к которым можно отнести и депрессию, растет во всем мире, и в Таджикистане тоже. Особенно это относится к детям школьного возраста, потому что они наиболее восприимчивы.

Причин много, главные - огромный поток информации, который мы получаем ежедневно, причем, как правило, негативной; социальная неустроенность, трудовая миграция - если говорить о Таджикистане, и еще целый список различных факторов.

Кроме депрессии к пограничным состояниям относятся и всевозможные фобии, неврозы, навязчивые состояния, панические атаки – это не психические расстройства и не неврологические, а именно пограничные, которые находятся между. Если ими не заниматься, в конце концов, они могут привести к психическим расстройствам.

- Но в нашем обществе, человеку с депрессией запросто говорят: «тебе нечем заняться», «тебе просто нравится страдать» и прочее. И самое страшное, что очень часто такие «рекомендации» можно услышать от врачей.

 - Не всегда, но можно услышать и от врачей. Хотя прямая обязанность врачей любого профиля при подозрении на то, что пациент страдает пограничными расстройствами, отправлять его к соответствующему специалисту.

Более того, в Таджикистане действует приказ Минздрава, согласно которому все учреждения медицинской помощи обязуются выявлять среди населения людей с пограничными расстройствами, направлять их невропатологам, психиатрам или к психологам. И очень важно, чтобы наших пациентов ни в коем случае не отправляли к муллам, различным фолбинам - это очень опасно.

Само по себе пограничное расстройство не пройдет, напротив: если нет поддержки со стороны общества, если его не лечить, оно усугубляется, переходит в замаскированную форму и, в конце концов, может привести к суициду. Самоубийства совершают люди не с психическими расстройствами, а именно с пограничными. Психические больные наносят себе травмы, могут совершить убийство, но суицидов среди них на одну тысячу больных – 2-3 случая.

- По-моему, у нас хороших психологов в стране очень трудно найти…

- Да, очень жаль, что у нас нет медицинских психологов. В пединституте готовят психологов для учебных заведений, и это неплохо, конечно, но недостаточно.

- Можете расставить по списку – психиатров, невропатологов и психологов, кто, где находится, с кого следует начинать?

- С невропатолога. Например, человек пережил смерть близкого родственника, появилась депрессия, навязчивые состояния, его можно привести в чувство с помощью успокоительных медикаментов, которые назначает невропатолог, а затем отправить к психологу, который поможет справиться с тяжелым эмоциональным состоянием. Так можно не дойти до психиатра. Хотя нас бояться не надо – мы такие же врачи, как и другие, а психическое здоровье так же важно, как и физическое.

В Душанбе работает прекрасный Центр поддержки психического здоровья и неотложной психиатрической помощи, в котором есть круглосуточный телефон доверия – 224-14-00, любой может позвонить по нему и поговорить с отличным врачом – психиатром, который окажет психологическую помощь. И многие обращаются. Это анонимно, на учет никого не поставят. Вообще если человек сам не хочет, его не поставят на учет.

- Но не поставят тоже, наверно, до какого-то предела?

- Пока человек не опасен для общества и для себя.

 

«Все мы отчасти больны»

- Мой брат после того, как проработал в психиатрической клинике, теперь смотрит на общество вокруг, узнаёт знакомые симптомы и говорит, мол, как много людей до клиники всё-таки не доходят. Это действительно так?

- Психическое здоровье - относительно, все мы отчасти больны и иногда даже не догадываемся об этом, сваливая все на черты характера. Например, вот такая ситуация молодая невестка приходит в дом, в доме живут 50 человек и она всем должна угодить. Она встает в 4 часа утра, готовит, тесто ставит, подметает двор, навоз убирает, тапак делает, воду таскает, обед готовит, ужин готовит, стирает за всеми. И при этом ее свекровь недовольна, она заставляет ее выполнять еще больше домашней работы, травит на нее своего сына – ее мужа и других членов семьи, всячески издевается над ней. Это что? Это проявление садистических наклонностей, это не традиции, это пограничное расстройство личности.

Или другая история: молодой человек, знает телефоны всех министерств и ведомств, в случае возникновения даже самой незначительной проблемы решает ее с помощью официальных обращений в госструктуры, пишет на всех жалобы по совершенно нестоящим поводам. Естественно доставляет большие проблемы тем, на кого жалуется, знает об этом и получает удовольствие от мучений посторонних людей. Это пример психопатической личности, хотя мы склонны списывать такое поведение на особенность характера.

- Как интересно! Сейчас в обществе идёт большая дискуссия на счёт того, что оказывается большинство наших женщин сталкиваются на улицах городов Таджикистана с унижениями в виде неуместных комплементов со стороны посторонних мужчин, предложений секса от них. Этим мужчинам можно поставить какой-то диагноз?

- Мозаичная психопатия - диссоциальное расстройство личности, которое характеризуется игнорированием социальных норм, импульсивностью и агрессивностью.

Кстати, к мозаичной психопатии можно отнести мазохистов, эксгибиционистов, педофилов и других пациентов, у которых наблюдаются расстройства сексуального характера.

 

Геи - душевнобольные

- На педофилии хочу остановиться подробнее. Дело в том, что в российских СМИ в последние годы поднялась дискуссия на эту тему, сразу несколько крупных изданий подготовили материалы, в которых попытались рассказать с точки зрения психиатрии, кто такие педофилы и как от них защититься. То есть говорили о том, что люди, которые чувствуют в себе эти наклонности, но не совершают преступлений, имеют право обратиться (и обращаются) к психиатрам с просьбой помочь избавиться от сексуальной тяги к детям. Психиатры используют, в том числе и медикаментозную терапию, если она не помогает, пациентам предлагают пройти добровольную кастрацию. Таким образом, они пытаются предотвратить преступления и призывают говорить об этой проблеме. Скажите, пожалуйста, к вам когда-нибудь обращались пациенты с жалобами на такие пристрастия?

- Никогда. Ко мне их только приводили на экспертизу и за все годы моей практики, а это 38 лет, ни разу не было такого, чтобы педофила признали невменяемым и отправили его в психиатрическую клинику. Потому что там действия целенаправленные – увез ребенка, конфеты дал, одежду потом постирал. Это осознанный поступок.

- Кстати, что они обычно говорят на экспертизе?

- «Не помню», «не знаю», «голос приказал», «дьявол попутал». Ничего интересного. 

- Если всё-таки к вам обратится человек с такими наклонностями, который не совершил преступления и боится его совершить, и просит о помощи, что вы будете делать?

- Если человек не совершил преступление, мучается сексуальной тягой по отношению к детям и понимает, что это ненормально, хочет от этого избавиться, то мы сможем ему помочь, сделать так, чтобы это желание пропало.

Хуршед Кунгуратов: За 38 лет ни разу не было такого, чтобы педофила признали невменяемым и отправили его в психиатрическую клинику.

- Если ничего не поможет, то могут в Таджикистане провести добровольную кастрацию?

- Могут, но этот вопрос будет решать специально созданный консилиум на базе Минздрава, в одиночку такие решения психиатры не принимают.

- Но если пациент сам просит?

- Все щепетильные вопросы решаются во время консилиума, потому что в законодательстве такие случаи не предусмотрены. Например, пришел мужчина в Минздрав и заявляет, что хочет стать женщиной. Технически наши врачи могут ему помочь, но наш закон не предусматривает смену пола, поэтому собрали консилиум и решили вопрос – вылечили пациента.

- Это вы сейчас про реальный случай рассказываете?

- Да, это была реальная история. Пол ему не поменяли, пациент восемь месяцев лежал у нас (в психиатрическом диспансере, - ред.), мы его вылечили и он назвал себя своим именем, признал, что он мужчина и отказался от смены пола.  Сейчас он служит имам хатибом в одной из мечетей.

 - То есть вы считаете, что трансгендеров, геев нужно лечить?

- Да, это душевнобольные люди. Они психически больные. Те, кто их не признает психически больными - они сами психически больные.

- Всемирная организация здравоохранения не считает их психически больными: влечение к человеку своего пола она вычеркнула из списка Международной классификации болезней в 1992 году.

- Это всё патологии характера – бисексуальность, лесбиянство, гомосексуализм. Человек может себя контролировать, но не делает этого.

- Но если гей всё время будет себя контролировать, разве он сможет жить качественной жизнью, разве это не приведёт к возникновению тех же депрессией, панических атак?

- Если у гомосексуалиста будут панические атаки, пусть приходит – я ему помогу.

- В вашей практике были обращения со стороны геев с просьбой помочь?

- Нет, как правило, они не хотят лечиться.

- Но им же очень сложно жить в обществе, которое их совершенно не признаёт?

- Знаете, я так воспитан, мне неприятно даже говорить на эти темы, я эти вещи не могу воспринимать. Я знаю, что среди гомосексуалистов были и есть очень уважаемые люди, особенно среди творческой интеллигенции - среди художников, модельеров, артистов. Их много на самом деле. И у нас их много, но я считаю их больными людьми и готов им помочь.

 

Психических больных в Таджикистане стало меньше

- Начиная с июля у нас было сразу несколько трагических событий,  которые вызвали, во всяком случае, среди пользователей интернета бурю ненависти и агрессии. Как вы считаете, что значит эта реакция для общества?

- Это нормальная реакция; люди, которые пережили гражданскую войну, которые видели, как их близкие люди умирали, всегда будут проклинать тех, кто пытается нарушить покой страны. В 90-е годы здесь орудовали те же самые террористы, что и совершили убийство мирных туристов в Дангаре, поэтому к ним такая ненависть, потому что почти каждый житель Таджикистана пострадал от них.

- Кстати, меня как журналиста, очень волнует вот какой вопрос, как вы считаете, стоит ли публиковать фотографии убитых людей, пусть и террористов? Как это отражается на психике людей?

- Моё сугубо личное мнение - не стоит. Или хотя бы прикрывать лица. А вообще достаточно сказать, что они убиты.

- Если говорить о психических расстройствах, то их количество в Таджикистане стало больше или меньше?

- Психических расстройств стало меньше: в 2010-м году было зарегистрировано 57 тысяч пациентов, в 2018-м – 44 тысячи.

- С чем это связано?

- В СССР пациентам с психическими расстройствами давали пожизненную инвалидность, когда мы стали проверять списки выяснилось, что, например, человек получил инвалидность в 1978 году и с тех пор ни разу не обращался в медицинские учреждения. Мы таких сняли с учета. Кроме того, в Таджикистане проводится большая работа по оздоровлению населения, которая дает свои результаты.

- А что касается суицидов?

- В Таджикистане сейчас проводится масштабное исследование суицидов, это тоже поручение правительства страны. Работа продлится до конца года, после чего мы можем объявить о результатах. Пока могу рассказать вот о каком интересном факте: в наших исправительных колониях и тюрьмах не совершают суициды. За пять лет было только одно самоубийство на всю республику. Это удивительный факт, потому что суициды распространенное явление среди арестантов, но не у нас.

В принципе в Таджикистане, если сравнивать с мировой статистикой, количество суицидов вообще очень маленькое. Страна мусульманская и ислам является сдерживающим фактором. Но, несмотря на это, мы серьезно занимаемся вопросом снижения количества суицидов, и после исследования намерены подготовить ряд рекомендаций, который позволят решить этот вопрос. 

Следите за нашими новостями в Telegram, подписывайтесь на наш канал по ссылке https://t.me/asiaplus