По данным Представительства УВКБ ООН, в Таджикистане, как и во многих странах, существует проблема безгражданства. В ситуации риска безгражданства могут оказаться лица, родившиеся и проживающие в стране, но не имеющие документов, удостоверяющих их личность, или же проживающие по недействительным документам, например, паспорту СССР – государства, которого не существует уже 30 лет на карте мира. Большую часть этих лиц составляют женщины - 65%, причем 38% из них – несовершеннолетние.
По словам представителя Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Таджикистане Вито Трани, после запуска в 2014 году Глобальной кампании по искоренению безгражданства в Таджикистане, как и во многих других странах мира, началась активная работа по выявлению, регистрации и оказанию помощи лицам с неопределенным гражданством. Эта работа проходила в пилотных районах: Шахритусе, Кабадияне в Хатлонской области, Истаравшане, Шахристане, Деваштич в Согдийской области, а также в районах республиканского подчинения - Гиссаре, Турсунзаде и Шахринаве.
- В результате тесной работы с государственными и местными общественными организациями до сегодняшнего дня в этих пилотных районах было выявлено более 32 тысяч лиц с неопределенным гражданством или под риском безгражданства. Что самое главное, 65% из них составляют женщины, - отметил Трани.
По его словам, данных о точном количестве лиц без гражданства в республике нет, но с учетом того, что уже было выявлено более 32 тысяч людей с таким статусом, то в общем по стране может проживать порядка 40 тысяч лиц без гражданства.
«Я не одна с советским паспортом, у моих соседок то же самое»
Мы отправились в один из пилотных районов – Шахринав, чтобы встретиться с людьми, которые находились под риском безгражданства, и узнать о том, как это - жить без документов.
Хатидже Айтубановой 22 года, она жительница села Чузи Шахринавского района. Организация зарегистрировала факт отсутствия каких-либо документов, удостоверяющих личность у этой девушки в 2015 году. В результате оказания юридической и финансовой помощи по оплате штрафов, сборов и пошлин за получение свидетельства о рождении она наконец получила паспорт в 2017 году.
Хатиджа родилась в местной больнице, и её родители в свое время не получили справку о рождении ребенка, без которой не смогли получить свидетельство о рождении, и соответственно без свидетельства она не смогла получить паспорт.
- С решением этой проблемы мне помогли председатель джамоата и соседи. Они посоветовали обратиться за помощью в общественную организацию «Право и процветание», - рассказывает Хатиджа.
По ее словам, процедура оформления свидетельства о рождении была очень длительной и сложной. Она проходила медицинские экспертизы на установление возраста, процедуру опознания личности с привлечением двух свидетелей, собрала большое количество документов и неоднократно выезжала из дехота в районный центр.
- На все это нужно было немало денег, которых у нас нет. К счастью, мне помогли в организации «Право и Процветание». В результате, я наконец стала настоящей гражданкой, - говорит Хатиджа.
Сейчас у девушки есть паспорт. Она может устроиться на работу, выезжать из села, учиться, и, конечно же, выйти замуж с официальной регистрацией своего брака в органах ЗАГС.
У другой героини - 49-летней Дильбар Гуломовой ситуация была несколько иная – она проживала по советскому паспорту. Дильбар - домохозяйка, и практически не выезжает за пределы своего кишлака.
Когда пришлось идти в банк получить денежный перевод от мужа-мигранта, оказалось, что по советскому паспорту это сделать невозможно.
- Но эту проблему мы решили, муж стал отправлять деньги на имя моей сестры, у которой был паспорт РТ. Но потом моя родная дочь не смогла получить паспорт, потому что у меня был в то время советский. Кстати я не одна с советским паспортом в селе, у моих соседок была такая же ситуация, - рассказывает Дильбар.
Все вместе они обратились к председателю махали, где им посоветовали связаться с общественной организацией «Право и Процветание». В итоге, с их помощью женщины получили паспорта граждан Таджикистана.
С советским паспортом осталась и пенсионерка Турсуной Маджидова. Когда-то она работала акушеркой в местной больнице, но после 17-летнего перерыва, больше никуда не смогла устроиться на работу.
- Целых 17 лет я ухаживала за своим больным сыном, который два года назад умер. После я решила устроиться на работу. Однако меня никуда не принимали с советским паспортом, а для того, чтобы получить паспорт Таджикистана, я не знала что делать, куда обратиться, какие документы собрать, - говорит пенсионерка.
По её словам, паспорт гражданина РТ она все-таки получила - благодаря джамоату и общественной организации «Право и процветание».
- Правда на работу так и не устроилась, зато оформила пенсию, - говорит Турсуной.
Впрочем, оказаться без документов можно не только не получив их, но и после аннулирования в судебном порядке. Как это произошло с Аминджоном Гулмуродзода в 2015 году. В суде он был признан виновным в подделке документов, в частности, свидетельства о рождении, и получил 2 года тюремного заключения. Но через год был помилован президентом страны Эмомали Рахмоном.
Аминджон не теряет надежды когда-нибудь снова стать полноправным гражданином – паспорта у него нет до сих пор.
Статус «безгражданства» по наследству
По словам Бехзода Хасанова, представителя общественной организации «Право и процветание» 65% лиц, которые обращаются за помощью в организацию – это женщины и девочки, проживающие в сельской местности.
- Отсутствие документов не позволяет им принимать участие в социально-экономической и политической жизни страны, то есть они не ходят на выборы, не выезжают за пределы республики, не устраиваются официально на работу, не открывают счета в банках, не получают какие-либо пособия и другое, - объясняет он.
Каждый житель страны знает, что для использования своих прав и реализации обязанностей гражданина, важно всякий раз предъявлять документ, удостоверяющий личность. Проще говоря, куда бы вы не пошли и не обратились, вам важно показать документ, как правило, это паспорт гражданина РТ. Отсутствие паспорта означает «отсутствие человека как такового». Как говориться, нет бумаги - нет человека.
Здесь важно сказать, что у нас в стране около 840 человек, которые имеют официальное удостоверение лица без гражданства – Вид на жительство для лица без гражданства. Но в данном случае мы говорим о лицах, которые такого официального документа не имеют, но фактически находятся в ситуации риска безгражданства.
Вследствие отсутствия у женщин документов, удостоверяющих личность, они не могут провести государственную регистрацию брака, и как следствие трудности с получением свидетельства о рождении на детей. Таким образом, можно сказать, что безгражданство передается «по наследству» детям в нескольких поколениях.
По словам Хасанова, более 82% граждан, подпадающим под действие проекта, была оказана правовая и материальная помощь в получении документов, удостоверяющих личность. Этот результат был достигнут в тесном взаимодействии и сотрудничестве с государственными органами, включая органы местного самоуправления.
«Снижение уровня безгражданства и его предупреждение в будущем требует координации усилий гражданского сообщества, органов государственной власти и местного самоуправления, и, что важно, самих граждан. Организация проводит полевые работы по выявлению таких лиц, анализа их ситуации и решения каждого дела по существу, однако предупреждение этого явления в будущем требует системных изменений на уровне законодательства и практики. Особо хочется отметить доступ детей к системе регистрации рождений, которая должна быть максимально облегченной с точки зрения финансовых и процедурных затрат граждан», - добавил Хасанов Б.
На вопрос, в чем главная причина проблемы с гражданством, Хасанов отметил миграцию, распад СССР, гражданскую войну в Таджикистане, материальное положение граждан, пробелы в законодательстве и низкую правовую грамотность некоторых граждан.
- Я встречался с женщиной в Турсунзаде, которая показывала мне паспорт еще советского периода. Она считала, что он действительный. Кроме того, есть люди, у которых вообще нет никаких документов. Большинство из них - женщины. Они выходят замуж, рожают детей, их, конечно же, в общине все знают, поэтому их принимают местные поликлиники. Проблема возникает позже, когда детям нужно получать документы, выезжать из страны, - объясняет Вито Трани.
Он уверен, что очень важно проводить просветительскую и осведомительную работу среди населения, постоянно говорить им о правовых аспектах, процедурах, о том, как можно себя легализовать, получить необходимые документы.
- Мы проводим мероприятия по выявлению, регистрации, консультированию и оказанию правовой помощи лицам с неопределенным гражданством совместно с государственными органами и местными властями, активистами в общинах, чтобы совместными усилиями оказать помощь людям в разрешении их ситуации безгражданства, - продолжил он.
По словам Трани, из 32 тысяч людей, зарегистрированных УВКБ ООН, благодаря оказанной юридической помощи более 28 тысяч человек смогли подтвердить своё гражданство в Таджикистане и получить документы, удостоверяющие личность, тем самым выйти из ситуации «правового вакуума».
- Мы надеемся, что до конца года остальные лица также получат решения и подтвердят свое гражданство Таджикистана, - продолжил он.
Правозащитница Файзинисо Вохидова говорила, что по сравнению с Россией и рядом европейских стран, количество лиц без гражданства в Таджикистане мизерное. Основная проблема заключается в советских паспортах или вообще в их отсутствии и это решаемые проблемы.
- У нас несовершенные законы. Например, закон Таджикистана «О гражданстве РТ» фактически не даёт никакие гарантии лицам без гражданства узаконить своё пребывание и получить гражданство. Например, если даже лицо иностранного государства получит первый статус, то есть вид на жительство, то и этот документ не даёт гарантию получения гражданства, приобретения жилья, трудоустройства, совершения сделок, - говорила она.
- На счет Аминджона Гулмуродзода могу сказать следующее: он родился в Таджикистане, факт его проживания в нашей стране даёт ему право быть полноценным гражданином Таджикистана, - заключила она.