«Женщины слабенькие», «там, где есть женщины-руководители, всегда дрязги, интриги», «женщины больше на эмоциях» и ещё целый набор гендерных клише высказали в ходе опроса высококвалифицированные специалисты в области медиа и СМИ в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане. Впрочем, среди них были и эксперты, которые считают, что гендер в медиа не имеет никакого значения.
Своим мнением по поводу женщин в медиа эксперты отрасли поделились во время глубинных интервью, которые стали частью социологического исследования по изучению медиапотребления и медиаинформационной грамотности в странах Центральной Азии в 2019 году.
В исследовании приняли участие три страны — Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, всего было опрошено по 10 респондентов в каждой республике. И их мнения о женщинах, которые занимают разные посты в медиа, неоднозначны, пишет Newreporter.org.
Казахстан
Например, в Казахстане абсолютное большинство экспертов убеждено, что профессия журналиста чаще всего — женская.
«Женщин больше. В этой профессии в основном у нас женщины. Мы проводим тренинги, и большинство участников — это девушки. Операторы — это, конечно, парни, то есть технические работники в сфере безопасности, IT и т. д. А если посмотреть на состав главных редакторов, то там нет такого, что больше мужчин или больше женщин. Получается, и мужчины, и женщины могут быть главными. Я думаю, что это не играет роли, руководителем должен быть большой профессионал».
При этом респонденты говорили, что «женщины предпочитают журналистику эмоций, а мужчины — журналистику фактов».
«Женщины больше на эмоциях, тонкостях фокусируются. А мужчины более логически выстроены, больше логики и закономерности. Также нужно смотреть, какая тема. Если тема семьи и ребёнка, людей с инвалидностью, то женщины лучше могут передавать нужные краски. А касательно политики — больше мужчины понимают вопрос».
В целом никаких гендерных проблем в медиасфере, по мнению опрашиваемых, нет.«Если человек эффективный, если человек может выстраивать нормальную работу, нормальные процессы, нормально организовывать работу своего коллектива и при этом может эффективно работать как журналист, понимать процессы, специфику своей темы, специфику своей отрасли, то совершенно без разницы, какого он или она пола».
В отношении гендерного баланса на руководящих позициях в медиасфере эксперты также придерживаются мнения об отсутствии различий и предпочтений по гендерному признаку.
«Сейчас есть достаточно много редакторов-женщин — HOLA News, Esquire, The Steppe, Vlast.kz, то есть достаточно равномерно представлено. Мне кажется, что нет никаких ущемлений в этом плане. Это более свободная сфера, где женщина может спокойно чего-то добиться и возглавить СМИ без проблем. Сейчас тем более много телеканалов, где руководители — женщины, имею в виду государственные и республиканские ТВ-каналы».
Отдельные эксперты обращают внимание на то, что некоторые женщины на руководящих должностях своеобразно строят отношения в коллективе.
«Исходя из своего опыта говорю, там где есть женщины-руководители, там всегда есть дрязги, интриги и т. д.».
Кроме того, респонденты указали некоторые особенности и условия достижения руководящих позиций в медиасфере.
«Я думаю, что женщинам всегда тяжелее, но не из-за профессиональных навыков. Мне кажется, что профессиональные навыки не зависят вообще от пола. Просто работают общественные стереотипы, внутренние коммуникации, из-за этого женщинам тяжелее. А в целом, мне кажется, нет ущемления женщин в медиасфере, но женщинам всегда сложнее, потому что мы живем такой стране».
Но есть эксперты, которые считают, что мужчины чаще занимают руководящие должности в силу своих гендерных особенностей.
«Мужчине легче попасть в руководящий состав, так как он более уравновешен и обычно спокоен там, где женщина может проявлять свой эмоциональный фон. С мужчиной-руководителем можно профессионально вести переговоры, в то время как с женщиной восточного воспитания следует быть осторожнее».
Что касается самого журналистского материала, то опрашиваемые специалисты говорят, что на конечный результат пол журналиста не влияет.
Таджикистан
В Таджикистане ситуация несколько иная: в республике много девушек учится на факультетах журналистики, но до реальной работы они чаще всего не добираются. Большинство руководителей в сфере медиа — мужчины, это связано с культурными особенностями общества в Таджикистане. Впрочем, в последние годы всё-таки наблюдается рост числа женщин среди журналистов и руководителей СМИ.
«Гендерного баланса нет, но мы стараемся привлекать на руководяшие должности женщин. Например, руководители журналов “Бонувон” и “Фируза” (государственные издания — прим. ред.) — женщины, но во многих других изданиях их очень мало. На сегодня мы имеем 5-6 женщин-редакторов по стране <…> Многие из наших женщин обладают большим профессионализмом, чем коллеги-мужчины. Но наше общество патриархальное, в нём доминируют мужчины. Тем не менее, год от года растёт число руководителей-женщин».
У таджикских экспертов профессия журналиста всё-таки больше ассоциируется с мужчинами.
«Мужчины успешны, потому что это очень серьёзная и трудоёмкая работа. Женщины могут выступить на актуальную тему дня или выдать материалы из горячих районов о проблемах. В нашей стране мужчины более успешны, чем женщины, потому что у мужчин больше времени и возможностей для доступа к материалам, изучению и анализу».
Как и в Казахстане, эксперты единодушны в том, что подача материала не зависит от пола журналиста.
«Когда я работала в агентстве “Ховар”, у нас был начальник экономического отдела, и когда он давал задание, то говорил: “Среди журналистов нет мужчин и женщин”. То есть мужчины и женщины должны быть равны в этой профессии. Есть очень смелые журналисты-женщины, иногда бывают смелее, чем мужчины. Я думаю, что в основном всё распределено нормально, но в руководстве, к сожалению, везде больше мужчин».
Кстати, в Таджикистане в последние годы стало больше женского контента, и этот тренд не исчезает. Согласно исследованию, женский контент вызывает недовольство экспертов из-за излишней откровенности, доступности визуальной информации о женском теле, психологии, красоте и женском мире в целом.
Эксперты убеждены, что этот контент должен касаться не только бьюти-индустрии, потому что женская аудитория демонстрирует запрос на более серьёзные темы — например, экономика или сектор IT.
Узбекистан
В Узбекистане эксперты вроде бы убеждены, что пол не является определяющим фактором в медиасфере, но поясняют, что изменения на медиарынке стали заметными после принятия закона «О гендерном равенстве». До принятия закона считалось, что это не женская работа, теперь респонденты указывают на наличие спроса на женщин-руководителей.
По мнению экспертов, восточный менталитет предполагает, что женщина прежде всего — хранительница очага, супруга, мама. Её профессиональная деятельность и карьерный рост в медиасфере вторичны. Отдельные мужчины-руководители медиаресурсов из числа экспертов указали, что часто поддерживают девушек-журналистов.
«Если понадобится, то мы беседуем с ними, направляем, поддерживаем. Даже даём возможность пораньше уйти домой с работы, чтобы они не опаздывали, потому что их дома ждёт семья, муж, им надо приготовить. Даже с этой стороны стараемся помогать».
Так же, как и казахстанские, узбекистанские эксперты считают, что есть гендерные психологические особенности, которые влияют на подачу информации и качество работы журналиста. Эксперты утверждают, что у мужчин и женщин-журналистов разный подход к работе: информация от женщин, как правило, более эмоционально окрашена. Профессионалам из сферы медиа не составляет труда определить гендерную принадлежность автора материала.
«Есть работа, которая связана больше с рутиной, и аккуратней такую работу делают девочки. Есть [работа] более креативная или мобильная, требующая оперативного подхода, с которой ребята лучше справляются. Если будем касаться менталитета, девушка, которая ещё не вышла замуж, она настроена на карьерный рост. Как только у неё появляется семья, и эта семья восточного типа, то, естественно, интересы будут направлены в сторону семьи. Карьера приятна, но уже не стоит на первом месте».
В вопросах лидерства в медиасфере экспертные оценки указывают на то, что мужчины в Узбекистане чаще занимают руководящие позиции.
«Женщины слабенькие. Они могут где-то что-то отпустить. Более слабой в этой сфере леди считается. Но она может возглавлять его под управлением мужчины. То есть, грубо говоря, например, хозяин этого медиахолдинга мужчина, которому она даёт отчёт, а “рулит” всем она с его подачи… Она не сможет резкую информацию адекватно воспринять, а мужчина сможет это сделать».
Исследование по медиапотреблению и медиаинформационной грамотности проводилось летом 2019 года фондом «Общественное мнение» по заказу Internews в рамках проекта MediaCAMP.
Весной нас удобно читать в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.
Долгая ночь. Сегодня отмечается праздник зимнего солнцестояния Шаби Ялдо
Как прошла Tarona Music Award-2024: на сцене, за кулисами мероприятия и не только
АБИИ выделил Таджикистану первые $270 млн на строительство Рогунской ГЭС
На российском рынке труда выросло число вакансий при нехватке персонала
«Стратегический стержень» Евразии. Что может дать Ваханский коридор странам, имеющим выход к нему
Что будут показывать таджикские театры на Новый год
В сборную Таджикистана перебралась легкоатлетка из России
Как Душанбе встречает Новый год?
Лидеры e-commerce и их секреты успеха. Кто ведет Таджикистан в цифровое будущее?
Правоохранители Таджикистана задержали подозреваемых в массовых убийствах в Канибадаме
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Читатель8 марта, 2020 15:29
"Своим мнением по поводу женщин в медиа высказались высококвалифицированные специалисты СМИ во время социологического исследования". Я не знаю, кто писал этот текст мужчина или женщина, но факт, что журналист, точнее журналистика "слабенькая". Простой контент анализ только одного вашего предложения: "по поводу женщин в медиа" - каких женщин, каких медиа? Who is высококвалифицированные специалисты СМИ? Если эксперты то принято называть их по ФИО. "...во время социологического исследования" - такого выражения нет в прикладной социологии. Правильно сказал, кто то там: нет женщины или мужчины, есть профессионал...