На днях спецрейсом из США вернулись студенты и школьники, которые обучались там по программам FLEX и Fullbright. Мы пообщались с несколькими из них и узнали, как они пережили эпидемию COVID-19 в Америке, насколько сложно им было вернуться на родину и как теперь планируют устраивать свою жизнь.
Все герои нашего материала признались, что чувствуют себя хорошо, ни температуры, ни кашля нет. Сейчас они находятся на карантине в гостинице «Гулистон» и условия, по их словам, им обеспечили очень хорошие: трёхразовое питание, в каждом номере живёт по два человека и ежедневная обработка всего отеля. Позаботились даже о тех, кто держит пост.
Некруз Шарифов, 17 лет
В штаты на обучение парень поехал по программе FLEX в прошлом году. Учился в Hall-Dale High School, которая находится в штате Мэн. Семья, в которую его поселили по программе, к счастью, без денег во время карантина не осталась, они работали на дому. А школа, в которой учился Некруз сразу после объявления об угрозе коронавирса в стране, перешла на дистанционное обучение.
- Экономика в штатах сильно пострадала, - рассказывает он, - особенно ресторанный бизнес. Многие люди лишись рабочих мест. Больницы были переполнены, а ситуацию с нами, иностранными учениками и студентами взяли под жёсткий контроль. Я и моя хост-семья перешли на самоизоляцию и всем необходимым мы были обеспечены. Мы даже готовили нашим хост-семьям таджикские национальные блюда: самбусу и шурбо.
Привыкшие к свободе слова и выбора в демократической стране, некоторым американцам психологически сложно было свыкнуться с изоляцией и, по словам Некруза, они даже протестовали. Но после того, как власти «пообещали помочь гражданам», ситуация стабилизировалась.
- Но даже несмотря на всё это, ситуация в стране была ужасная, - рассказывает парень.
Тест на коронавирус ни он, ни члены его хост-семьи не сдавали, так как, симптомов заболевания у них не было, а во всех штатах Америки проверяться можно было только при их наличии. Кроме того, говорит Некруз, из-за нехватки мест в больницах, на тест нужно было записываться в очередь, которую приходилось «ждать месяцами». На это просто не было времени.
- Наши организаторы запросили помощь с возвращением в Таджикистан у госдепартамента США, когда еще границы не были закрыты, - рассказывает парень, - что именно нам делать мы не знали, просто ждали ответа оттуда.
Вылет состоялся 3 мая, а рано утром 4 числа ребята уже были в Душанбе. Самолёт, кстати, рассказывает Некруз, был грузовой, он перевозил в Таджикистан медицинскую помощь из США. Но, несмотря на это, по его словам, самолёт был хорошо оснащён для пассажиров: санузел, бортовое питание и удобные сидения с ремнями безопасности. Только вокруг «большие различные боксы и контейнеры с медицинскими масками» и прочей медпомощью, но полёт «был очень комфортным».
- Когда мы приземлились и вышли из самолёта, мы все были немного в шоке от увиденного, - рассказывает Некруз, - у трапа стояли двое врачей, одетые в защитные комбинезоны. Они обработали нас всех каким-то специальным дезинфицирующим средством. Я даже не знаю, что это было, так обрабатывают улицы. Потом проверили температуру. Никакие тесты на вирус не делали. Забрав багаж, в автобусе мы приехали в отель. Здесь нам повторно измерили температуру.
К ребятам никого не допускают, отель не покидают даже работники. С семьями они связываются дистанционно, а самой большой радостью, говорит Некруз, была таджикская еда, которой их накормили.
- Мы были такие радостные, когда попробовали свой первый за долгое время шурбо, - делится он.
Саддам Юсупов, 18 лет
По программе FLEX Саддам поехал учиться в штат Орегон в Burnt River High School, где пробыл весь год. Главной целью его поездки было не только узнать о культуре США, но и рассказать американцам о Таджикистане. О нашей стране, кстати, по словам парня, там многие не знают. Сам он из города Бустон.
- Они знают, что в Азии существуют страны, заканчивающиеся на «-стан», но о Таджикистане слышали впервые, – рассказывает Саддам, - знаете, это такой интересный процесс в Америке: рассказывать им о стране, наблюдать их реакцию. Они были искренне удивлены, что есть на свете такое государство.
Парень жил в небольшом городке в семье фермеров, где ему посчастливилось познакомиться с сельской американской жизнью и узнать об агрокультуре страны. Его хост-родители, по его словам, относились к нему очень хорошо.
- Ни в чём я себя не чувствовал обделённым, - говорит Саддам, - они дали понять, что они открыты для разговоров, и, если мне нужна будет помощь, они обязательно помогут. Сельская жизнь была для меня в новинку, морально я никак не мог привыкнуть к тому, что теперь я живу не в городе. Но мои хост-мама и хост-папа помогли мне освоиться. А когда из Нигерии приехал мой 16-летний хост-брат, моя жизнь стала просто замечательной.
Сперва, по словам парня, население было спокойно, узнав о новом виде пневмонии, а вот, когда началась эпидемия, «поняли, что всё это опасно и надо что-то делать». Все публичные места закрылись, в магазин разрешали выходить только одному человеку из каждой семьи. Семейная пара, у которой жил Саддам, запаслась большим количеством антисептиков, перчаток и масок.
- Получилось так, что я жил в отдалённой местности, поблизости живут максимум 100 человек, так что, мы были в безопасности, - говорит он, - поэтому тест на вирус мы не сдавали.
Когда координаторы программы получили ответ от госдепартамента, ребятам тут же отправили письмо на электронную почту о срочных сборах и отбытии. На всё про всё у ребят было 2 дня, говорит Саддам.
- За один день я собрался, на второй мы уже забронировали билеты, - рассказывает он, - мы совсем не были готовы к этому всему. Сперва я поехал в аэропорт Айдахо, оттуда полетел в Лос-Анджелес, где встретил еще одного студента из нашей программы и оттуда вместе мы добрались до Вашингтона, где собирались все ребята. Всю дорогу обратно наши координаторы нам помогали. Они провели нам инструктаж, как надо себя вести, что делать в той или иной ситуации и неоднократно говорили о соблюдении мер безопасности.
Координаторы программы посадили ребят на самолёт до Душанбе и дальше они летели уже одни.
- Были люди, которые говорили, что можно как-то попытаться избежать карантина, - рассказывает Саддам, - но я лично понимаю, насколько он важен. Я не хочу заразить своих родных и кого-то из своего окружения, если, не дай бог, вирус у меня выявят. Поэтому, думаю, что всё это правильно.
Когда ситуация с COVID-19 во всём мире стабилизируется, Саддам думает подавать гранты на обучение в европейские вузы или же поступать на родине на финансового аналитика.
Суман, 18 лет
Суман – душанбинка. В августе прошлого года по программе FLEX она поехала на учёбу в США, штат Калифорния. Девушка училась в Tulare Union High School.
- В штатах очень серьёзно отнеслись к мерам безопасности, - рассказывает она, - все школы закрылись, мы сидели дома. Узнав об эпидемии коронавируса, у людей началась настоящая паника. Они побежали в магазины скупать медикаменты и продукты первой необходимости. Но когда государство пообещало помочь и сказало, что люди ни в чём не будут нуждаться, все понемногу успокоились.
Симптомов COVID-19 Суман и её хост-семья у себя не обнаружили, поэтому тест делать не стали. Кстати, по словам девушки, во всех штатах Америки их делали бесплатно. А на все продукты и медикаменты были установлены скидки.
- Нам за 3 дня до отлёта отправили письмо на почты, - рассказывает Суман, - никто такого не ожидал. Мы все должны были собираться в Вашингтоне. Из каждого штата нас сопровождал координатор. Эмоционально трудно было так быстро прощаться с нашими хост-семьями.
Все ребята были снабжены масками, перчатками, антисептиками и даже очками, кто хотел, говорит девушка. Всего от FLEX было 37 ребят, по ее словам. Аэропорты пустовали, рассказывает Суман.
Используя знания, которые она получила в Америке, девушка собирается поступать на родине и учиться на дипломата в филиале МГУ или РТСУ.
Нилюфар, 21 год
Нилюфар родом из Курган-Тюбе. Она - выпускница программы Global UGRAD, по которой в середине января прошлого года поехала учиться в штат Нью Мехико в университет New Mexico Highlands University. Там она окончила 1 семестр на факультете иностранных языков, досрочно сдав все экзамены. Сейчас девушка с нетерпением ждёт результатов.
- Я жила в общежитии, - рассказывает она, - на карантине я и другие иностранные студенты были с середины марта. Студентами моего университета были в основном местные ребята. Их всех родители забрали домой. Но мы также были в безопасности: все меры предосторожности были соблюдены на высшем уровне. Еду нам готовили в университетской столовой, потом мы забирали её в свои комнаты и ели там. Сотрудники университета всегда готовы были нам помочь, и я чувствовала себя в полной безопасности.
Никаких трудностей в поездке до Вашингтона, по словам Нилюфар, у неё не возникло. В этом году закончить обучение она планирует в Таджикистане, а позже здесь же поступить на магистратуру.
Весной нас удобно читать в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.
В России введут ГОСТ на шаурму
В Таджикистане отмечена рекордно низкая за все годы независимости инфляция
Дружба дружбой, а бизнес бизнесом. Узбекистан повысил растаможку таджикского цемента
Китай, Кыргызстан и Узбекистан соединит железная дорога. Ее строительство начнется 27 декабря
Власти РФ рассказали, когда начнется тестирование детей мигрантов на знание русского языка
Российский нападающий ФК «Худжанд» попал в необычный рейтинг
Партнеров стало еще больше: совершайте праздничные покупки с рассрочкой «Душанбе Сити Банк»
Мировые цены на кофе достигли рекорда. Как это повлияет на таджикский рынок?
Путин и Рахмон обсудят «острые миграционные вопросы»
ДУМ России отозвал фетву о многоженстве после представления Генпрокуратуры
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Рустам8 мая, 2020 06:47
Ребята, вы молодцы! Вы - будущее! Берегите себя и своих близких!