Первого февраля отмечают Всемирный день хиджаба. Это совсем молодой праздник, который шесть лет назад придумала уроженка Бангладеш Назма Кхан. Она призвала всех женщин, вне зависимости от вероисповедания, на один день надеть хиджаб, чтобы понять, что приходится испытывать мусульманкам в платках.
Фатима, 23 года:
Я родилась и выросла в столице, в довольно-таки современной семье. Надеть хиджаб решила в девятом классе. Первыми, кто был против стали папа и братья, потому что уже тогда они видели притеснения по отношению к женщинам в хиджабах. Но так как папа очень демократичный человек, он не стал сильно противиться моему решению. Друзья тоже отнеслись к моей затее хорошо - они не судят людей по одежде. Правда, на улицах тогда и сейчас, я вижу осуждающие взгляды, но не придаю этому значения, хотя бывает неприятно. Но я понимаю, что уровень образования и культуры у людей разный.
Я стала не первой в семье, кто надел хиджаб. Буквально незадолго до меня это сделала моя мама. Но не подумайте - не она стала причиной моего решения. Этому поспособствовало, во-первых, понимание сути, красоты и предназначения платка, как божьей воли. Во-вторых, это дало мне ощущение индивидуальности и права самой принимать решения. Хиджаб - это не атрибутика или национальная одежда, а хиджаб - это покрывание определенных частей тела, указанных в Коране, которые невозможно покрыть простым таджикским платком.
Девушке в нашем обществе, которая носит хиджаб, жить становится тяжелее из года в год. Когда я окончила школу, то вздохнула с облегчением, думая, что в университете не будет проблем из-за хиджаба. Но не тут-то было. Тогда я стала мечтать поскорее закончить вуз, но реальность снова спустила меня на землю. Сейчас ни меня, ни мою маму не пускают во многие госучреждения - даже в больницы, нас не пускают в школу к братишке. О том, чтобы устроиться на работу – и речи быть не может. Я давно бросила эти попытки, поэтому приходится работать удалённо. А еще я стараюсь реже выходить на улицу, не болеть, и стараться не посещать госучреждения по личным вопросам.
Совсем недавно меня остановили на улице несколько женщин с милиционерами и отвели в здание министерства образования, там долго читали лекцию об опасности государственного масштаба, который несет в себе кусок материала на моей голове. На мои вопросы, на каком основании они требуют от меня снять хиджаб, они в грубой форме пригрозили, что передадут меня в руки сотрудников органов безопасности. После долгих споров меня отпустили, но не все, как я, могут отстаивать свои права. Многие женщины, например, снимают платок.
Недавно мы всей семьёй решили какое-то время пожить в Стамбуле, там я встретила народ, который уважает женщину за то, что она просто женщина. Там никто не судит о тебе по одежде и религиозной принадлежности. Только по поступкам и действиям. Страна, в которой девушкам дают возможность развиваться, жить и мыслить свободно, получает женщин инженеров, художниц, поэтесс, докторов, писателей, политических деятелей и предпринимателей.
Лола
«Эта монашка», - так часто, не смущаясь, говорят обо мне люди в моем же присутствии. Подруги же твердят, что я стала «совсем кишлачной, а ведь была такой современной!». К сожалению, бытует такое мнение, что большинство тех, кто носит хиджаб – это женщины необразованные, и ходят они так по принуждению мужа или кого-то еще. А недавно услышала в свой адрес следующее: «Надеть хиджаб – значит, показушно демонстрировать свое отношение к религии. Держи при себе свои религиозные пристрастия, главное - Бог в душе».
Моя любимая мама не носит хиджаб, и уже никогда, наверное, его не наденет. Сестрёнка - модель и умница, а подруги и коллеги носят самую разную одежду. Меня не интересует, во что одет мой сотрудник, если он добросовестный человек. Мое решение «укутаться» - очень личное, которое я не хочу прилюдно обсуждать, но публично могу заявить, что никогда не позволю оскорблять женщину лишь потому, что она носит хиджаб. Ведь для женщины, добровольно надевшей хиджаб или платок - это не просто аксессуар, это внутреннее мироощущение, это её «я». Снять платок все равно, что публично раздеться. На мой же взгляд, о женщине, как и о мужчине, все-таки нужно судить не по одежде, а по поведению, и отношению к людям.
Женщина в хиджабе - не монашка, не святая, не ангел. Она такая же женщина, как и все.
Мавлюда, 57 лет:
- По образованию я - филолог, работала в госучреждениях, всегда носила только европейскую одежду, но когда надела платок, меня никуда не взяли на работу. Моя голова в платке стала никому не нужна, хотя я считалась неплохим специалистом. Самое интересное, что ко мне, одетой по-европейски, отношение было намного лучше, меня называли «муаллима», а сейчас отношение совсем другое – пренебрежительное.
Лет семь-восемь назад мы гостили у родственников в Кулябе и узнали, что милиция задержала девушек в сатре, которые ждали «клиентов». Их забрали в отделение и пристыдили: как можно в сатре стоять на «панели»? Девушки ответили, что так хотят клиенты. Вот и цена мужчинам, кричащим о нравственном падении современных женщин. На улицах города можно увидеть девушек в сатре, сидящих на скамейках в обнимку с парнями. Родителям надо обращать внимание не только на внешний облик своих дочерей, но и дать им правильное воспитание. А то, наверное, уже решили: «Раз моя дочь носит платок, значит, я попаду в рай».
Но у этого вопроса есть и обратная сторона. Меня крайне удивило мнение некоторых молодых ребят - они нетерпимы к тем, кто не совершает намаз или не носит платок. Почему-то они решили, что намазы женщины, которая не носит сатр, не принимаются Всевышним. И по их разумению, если женщина в сатре, значит, она во всех отношениях порядочная, а если нет - чуть ли не блудница... Разве можно так судить о людях?
И самое непонятное для меня - почему женщин в сатре с насмешкой называют «монашками». Причем даже люди с высшим образованием. Монашество зародилось в буддизме, затем появилось в христианстве, к мусульманству этот термин никакого отношения не имеет. Сейчас я живу и работаю в Австрии. В этой европейской стране меня с платком на голове уважают, прежде всего, за мои способности.
Ситора, 39 лет
- Хиджаб я надела, потому что меня заставил это сделать муж. Я работаю в салоне красоты, общаюсь с людьми, плюс, со мной работают мужчины и муж, наверное, решил, что в хиджабе ко мне никто не будет приставать и всё такое. Я послушалась мужа и надела. Причем, муж ничего не говорил мне о том, что вместе с платком я должна как-то изменить свою жизнь, до этого я дошла сама. После того, как надела платок - начала читать пятикратный намаз, стала замечать все свои грехи, которые совершаю в течение дня, стала держать пост.
Когда я начала носить хиджаб, почти весь город его надевал, а потом это стали осуждать, запрещать, все вокруг сняли свои платки, а я уже не смогла. Кстати, муж тоже поменялся, теперь он стал уговаривать меня снять хиджаб и не доставлять проблем ни себе самой, ни ему, но я и мужу сказала: «Нет».
Проблем у меня действительно сейчас хватает из-за платка, но к счастью я работаю в частном салоне, и хозяйка мне не запрещает надевать хиджаб, она только говорит, мол, сделай так, чтобы салон не пострадал, а в чем ты ходишь – мне все равно. Ко мне на улице часто подходят незнакомые женщины, и начинают убеждать, что я должна снять хиджаб и надеть таджикский руймол. Если бы руймол соответствовал тому, что требует от меня Коран, я бы с радостью его надела, но это не так. Причем, все мои сестры, невестки, подруги ходят в руймолах или совсем не носят платки, и они не вызывают у меня негодования, я не призываю никого к тому, чтобы надеть хиджаб, я просто чувствую, что сама должна его носить.
Оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен, OK и Google Новостях.
"Я твердо знал, что буду летчиком": о чем рассказывают таджикские пилоты
Турецкие СМИ: жена бежавшего в Россию экс-президента Асада решила с ним развестись
Таджикские самолеты смогут проходить техобслуживание в Актау
Куда сводить ребёнка на Новый год? Программы развлекательных центров Душанбе
Сомона Махмадбекова признали лучшим спортсменом года в Таджикистане
Парковки пустуют, а дороги запружены машинами. Почему жители Душанбе не оставляют свои автомобили на подземных стоянках?
ФАО ООН выявила возможности для цифровизации сельского хозяйства в Таджикистане
Китайские продавцы осваивают российские маркетплейсы
Минобрнауки: В Таджикистане запрещены ёлки и чаепития в вузах, школах и детских садах
Российский ученый поставил под сомнение прогнозы о существенном обмелении Амударьи
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Критик4 февраля, 2019 10:02
Жаль что некоторые у некоторых людей прокомментировавшие внизу такие мысли.
А этим девушкам большое УВАЖЕНИЕ!
Конституция
Статья 5
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Жизнь, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО и другие естественные права человека неприкосновенны.
Статья 26
КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакую, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов.
Статья 10
Конституция Таджикистана обладает высшей юридической силой, ее нормы имеют прямое действие.
ЗАКОНЫ И ДРУГИЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ КОНСТИТУЦИИ, НЕ ИМЕЮТ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ.
ГОСУДАРСТВО И ВСЕ ЕГО ОРГАНЫ, должностные лица, граждане и их объединения ОБЯЗАНЫ СОБЛЮДАТЬ и ИСПОЛНЯТЬ КОНСТИТУЦИЮ и законы республики.
ShaITan Критик4 февраля, 2019 22:43
Fishka v tom chto kogda religioznikh odin dva to oni krichat o svoikh pravakh, no kogda ikh mnogo oni menyaut eti prava ushemlaya uje prava drugikh
Буб2 февраля, 2019 11:16
Согласен с властями, думоют хиджаб нашим женщинам не нужен он чужд нашей культуре, в совецкие времена наши мамы и бабушки носили национальные одежды- выглядела это и красиво и культурно. Лично для меня хиджаб это дикость, над женщинами просто издеваются. А жиджаб ещё не гарантия что девушка или женщина прично себя ведёт и мислит, зе зря же говорят:
На голове платок в ж*п* ветерок!
Сильвио Берлускони2 февраля, 2019 10:46
"надевая «хиджаб», вы поддерживаете не ислам, а идеологию политического ислама, исповедуемую иранскими муллами и богословами из Саудовской Аравии, афганскими талибами и сторонниками «Исламского государства». Там же.
Besavod2 февраля, 2019 10:44
Читаю комментарии и недоумеваю от негативных мнений. Я понимаю что сейчас исламофобы в почете у нас. Но если спрашивать о их вероисповедании то львиная доля будут утверждать что они самые набожные люди. Я не понимаю как можно одновременно считать себя верующим и ненавидит религиозные предписания. Это все равно что себя считать коммунистом и ненавидит Ленина и Сталина.
Автору и редакции респект за смелость.
Сильвио Берлускони2 февраля, 2019 10:40
Не будьте лицемерками и наденьте паранджу. А хиджаб это всего лишь мода, которая появилась после какого-то арабского сериала. А если вам лень мыть волосы, то причём здесь религия?
"Для нас «хиджаб» — символ того понимания ислама, которое мы отвергаем. Согласно ему, женщины — это сексуальный соблазн мужчин, которые, по своей слабости, должны быть избавлены от искушения, испытываемого ими при виде наших волос. Мы против такого подхода. Эта идеология снимает с мужчин вину за сексуальные домогательства и требует от жертв защищать самих себя с помощью «хиджаба».
https://inosmi.ru/politic/20160102/234925545.html
Рачаб2 февраля, 2019 00:11
Бедную художницу все осудили за то что она РИСОВАЛА обнаженных девушек, а те кто носит сатр тоже испытывают проблемы в обществе.... КАКОЙ нужно быть девушке в Таджикистане чтобы всем угодить?
Рачаб2 февраля, 2019 00:00
Даже здесь в комментариях негатив в сторону них... Да, вот такой парадокс сейчас, в стране где 90% населения мусульмане, вот такое вот отношение к ним, а в немусульманских европейских странах - отношение человеческое... Что с людьми не так? Ну какая вам разница?
Фируза1 февраля, 2019 21:42
Все комментарии от мужчин... умные такие?!? Живя с такими в одном городе/государстве хочется порой вообще мешок на голову надеть. Но как говорит мне папа: будут смотреть/говорить/приставать чего мешок на голову надела?
Отсутствие элементарного воспитания и образования дает картину которую мы видим... Печально.
Моя одежда, прическа, макияж, маникюр и т.д. это моё личное дело. И Конституция мне это гарантирует. Как и свободу вероисповедания.
Дресс код в школах/ВУЗах/организациях это отдельная тема. Но запретить мне заходить в школу за ребенком или в поликлинику к врачу не имеет права никто. А "доблестная миллиция", как и сотрудники хукумата проводящие беседы с женщинами для начала законы изучите и научитесь разговаривать. Вы можете дать рекомендации. Но не более. Тем более угрожать или пугать отделом. Да вас самих можно привлечь к ответственности, при грамотном подходе.
Неважно1 февраля, 2019 20:00
Все ,что тут скажешь написали сами же прочиворечите себе в Коране мол написано именно хиджаб а чё работаете с мужчинами и я уверен общаетесь с ними разве это можно? Или вон Ситора 39 лет разве можно мужа не слушать? Короче все с вами ясно.
M@nija Неважно2 февраля, 2019 01:21
Если муж не прав то да.
ShaITan Неважно1 февраля, 2019 23:39
nakonecto kto to napisal pro dvulichie respondentov, daje po islamskim kanonam.
Test ShaITan4 февраля, 2019 17:07
Послушай шайтан вот нет у тебя знания об Исламе куда ты лезешь? В принципе это многих касается, это не лицемерие, она отказала мужу потому что это противоречит законам Ислама.
ShaITan Test4 февраля, 2019 22:41
Ya ateistom ne prosta tak stal, izuchal ochen' mnogo chego o chem vy daje i ne dumaete. Dalee po teme dvulichnost vezde! Mne pofig komu ona otkajet. Vy prosta chitaete to chto khotite chitat
Test ShaITan5 февраля, 2019 13:47
Я не знаю, что вы изучали и какую религию изучали, но давайте немного конкретизируем и остановимся на религии Ислам. Просто расскажите мне, что вы изучали такого, что я даже об этом и не думал. Я читаю не то, что хочу, вы обвинили человека в лицемерии не предъявив доказательства, а это извините меня уже клевета (конкретизирую именно на счет Ситора 39 ). Я бы написал вам доказательство своих слов, где жена имеет права не слушать своего мужа, если его слова противоречат Исламу, но вам наверное неинтересно.
лесник1 февраля, 2019 18:59
прям неожиданно в таджикской прессе читать такое. Саодат молодца, нет слов
ShaITan1 февраля, 2019 17:32
dvulichie kajdogo respondenta mojna dokazat za mig.
ShaITan1 февраля, 2019 17:30
"предназначения платка, как божьей воли"- nu da v devyatom klasse vsyo uje ponela. Polniy obman.
A fililog voobshe avstriycy vnutry vas nenavidyat, i tem bolee vashu religiu. Monashkami nazyvaut iz za obraza, a tak kajdoi iz vas do monashen ochen' daleko. Ya v svoei jizni vstrechal realnuu monashku iz Anglii, ochen' interesniy dialog byl sney. O boge, o slujenie, o chistote pomyslov i tak dalee.