Это монологи простых врачей и студентов-медиков о ситуации, о рекомендациях и их собственных страхах.
«Работаем по 12 часов, потому что врачей не хватает»
По словам Хотама, врача одной из столичных клиник, Таджикистан еще далек от пика пандемии.
«Больные поступают ежедневно, однако в клинике наблюдается нехватка врачей, поэтому те специалисты, которые должны были проработать 14 дней, остаются и на более длительные сроки. За день нам приходится работать по 12 часов, но мы стараемся оказывать помощь каждому пациенту, - говорит он. - Я слышал, что некоторые доктора избегают лечения COVID-зараженных, и, на мой взгляд, это халатность. И так их не хватает. Мы просто не вправе отказываться от людей.
Конечно, каждый человек боится заразиться, особенно те, кто находятся внутри больницы, но мы стараемся соблюдать условия личной гигиены, носим защитную одежду, а каждый наш шаг дезинфицируется санитарами.
И после смены, несмотря на все меры предосторожности, мы самоизолируемся на 14 дней, перед тем как вернуться к семье.
Министерство здравоохранения старается поддерживать нас. В последнее время ситуация улучшается и мы не испытываем острой нехватки в каких- либо препаратах.
Также нам помогают волонтеры, которые снабжают нас спецодеждой, перчатками, масками, иногда приносят еду. Еще и больница нас кормит. Всегда были и будут люди, которые не останутся в стороне».
На вопрос о том, правда ли, что в некоторых клиниках держат пустые места «на всякий случай» для людей «со связями», Хотам отвечает отрицательно
«Нам главное победить вирус, и неважно богатый человек или бедный. Мы хотим, чтобы люди не страдали, да и если бы это было правдой, то мы бы просто не смогли противостоять вирусу.
В это трудное время, всем необходимо правильно питаться, следить за гигиеной и заниматься спортом. Ведь это повышает иммунитет. Также, на мой взгляд, было бы хорошо, если бы государство ввело жесткий карантин. Город у нас маленький и этот шаг может оправдать себя».
«У меня появился нервный тик, но я не жалуюсь»
Фарахноз Саидова, интерн в больнице Скорой помощи - уже больше месяца оказывает бесплатные онлайн консультации всем желающим.
«Когда еще не было официального признания наличия вируса в стране, у всех наших врачей и медсестер была повышенная температура и нам, естественно, было страшно. Мне мой руководитель сказал, чтобы я больше не ходила на работу, потому что защитных костюмов нам не дадут. Кстати, до сих пор у них нет СИЗ и больных короновирусом больница Скорой помощи не принимает, центр оставили только для хирургических целей.
Мне же пришлось перейти на удаленную работу и проводить бесплатные консультации по телефону или онлайн всем желающим. Лечение я назначаю по рекомендациям Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В это же время заболел мой отец, но я рада, что смогла его вылечить. Теперь как такового страха перед вирусом уже нет, потому что мы всей семьей переболели, но родители до сих пор запрещают мне выходить из дома.
Даже сидя дома, все равно бывает тяжело, потому что на фоне страха и стресса у 80% больных нарушается психика и с ними порой очень нелегко. Уже четвертую неделю я засыпаю в 3-4 часа утра - за день мне удается провести по 7-8 консультаций. На этом фоне ухудшилось зрение, и появился нервный тик.
Но я не жалуюсь, мне хочется помочь людям. Не могу смотреть на то, как они мучаются, голодают. Народ нам помогает, как может, и хотя, к сожалению, как многие уже заметили по постам в соцсетях, не всегда помощь доходит до адресата, мы чувствуем его поддержку. Я и сама несколько раз помогала врачам едой».
«Пациенты не доверяют врачам»
В наших клиниках достаточно и тех, кто, еще, будучи студентами мединститута, добровольно решили прийти на помощь. Одна из них Рухсора Зокирова, которая сейчас трудится в «Истиклоле».
«Каждый день родные отговаривают меня от этой работы, но я вынуждена была не согласиться с ними, потому что это моя профессия. Если каждый будет отказываться, то кто будет лечить зараженных?
Условия в больнице хорошие, но бывают сложности, связанные с психическим состоянием заболевших. Пациенты очень недоверчивы к действиям врачей. Хочется сказать им: «Раз уж обратились, то будьте добры, доверяйте стараниям докторов». Мы работаем достаточно много, потому что в клинике больные разной степени тяжести и помощь нужна всем. Порой я испытываю бессилие, особенно тяжко, когда имеешь дело с людьми с тяжелыми хроническими заболеваниями и теми, кто в возрасте, ведь хочется вылечить всех!
Сама заразиться я не боюсь, потому что вирус не такой уж страшный, если вовремя обращаться к врачам и лечить.
В «Истиклоле» уже все медики переболели, как и моя мама, которая сейчас чувствует себя прекрасно. Поэтому хочу обратиться ко всем, пусть своевременно применяют меры и не затягивают с лечением, чтобы потом не обвиняли врачей.
Мы не знаем, сколько нам нужно времени, чтобы победить вирус, но по статистике должно переболеть не менее 70% населения, чтобы он исчез, а люди приобрели иммунитет. Каждый человек обязан соблюдать правила личной гигиены и, возможно, мы победим его быстрее. Также было бы хорошо, если государство введет жесткий карантин».
Весной нас удобно читать в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.
Как правильно ограничивать детей от гаджетов?
Ожидания общества от Носира Саида и воспоминания о Нуриддине Саиде. Кто они и что сделали?
В Таджикистане накрыло лавиной основателя походного клуба «ДайДушки» Джафара Асимова. Он погиб
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 26 января 2025 года
Мексиканский залив официально переименован в Американский
НАНСМИТ обратилась в Верховный суд и Генпрокуратуру с просьбой пересмотреть дело Ахмада Иброхима
Душанбе 1930-х: Санитарная авиация, первый ток и открытие «Комсомольского озера»
Парламентарии Таджикистана ведут мониторинг голосования на выборах президента Беларуси
От боевиков до политиков и боли простого народа: О чем писала «Азия-Плюс» за 25 лет
В этом году два клуба из Таджикистана в последний раз выступят в ЛЧА
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста