Об итогах майской миссии ВОЗ, объёмах тестирования, состоянии таджикских больниц, «пандемических» поправках в законы и уникальном сценарии развития эпидемии в Таджикистане «Азия-Плюс» пообщалась с руководством странового офиса Всемирной организации здравоохранения.
На вопросы отвечали Бахтыгуль Каррыева, исполняющая обязанности руководителя странового офиса ВОЗ, и Олег Стороженко, сотрудник координационного штаба по реагированию на пандемию COVID-19 Европейского регионального бюро ВОЗ.
- Бахтыгуль, вы недавно переведены на работу в Таджикистан. Расскажите о своём предыдущем опыте.
- Я более 10 лет являлась руководителем странового офиса ВОЗ в Туркменистане. Последние 2 года работала в офисе регионального директора Европейского регионального бюро ВОЗ в отделе стратегических взаимоотношений со странами.
Я курировала работу в 13 странах, в том числе, в Таджикистане, в тесном контакте с руководством странового офиса.
- В мае в Таджикистане работала миссия ВОЗ. Когда были сформированы её итоговые рекомендации и были ли приняты какие-то из них правительством страны?
- Рекомендации миссии ВОЗ были озвучены во время встречи с премьер-министром РТ и министром здравоохранения в середине мая. Минздрав 22 мая получил полный отчет с рекомендациями на русском и английском языках.
Некоторые рекомендации уже были выполнены при поддержке ВОЗ.
Например, отправка в страну чрезвычайных медицинских бригад, поддержка от партнёрских организаций Глобальной сети по оповещению и ответу на вспышки заболеваний (GOARN).
По выполнению остальных рекомендаций ещё идёт обсуждение и планирование.
Они потребуют оперативной и логистической поддержки Таджикистана, поскольку существуют серьёзные проблемы из-за отсутствия регулярных международных рейсов.
ВОЗ рекомендует делать 3-4 тысячи тестов в сутки
- Как сейчас обстоит ситуация с тестированием на коронавирус в стране? Удовлетворителен ли его объём?
- Согласно последней информации, ежедневный возможный объём тестирования в стране составляет до 1000 тестов ПЦР. Возможность может значительно снижаться из-за нехватки расходных материалов и перебоев в цепочке поставок.
После технической миссии ВОЗ в мае было рекомендовано увеличить потенциал тестирования: создать достаточное количество лабораторий, обучить персонал и выработать адекватный механизм отчетности.
По запросу правительства РТ, ВОЗ, совместно с GOARN направила специалистов из Германии и Великобритании для поддержки систем эпиднадзора, включая лабораторную диагностику. Эти эксперты и сейчас продолжают работать в стране.
Кроме того, в качестве краткосрочного решения были предложены мобильные лабораторные бригады из перечисленных стран и РФ для отправки в Таджикистан. Сейчас ждём одобрения от национальных партнёров.
- Будут развёртываться мобильные лаборатории?
Олег Стороженко:
- Такая опция была предложена Минздраву для повышения объёма тестирования в первые месяцы распространения заболевания, пока страна не решит вопрос с поставками необходимых тест-систем, расходных материалов и реагентов для того, чтобы достичь рекомендованного числа тестов: 3-4 тысячи в сутки.
Мобильные лаборатории рекомендовалось отправить в отдалённые районы Таджикистана, чтобы обеспечить там возможность местного тестирования, без отправки в столицу.
Сейчас эксперты определяют оптимальные места для развёртывания лабораторий, а заявка на этот процесс находится на рассмотрении в Минздраве.
«Многие страны испытывают трудности с документированием смертей»
- Какие факторы повлияли на быстрое течение эпидемии в Таджикистане, при котором пик был пройден за 2 недели?
- Пандемия развивается по-разному в каждой стране. Важно внимательно следить и проверять подозрительные случаи, чтобы иметь возможность отслеживать, постоянно ли снижается скорость передачи.
Если страна достаточно тестирует, то у властей может быть некоторая уверенность, что пик пройден. Тем не менее, необходимо будет продолжать выявлять и проверять подозрительные случаи, чтобы сохранить репродуктивный номер менее 1, что означает, что передача вируса не может быть устойчивой. Важно иметь сильную лабораторную систему, чтобы продолжать следить за ситуацией.
ВОЗ постоянно анализирует данные по мере их поступления на глобальном уровне. Чтобы лучше понять передачу, эпидемиологию и клинические особенности вируса, ВОЗ разработала протоколы исследований, которые используются почти в 60 странах.
Из-за различий в методах отчетности и стратегии тестирования, данные могут меняться от одной страны к другой.
Поэтому нет ничего необычного в том, что данные о степени тяжести варьируются от одного района к другому, поскольку местный контекст играет роль в распространении и масштабах заражения этой болезнью.
ВОЗ выпустила рекомендации по представлению данных эпиднадзора всем странам с минимальным набором показателей для лучшего понимания эпидемиологии и тенденций развития COVID-19.
Тем не менее, не все страны смогли систематически представлять эти данные в ВОЗ, что затрудняет четкое представление о серьезности заболевания. Многие страны на самом деле испытывают трудности с документированием смертей, которые происходят из-за COVID-19.
- А чем объясняется резкое снижение смертности почти до нуля, начиная с 20-х чисел мая?
- ВОЗ рекомендует регистрировать все случаи смерти от COVID-19. Это должно включать в себя и вероятные случаи - неубедительный результат теста или подозреваемые случаи, которые не могли быть проверены.
Во многих случаях может не быть результатов теста, потому что не было возможности проверить всех. В этих ситуациях можно предположить, что человек скончался с COVID-19.
Иногда в странах принимают решение о возможности вносить корректировки спустя какое-то время.
Свидетельство о смерти обычно включает код Международной классификации болезней (ICD), указывающий, могла ли COVID-19 быть причиной или причиной смерти. ICD является глобальным стандартом для классификации случаев заболеваний и смертей. Эта оценка обычно проводится врачом при заполнении свидетельства о смерти или, возможно, патологоанатомом при вскрытии.
Смерть от COVID-19 определяется в эпиднадзоре, как смерть в результате клинически совместимого заболевания в вероятном или подтвержденном случае COVID-19, если только нет явной альтернативной причины смерти, которая не может быть связана с болезнью COVID-19 (например, травмой).
Не должно быть периода полного выздоровления между болезнью и смертью.
В дополнение к этому следует отметить, что стратегии тестирования в Европейском регионе очень разные, во многих случаях может не быть лабораторного подтверждения того, что у человека был COVID-19.
«Об обеспечении больниц лучше спросить у Минздрава»
- С самого начала пандемии и до сих пор бороться с коронавирусом больницам помогают простые люди: скидываются на СИЗ, даже на еду врачам. Что вы знаете об обеспечении всем необходимым для больниц страны со стороны Минздрава?
Бахтыгуль Каррыева:
- Об обеспечении со стороны правительства лучше спросить у Министерства здравоохранения. ВОЗ не получает информацию о распределении ресурсов Минздрава, это их внутреннее дело.
В данном отношении мы рекомендуем учитывать потребности системы, и, в свою очередь, можем предоставить необходимую техническую помощь.
Отмечу, что международные доноры и партнеры, в том числе, структуры ООН, регулярно предоставляют информацию об оказываемой помощи.
Сейчас идёт работа над механизмом, по которому они смогут получать информацию о дальнейшем распределении этой помощи.
Что касается непосредственно закупок Минздрава, то у них свои механизмы, и, как мы убедились в беседе с коллегами, эти механизмы достаточно серьёзно контролируются. Глубоко этот вопрос мы не изучали, поскольку не было необходимости. Министерство не просило какой-то технической поддержки в этом отношении.
- Возможно, были какие-то оценки?
- Дело в том, что первые три месяца мы находились в фазе выполнения краткосрочных рекомендаций. Фокусировались на том, где сейчас наиболее важно сконцентрировать все наши силы, работали над лабораторной диагностикой и усилением эпиднадзора.
Нельзя просто так дать рекомендации и сказать «делайте это». Нужно предоставить инструменты для их решения, определить, совместно со специалистами, какие из них лучше всего подходят конкретной стране.
Пока очень мало времени прошло с того времени, как были опубликованы рекомендации Миссии ВОЗ. Список там обширный, но формулировались они таким образом, чтобы их реально было выполнить.
Коронавирус - это новая болезнь, многие вещи мы до сих пор не знаем. Нет лекарств, нет вакцины.
Всё ещё нет универсальных рекомендаций, ведь ситуация в разных странах развивается по-разному, подходы могут отличаться. ВОЗ рекомендует, чтобы все эти подходы были основаны на доказательной практике. И эту практику мы сейчас собираем со всех стран мира.
Те же протоколы: новое руководство ВОЗ по лечению появилось только 24 июня. Его обновили, перевели на русский язык и направили врачам Таджикистана.
«У вас может быть отличный ИВЛ, но с ним нужно уметь работать»
- Посещали ли вы таджикские больницы?
- Да, в разных районах страны. Недавно, например, завершила работу чрезвычайная медицинская команда из Польши, которая работала в медучреждениях в Душанбе, ГБАО и Согдийской области.
- Каково их техническое оснащение? Чего остро не хватает таджикским больницам?
- Знаете, каждая больница отличается по-своему техническому оснащению. Важным моментом являются знания и навыки персонала по использованию СИЗ.
Мы сможем предоставить больше информации о состоянии медучреждений после изучения отчетов польской команды, основанных на специальной методологии ВОЗ.
Олег Стороженко:
- Нельзя сказать, что не хватает чего-то конкретного. Ситуация сильно отличается по регионам, больницам. Хочу отметить, что кроме технической оснащённости, очень важно умение эффективно использовать оборудование для диагностики, лечения, оказания помощи.
Вы можете построить суперсовременную больницу, наполнить её лучшим оборудованием, но если персонал не обучен, то это не поможет людям. У вас может быть отличный импортный ИВЛ, но с ним нужно уметь работать. Обучение персонала – процесс непрерывный, ему надо уделять много внимания.
Возвращаясь к работе польской бригады, отмечу, что они оказывали непосредственную помощь пациентам, работали в реанимациях, в красной зоне, в условиях высоких температур, долгое время находились в защитных костюмах.
Кроме того, они проводили обучение медперсонала тех больниц, которые посетили. Работали над инфекционным контролем внутри медучреждения, потому что если будет много инфицированных врачей, то некому будет лечить пациентов. Было проведено обучение сотрудников отделения интенсивной терапии, врачей-диагностов.
«Нужны прозрачные механизмы по информированию общества»
- Сейчас все рынки и заведения в стране открыты, люди вернулись к привычному образу жизни, за исключением некоторых мер санитарной безопасности. При этом ВОЗ заявляет о новой фазе пандемии. Будут ли в связи с этим новые рекомендации правительству страны от странового офиса?
Бахтыгуль Каррыева:
- Закрытие рынков, заведений и предприятий болезненно для экономики страны. Правительствам всего мира приходится делать очень трудный выбор между экономикой и здоровьем.
ВОЗ во многих своих рекомендациях и технических документах сообщает, что решение об отмене ограничительных мер должно основываться на эпидемиологической ситуации и оценке рисков возможных массовых мероприятий.
Нужно быть готовым к тому, что, сокращая ограничительные меры, можно ожидать возрастание числа новых случаев.
В итоге, каждая страна решает этот вопрос сама. ВОЗ не имеет мандата по обеспечению соблюдения каких-либо мер и положений. Наша задача – направлять, консультировать, поддерживать на основе наилучших фактических данных.
При этом прекращение карантинных мер не означает, что пандемия закончилась. Люди должны знать, как защитить себя, как использовать средства защиты, следовать рекомендациям по гигиене.
- Как ВОЗ оценивает внесенные в закон поправки о "масочном режиме" в общественных местах и штрафах за ложную информацию?
- Применение медицинских масок входит в состав комплекса мер для профилактики инфекции и может способствовать ограничению распространения вирусных заболеваний, в том числе, COVID-19. Здоровым людям следует носить маски при контакте с заболевшими.
Недавно ВОЗ изменила рекомендации в отношении масок: их следует носить в общественных местах, где социальное дистанцирование невозможно.
Дальше страны сами решают, как они видят реализацию этой рекомендации.
Если говорить о части поправок о СМИ, то ВОЗ считает необходимым доступ граждан к достоверной основанной на фактических данных информации о COVID-19.
Надёжная информационная система должна быть обеспечена государством, в том числе, при поддержке международных партнеров.
Нужно создать эффективные и прозрачные механизмы по информированию общества, предоставлять людям исчерпывающую информацию по статистике, мерам реагирования, по рискам для здоровья, советам по здоровому поведению.
У эпидемии COVID-19 есть другая сторона – инфодемия. В связи с этим ВОЗ изменила формат взаимодействия со СМИ.
В частности, проводятся регулярные пресс-брифинги генерального и региональных директоров, вовлекаются медиапартнёры, заключаются договорённости с социальными сетями и иными онлайн-платформами для недопущения распространения ложной информации о заболевании.
Это очень важное направление работы, без которого мы никогда не сможем победить пандемию.
- В поправках вводится уголовная ответственность за непредумышленное распространение инфекционных заболеваний. С реальными сроками заключения. Насколько такая мера адекватна ситуации в стране, где не введён карантин?
- Здесь уместнее будет правовая оценка юристов. Есть совместные позиции ВОЗ и офиса комиссара по правам человека, где описывается, как это должно регулироваться.
Нужно понимать, что время этой пандемии - беспрецедентное.
Парламенты абсолютно всех стран сейчас решают аналогичные вопросы, какие рассматриваются в парламенте Таджикистана.
Я могу сказать только то, что изменения в законодательстве должны руководствоваться теми принципами, которые рекомендованы ВОЗ и её партнёрами в плане соблюдения прав человека, среди которых и право на здоровье.
«Комплексные меры важны»
- Какова общая тенденция развития эпидемии в регионе ЦА, её характерные черты? И чем отличается таджикский сценарий?
- COVID-19 начал распространяться среди стран Центральной Азии с конца марта. Пик заболеваемости наблюдался в середине мая - начале июня.
Число новых случаев за последние две недели существенно увеличилось, при этом уровень заболеваемости снизился только в Таджикистане. В Кыргызстане наблюдалось наиболее значительное увеличение новых случаев за последние две недели.
Удвоение показателей в странах Центральной Азии свидетельствует о том, что комплексные меры общественного здравоохранения и социального дистанцирования всё ещё необходимы.
Нефармацевтические или карантинные меры (НФМ) были внедрены на ранней стадии во всех странах Центральной Азии.
Примерно через 20 дней после первого внедрения в республиках начали наблюдаться тенденции к росту новых зарегистрированных случаев. Это можно объяснить усиленным тестированием.
С тех пор все страны начали корректировать НФМ в разной степени и в разные сроки.
Таджикистан был последней страной Центральной Азии, которая ослабила НФМ через 65 дней после того, как меры были впервые осуществлены.
После корректировки НФМ в Кыргызстане, Казахстане и Узбекистане отмечен заметный рост новых случаев и ограничения пришлось частично возвращать.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.
XVI сессия Верховного Совета: первые непростые шаги Таджикистана к независимости
Едят насекомых и с рождения владеют кунг-фу: топ-5 самых популярных стереотипов о жителях Китая
В Абхазии протестующие против соглашения с Россией потребовали отставки президента непризнанной республики
Высокая нагрузка в школе и мало поддержки в семье. В ВОЗ обратили внимание на трудности подростков в ЦА
«Мигрант Медиа»: В Душанбе задержали граждан Туркменистана с поддельными паспортами
На что имеет право президент Таджикистана, и какие обязательства у него есть перед народом
Таджикского актера в Москве приговорили к 14 годам колонии по обвинению в шпионаже
Где и как в Душанбе зарядить электромобиль?
ГЛАВНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ: Спасение ледников, горячее питание на борту, пауза на китайские товары и медальный дождь
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 16 ноября 2024 года
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста