Истории рассказала глава некоммерческой организации помощи мигрантам «Тонг Жахони», правозащитник Валентина Чупик.

 

- Расскажите, пожалуйста, несколько примеров/случаев из вашей работы, с которыми вам приходится сталкиваться в последнее время.

- Вот несколько типовых историй:

 

1.«Жизнь в аэропортах»

Вечером 18 марта мы обнаружили в аэропорту Шереметьево большое скопление мигрантов, расположившихся прямо на полу – видимо, в результате долгого ожидания. Эти люди жаловались на то, что их «все кинули», им нечего есть, некуда возвращаться, что последние деньги они истратили на билеты, а теперь авиакомпания UTAir отказывается возвращать им деньги, хотя рейсы отменены.

19 марта мы купили на всю мою зарплату 700 порций плова, 450 лепёшек, 700 бутылок воды и отвезли половину в Шереметьево, а половину – в аэропорт Жуковский. На следующий день мы нашли деньги от спонсоров ещё на 400 порций плова и 400 бутылок воды, которые отвезли во Внуково.


21 марта мы собрали от узбекских волонтёров денег ещё на 200 порций плова, который отвезли в Шереметьево – где на наших волонтёров напали кыргызские мигранты, требовавшие «не узбекских подачек, а самолётов, сделайте так, чтобы наше правительство нас отсюда забрало».

Ещё 200 комплексных обедов пожертвовал ресторатор Алексей Ходорковский, эта еда была доставлена во Внуково.

С 22 по 26 марта мы также отвозили во все аэропорты от 200 до 350 обедов, которые жертвовали различные владельцы кафе и ресторанов, а также закупали волонтёры.


 

2.Препятствование в легализации

19 марта руководитель Главного управления по вопросам миграции МВД России издал распоряжение о продлении миграционного учёта иностранным гражданам и продлении им патента без выезда.

Однако распоряжение было, как обычно, полностью искажено на практике: сотрудники территориальных отделов по вопросам миграции требовали от мигрантов являться только по предварительной записи (и записаться было практически невозможно, причём даже записавшихся это не избавляло от многочасового стояния в очередях);

только в сопровождении собственника жилья (или всех собственников, если собственность долевая);

доказать невозможность выезда (непонятно каким образом и зачем доказывать это); сдать отпечатки пальцев только в электронном виде (а далеко не во всяком районном отделе есть соответствующее оборудование, и тогда мигрантов перенаправляли в другой район);

сделать фото, написать заявление и только потом получить продление на срок карантина.

 

3. «Проверки пропусков» по национальному признаку

С момента введения в Москве пропускного режима сотрудники полиции стали использовать новые поводы для незаконных проверок с целью вымогательства.

18 апреля в 13:17 на выходе из станции метро Саларьево под предлогом проверки пропуска был задержан сотрудниками Росгвардии гражданин Таджикистана А.М.1992 г. рождения, стразу обратившийся к нам. Все документы, включая пропуск, он имел, но у него просили 15 000 рублей взятки.

Вместе с ним были задержаны ещё около 20 иностранных граждан, которые, однако, боялись сообщить нам свои данные.

Я позвонила в ОМВД Коммунарка, куда его должны были доставить – и там его отказались принимать, повезли в ОМВД Солнцево – я позвонила туда, и там тоже не приняли; его потащили в ОМВД Гагаринский – там его приняли и отпустили через 10 минут по моему звонку, но тот же экипаж Росгвардии снова задержал его и повёз теперь в ОМВД Зюзино, где завели не в дежурную часть, а в отдел по делам несовершеннолетних. Его там удалось найти только в 18:55 и откуда мы его вытащили аж в 21:15.


 

4. «Выявление нарушений самоизоляции»

23 апреля примерно в 16:30 в частную квартиру без ордера на обыск, без постановления о проверке обманом вторглись 3 сотрудника полиции, которые стали «проверять» документы проживающих в квартире мигрантов «на предмет нарушения самоизоляции – нахождении далее 100 метров от адреса регистрации».

Начался конфликт с Шоирой А., стали оскорблять её по национальному признаку, на глазах сына-подростка и тестя избили её, волоком выволокли за руки и за волосы из квартиры, волоком же протащили по лестнице пол этажа до лифта, где ещё раз избили и незаконно доставили в ОМВД Вешняки ВАО г. Москвы.

Обращение от её мужа поступило только в 18:30. Посольство Кыргызстана, несмотря на немедленное моё обращение, никаких мер не предприняло. Благодаря обращению к дежурному прокурору г. Москвы и тому, что 13-летний сын принёс паспорт матери в ОВД, Шоиру отпустили в 22:44. Заявление подавать она отказалась, травмы снимать тоже, хотя имеется 59 фотографий процесса её избиения в квартире и на лестничной клетке, сделанных тестем.

Ранее Чупик рассказала «Азия-Плюс», как живется таджикским мигрантам в Российской Федерации во время карантина в связи с пандемией коронавируса и какие трудности они там испытывают.

Весной нас удобно читать в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.Дзен и OK.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на ViberTelegramWhatsappImo по номеру +992 93 792 42 45.