92 года назад, в 1928 году, совсем юношей Мирзо увидел первый раз самолёт в небе. Увидев летающий аппарат, он мечтал как, наверное, великолепно летать над землёй, рисуя в небе изящные фигуры и представить себе не мог, что настанет время и он сам сядет за штурвал летающей птицы, но уже военного самолёта, и не только сядет в кабину, но будет воевать, уничтожая фашистских оккупантов во Второй Мировой Войне.
В тот 1928 год Мирзо Максудову только исполнилось 14 лет. Как и многие сверстники из горного селения Ашт, он учился в средней школе, которую недавно открыла Советская власть.
В те времена из Ташкента в Фергану и обратно постоянно летали У-2, перевозившие пассажиров и груз, и для неискушенных аштских школьников это зрелище было чудом...
Прошли годы, Мирзо успешно закончил школу и славился среди сверственников изобретательностью и находчивостью. Коллекционировал мудрые высказывания таджикских предков: Абуабдулло Рудаки, Омара Хайяма (знал наизусть несколько сот его рубаи), Джалолиддина Руми, Саади Шерози и т.д. Те односельчане, кто знал его близко, подозревали, что некоторые стихи он сочинял, но скромно приписывал великими мастерам.
…Закончив школу, Мирзо поступил в училище при заводе в Коканде. В те годы учащихся таджиков и узбеков можно было посчитать по пальцам. Чтобы учиться тут, нужно было иметь чрезвычайные способности. Богом данная сообразительность и прилежность, выработанная годами, очень ему помогли. Спустя три года он с отличием закончил училище и поступил на работу токарем на маслозавод в Андижане.
Тридцатые годы - время романтиков, период героев-тружеников. Специалистов не хватало и поэтому власти стремились использовать имеющий потенциал по максимуму. В Советском Союзе появилось Стахановское движение, целью которого был эффективный труд на благо развитие страны.
Естественно, что Мирзо Максудов стал в кратчайшие сроки одним из активистов этого движения. Ему удалось одновременно управлять 60-ю станками и выполнить месячную норму в одну смены. За трудовые подвиги Мирзо Максудов был вознаграждён премиями и различными грамотами и на самом заводе и в Андижане и в Ташкенте. В те годы он увлекся параллельно тяжелой атлетикой.
С 1938 он навечно связал себя с Таджикистаном. Приехал в Душанбе и тогдашний директор маслозавода узнав, что приехал известный стахановец Мирзо Максудов просто не дал ему перевести дух с дороги - забрал на завод и попросил работать именно у него.
Мирзо одновременно поступил на заочное отделение Педагогического института и также сам преподавал в учрежденной школе последователей стахановского движения при заводе.
Именно в это время в жизни Мирзо Максудова началась страница, которая дала возможность осуществиться его юношеской мечте и связать его с небом.
“Не могу спокойно сидеть, когда враг топчет нашу землю”
Люди старшего поколения и те, кто знает историю, должны помнить, что в тридцатые годы прошлого столетия внимания и восхищение всего общества были направлены на дирижабли, летательные аппараты и самолёты и мало нашлось бы людей тогда, кто бы не мечтал сесть за штурвал и управлять самолётами.
Группы рабочих фабрик и заводов, учёных, учителей и врачей, люди различных профессий поступали на специальные лётные курсы. И Максудов был одним из тех, кто поступил на годичные курсы ОСОАВИАХИМа (впоследствии переименованное в ДОСААФ) в Сталинабаде. По рассказам Мирзо там было две девушки. Занятия проходили на самолётах У-2.
ОСОАВИАХИМ после года обучения отправила Мирзо, как способного курсанта отправили для обучения в Военное лётное училище по подготовке истребителей в город Чкаловск, но в связи с тем, что надо было собрать много документов с разных мест учебы и работ, он прибыл на учебу с опозданием и его не приняли.
Он не стал козырять своими табелями в лётной школе, грамотами и удостоверениям стахановца, а просто гордо развернулся и ушёл. Это было в 1940 году.
Началась война. Мирзо Максудов в 1941 году написал заявление добровольцем на фронт. Изучив его дело, поняли, что такой кадр простым бойцом никак нельзя отправлять на фронт и его определили в состав специальной бригады на краткосрочные курсы политических руководителей и отправили в Ташкент.
После этого были бои под Москвой, в Калининском фронте под командованием Маршала Конева. Мирзо Максудов получил должность политрука в роте 375-ой дивизии, 1245-го полка. Имел звания лейтенанта. В боях возле города Калинин получил ранение и, не долечив до конца раны, опять ушел на фронт.
Город Калинин был освобождён от фашистов. Мирзо Максудов много раз проявил мужество и отвагу, ведя за собой, как политрук, бойцов. Неоднократно на поле брани ему приходилось заменять погибших командиров рот и взводов и брать на себя командование.
Его талант, способности и мужество на фронте не осталось не замеченным. Помимо наград за проявленную стойкость в боях и боевую смекалку ему предложили поехать в краткосрочный отпуск домой в Ашт или Душанбе на его усмотрение - командование хотела так хитро поступить, чтобы он заодно долечил раны, потому что он отказывался отлёживаться в госпитале.
Но Мирзо категорически отказался: « - не могу спокойно не то, что лежать, а просто сидеть, когда враг топчет нашу землю и убивает наших граждан».
Тогда его отправили на учёбу на командирские курсы при 3-ей армии в регион под Москвой.
Здесь он попросил допустить его к полётам. Так, после окончание курса Максудова определили под Москвой в 18-ую эскадрилью, и он вновь сел за штурвал. На самолётах У-2 и Ил-2 он многократно днём и ночью поднимался в воздух бомбить пехоту и эшелоны фашистов. В это время он получил второе ранение. Это произошло, когда он пытался спасти самолёты, покрывая их камуфляжем, но попал под бомбёжку немцев. Помимо других ранений его еще и контузило, повредив слух.
Врачи сообщили ему, что летать он больше не сможет…
Домой вернулся с наградами…
После этого, несмотря на все уговоры врачей до конца долечить раны, Мирзо вернулся в пехоту на фронт. С ноября 1941 года по август 1942-го он был командиром взвода, политруком роты, командиром роты - начальником эшелона.
Но командование всё же нашло хитрость, чтобы он долечил раны в более спокойной обстановке. В эти времена, в городе Наро-Фоминск сформировали 18-ю резервную дивизию и его зачислили туда для продолжения службы на должность заместителя командира роты. Дивизия в составе Белорусского фронта готовила бойцов к фронту и его туда определила как уже опытного бойца и командира. Максудов постоянно, в качестве начальника эшелона давая ценные инструкции, и возил бойцов на линию фронта, который постепенно двигался на Запад – Брест, Прагу, Варшаву и т.д. Дорога не была безопасной и во время столкновений с бандами бандеровцев, которые в помощь фашистам атаковали эшелоны, и только чудо порой спасало ему жизнь.
…Мирзо Максудов со всеми орденами и медалями вернулся с фронта в сентябре 1945 года. Младший брат Мирзо - Абдуллоджон тоже добровольцем пошёл на фронт, и также прошел достойно всю войну, имел боевые награды.
Мирзо хотел вернуться в Душанбе, но его отец попросил остаться в Аште в родном селе. Естественно, он не смог отказать отцу и подчинился его воле, стал учителем по военной подготовке. Однако вскоре его госорганы сами вызвали в столицу. Здесь он был назначен заместителем начальника отдела агитации парткома Сталинобадской области, и потом сразу же благодря его способностям и знаниям его перевели в Центральный Комитет партии.
Тогда была эпоха правления мудрого, чистосердечного патриота нации Бободжона Гафурова.
Именно он разглядел в Мирзо Максудове талант руководителя и вдохновил его продолжить расти. Максудов после экзаменов и собеседований был зачислен Высшую партийную школы Москвы. Тогда это был самый престижный ВУЗ СССР и брали туда далеко не всех - его однокурсниками были такие известные политики, такие, как: Егор Лигачёв и Гейдар Алиев.
В 1958 году Мирзо Максудов окончил успешно эту партшколу и вернулся в Душанбе и до выхода на пенсию работал инспектором государственного и партийного бюро инспекций Центрального Комитета.
Неоднократно впоследствии ему предлагали намного выше должности - на уровне председателя района и даже должность министра, известные однокурсники по Высшей партийней школе и фронтовые товарищи звали на работу в Москву, но он отказывался. Боевые раны и контузии дали о себе знать уже в мирное время, да и Родину он никак не могу оставить.
Драгоценное наследство…
Мирзо Максудов с теплотой и благодарностью вспоминает период своей работы под руководством уникальных людей: Бободжона Гафурова и Турсуна Ульджабаева, он мог часами рассказывать об их талантах и замечательных качествах.
- Бободжон Гафуров был очень мягким и вежливым человеком, очень заботился о молодых и особенно способных кадрах. Интересы нации и народа ставил выше всего, - говорил он. - А Турсун Ульджабаев был человеком дела. Мало говорил, много делал. Быстро двигался и всегда был в действии и в созидании. Посредством своих знакомых связей, что в Москве, что в других местах в интересах республики они сделали много полезного. Нурекская ГЭС, Алюминиевый завод в Турсунзаде, Химический завод в Яване и т.д. – всё это результат тогдашней первичной и проектной работы.
Государственно-партийное контрольное бюро имело огромное влияние и положение. Максудов приложил не мало усилий в борьбе с коррупцией и расхитителями государственной собственности на различных ступенях власти. Свидетельство тому являются 3 благодарности и грамоты от Центрального комитета партии.
В 1979 году он вышел на пенсию. 50 лет прожил в двухкомнатной квартире в центре Душанбе, подаренной Бободжон Гафуровым, хотя ему предлагали более просторные и современные квартиры.
- Сердце не тянет, - говорил он. - Эту квартиру мне выделили по прямому распоряжению Бободжона Гафурова. Я оставался жить там, так как это драгоценное наследство от этого мудрого человека.
Хукумат города однажды выделил ему землю, и он построил там дом своими руками, но отправил жить туда сына. Этот дом на улице Зайнаб-биби стал перевалочным пунктом для многих односельчан и некоторых он даже не знал лично.
Мирзо Максудов имел восемь детей. Один из сыновей пошел по его стопам и заветам, и закончил Высшее лётное училище в Волгограде. Два старших сына тоже выбрали впоследствии военную карьеру – один по образованию инженер, другой специалист по безопасности (окончил ВУЗ в Москве). Они служили в Пограничных войсках, также имеют боевой опыт, награды, они также проливали кровь в годы построения независимого Таджикистана в борьбе с незаконными бандформированиями.
Младший сын, имея несколько высших образований, тоже работает на независимость Таджикистана, а точнее энергетическую независимость, в Кохи Нур – на стройке века - «Рогунской ГЭС». Дочери медики, одна экономист.
Быть примером во всем…
Несмотря на преклонный возраст, он всегда говорил: «Моя жизнь это движение. Стараюсь много ходить пешком. Меҳнат-роҳат (Труд это истинный отдых и облагораживает)».
Он постоянно занимался спортом, вставая в 5 часов утра. Любил сажать деревья. Живя в квартире, во дворе соорудил огромный виноградник и огород для цветов. Урожай раздавал соседям и родственникам.
Он не был сильно религиозным человеком, но был набожным и всегда после трапезы благодарил Бога и делал дуо: «Тани сихату хотири чамъ, Омин!».
Государство давало ему бесплатно два раз в год путёвки в любые курорты Советского Союза, но пользовался он только одной из них и любил ездить в Кисловодск. А вместо второй путёвки ездил в Ашт. Собирал друзей и родственников в родном селе в доме, который с нуля построил сам с сыновьями. Строил 15 лет по чуть-чуть, приезжая каждое лето, как он говорил, в строительный санаторий.
Любил работать руками, не мог сидеть без дела и прививал любовь к труду детям и внукам. Очень любил читать, выписывая много газет и журналов и, естественно, любил фильмы про войну. Любил таджикских классиков поэзии и прозы.
Уважал сильно маршала Жукова, как великого полководца и военного таланта и повторял: «Если после Сталина пришёл бы Жуков к власти, как Эйзенхауер в Америке, то развитие страны было более успешным. Фронтовики знают толк в жизни, развитии и в мобилизации ресурсов. Надо делать так, чтобы люди сами захотели развиваться и работать эффективнее, вот чего надо стимулировать. А народ у нас добрый и трудолюбивый – горы свернёт, если правильно поставить дело!».
Восхищался Юрием Андроповым, который боролся с бездельниками и казнокрадами. Никогда не ходил на родительские собрания детей, но внезапно приходил во время уроков и говорил со всеми учителями и не только с классными руководителями. Если учителя хвалили, то поощрял, а если не очень, то вводил «санкции» - никаких походов в кино и посиделок с друзьями пока не исправишься.
Непрестанно учил детей, внуков и близких необходимости хорошего образования, честно трудиться, заботиться о семье, беззаветно служить Отечеству, саморазвитию, уважению старших и всегда сам показывал и служил примером.
Мирзо Максудов умер в возрасте 90 лет в 2004 году. Его дети по завету отца похоронили его в родном селе Ашт в усыпальнице, которую тоже он построил своими руками. Впоследствии, рядом с ним была также похоронена его супруга.
По страницам предыдущих публикаций, рассказов детей, родственников и друзей.
«Таджик Кристалл» отметил 23-летие
Конец осени в Таджикистане будет дождливым и ветренным
После гибели Тароны и публикации «Азия-Плюс» мэр Пенджикента дал указание построить школу
Путин назвал Россию крупнейшим экономическим партнером Казахстана
В Китае экс-главу Bank of China приговорили к смертной казни за взятки
Байден сообщил, что Израиль и «Хезбалла» договорились о перемирии
Чемпион Таджикистана потерпел очередное поражение в азиатской Лиге чемпионов-2
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 27 ноября 2024 года
Подборка платформ, где вы можете учиться из дома на русском, таджикском и английском
Суд продлил арест еще трем фигурантам дела о теракте в "Крокусе", этапированным из Дагестана
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста