Июнь 2021 года. Мир находится в пандемическом режиме уже полтора года. Вирус не сдается и продолжает распространяться в замедленном темпе; периодические локдауны стали новой нормой. Существует одобренная вакцина, которая эффективна на протяжении шести месяцев, но не все ее могут получить из-за сложностей в заключении международных сделок.

По оценкам, во всем мире инфицировано 250 миллионов человек, а 1,75 миллиона умерли.

Сценарии, подобные этому, представляют, как может развиться пандемия COVID-191, сообщает CAAN.

 Во всем мире эпидемиологи строят краткосрочные и долгосрочные прогнозы как способ подготовиться и потенциально смягчить распространение и воздействие SARS-CoV-2, вируса, вызывающего COVID-19.

Хотя их прогнозы и сроки варьируются, разработчики моделей сходятся во мнении о двух вещах: COVID-19 останется с нами на долгое время, и будущее зависит от множества неизвестных факторов, в том числе от того, разовьется ли у людей длительный иммунитет к вирусу, повлияет ли сезонность на его распространение и - возможно, самое главное - от действий со стороны правительств и индивидуумов.

«Будущее будет во многом зависеть от того, насколько тесно возобновится социальное общение, и какие меры профилактики мы предпримем», - говорит Джозеф Ву, разработчик моделей болезней из Университета Гонконга.

Недавние модели и эффективные локдауны предполагают, что изменения в поведении большинства людей могут снизить распространение COVID-19. По словам Йонатана Града, эпидемиолога из Гарвардской школы общественного здравоохранения им. Т. Х. Чана в Бостоне, штат Массачусетс, ограничения во многих странах ослабевают, что заставляет некоторых людей предполагать, что пандемия заканчивается. «Но это не так. Нам предстоит долгий путь".

Но в некоторых случаях ослабление локдаунов принесло обнадеживающие новости. Ранние данные свидетельствуют о том, что изменения в личном поведении, такие как мытье рук и ношение масок, которые сохраняются после строгих ограничений, помогают остановить волну инфекций.

В июньском отчете группа специалистов Центра глобального анализа инфекционных заболеваний MRC при Имперском колледже Лондона обнаружила, что поведение людей с точки зрения масок, мытья рук и социального дистанцирования, изменилось существенно.

Команда Университета Анхемби Морумби в Сан-Паулу, Бразилия, пришла к выводу, что если 50–65% людей проявляют осторожность на публике, то постепенное снижение мер социального дистанцирования каждые 80 дней может помочь предотвратить дальнейшие пики инфицирования в течение следующих двух лет.

«Нам нужно изменить культуру взаимодействия с другими людьми», - говорят исследователи.

В целом, это хорошая новость, что даже без тестирования или вакцины поведение может существенно повлиять на передачу болезни.

Исследователи говорят, что в регионах, где распространение COVID-19 начинает снижаться, лучшим подходом является тщательное наблюдение путем тестирования, изолирования новых случаев заболевания и отслеживания их контактов.

Анализ, проведенный рабочей группой Центра математического моделирования инфекционных заболеваний COVID-19 при LSHTM, моделировал новые вспышки различной заразности, начиная с 5, 20 или 40 зарегистрированных случаев.

Команда пришла к выводу, что для эффективной борьбы со вспышкой отслеживание контактов должно быть быстрым и обширным - отслеживание 80% контактов в течение нескольких дней.

В то же время отследить 80% контактов может быть практически невозможно в регионах, где происходит тысячи новых случаев заражения в неделю - и, что еще хуже, качество отслеживания, вероятно, будет заниженным.

На данный момент меры по смягчению последствий, такие как социальное дистанцирование, должны продолжаться как можно дольше, чтобы предотвратить вторую крупную вспышку.

 

Что будет, когда похолодает?

Очевидно, что лето не останавливает вирус полностью, но теплая погода может облегчить его сдерживание в регионах с умеренным климатом. Эксперты считают, что в регионах, где во второй половине 2020 года станет холоднее, передача вируса может вновь усилиться.

Многие респираторные вирусы человека - грипп, другие коронавирусы человека и респираторно-синцитиальный вирус (RSV) - следуют сезонным колебаниям, которые приводят к зимним вспышкам, поэтому вполне вероятно, что SARS-CoV-2 последует их примеру.

«Я ожидаю, что уровень заражения SARS-CoV-2, а также потенциальный исход болезни будут хуже зимой», - говорит Акико Ивасаки, иммунобиолог из Йельской школы медицины в Нью-Хейвене, Коннектикут. Факты свидетельствуют о том, что сухой зимний воздух улучшает стабильность и передачу респираторных вирусов, а иммунная защита дыхательных путей может быть нарушена при вдыхании сухого воздуха, добавляет она.

Кроме того, в более холодную погоду люди с большей вероятностью будут оставаться в помещении, где передача вируса капельным путем представляет больший риск, говорит Ричард Неер, вычислительный биолог из Базельского университета в Швейцарии.

Моделирование, проведенное группой Неера, показывает, что сезонные колебания, вероятно, повлияют на распространение вируса и могут затруднить сдерживание в северном полушарии этой зимой.

В будущем вспышки SARS-CoV-2 могут возникать волнами каждую зиму.

Риск для взрослых, которые уже переболели COVID-19, можно было бы снизить, как и в случае с гриппом, но это будет зависеть от того, насколько быстро снижается иммунитет к этому коронавирусу, говорит Неер.

Более того, сочетание COVID-19, гриппа и RSV осенью и зимой может оказаться сложной задачей, говорит Веласко-Эрнандес, который создает модель того, как такие вирусы могут взаимодействовать.

Пока неясно, может ли заражение другими коронавирусами человека обеспечить какую-либо защиту от SARS-CoV-2.

В эксперименте по культивированию клеток с участием SARS-CoV-2 и тесно связанного с ним SARS-CoV антитела одного коронавируса могли связываться с другим коронавирусом, но не выводили из строя или нейтрализовать его.

Чтобы положить конец пандемии, вирус должен быть либо уничтожен во всем мире, что, по мнению большинства ученых, практически невозможно из-за того, насколько широко он распространился, либо люди должны создать достаточный иммунитет с помощью инфекций или вакцины. По оценкам, для этого 55–80% населения должны иметь иммунитет, в зависимости от страны.

К сожалению, первые данные показывают, что предстоит еще долгий путь. Оценки тестирования на антитела, которые показывают, что инфицирована лишь небольшая часть людей, и моделирование болезни подтверждает это.

Исследование, проведенное в 11 европейских странах, подсчитало, что уровень инфицирования до 4 мая составлял 3–4%, исходя из данных о соотношении инфекций и смертей, а также о количестве смертей. В Соединенных Штатах распространенность антител колебалось от 1% до 6,9%, в зависимости от региона.

 

Что произойдет в 2021 году и далее?

Развитие пандемии в следующем году будет в значительной степени зависеть от развития вакцины и от того, как долго иммунная система будет сохранять защитную функцию после вакцинации или выздоровления от инфекции.

Многие вакцины обеспечивают защиту на десятилетия - например, против кори или полиомиелита - в то время как другие, включая коклюш и грипп, со временем исчезают. Точно так же некоторые вирусные инфекции вызывают стойкий иммунитет, другие - более временный ответ.

«Общая заболеваемость SARS-CoV-2 до 2025 года будет в решающей степени зависеть от продолжительности иммунитета», - написал эпидемиолог из Гарварда Марк Липситч и его коллеги в майской статье, посвященной изучению возможных сценариев.

Исследователи знают пока немного о том, как долго сохраняется иммунитет против SARS-CoV-2. Одно исследование выздоравливающих пациентов показало, что нейтрализующие антитела сохраняются до 40 дней после начала инфекции; несколько других исследований показывают, что уровни антител снижаются через несколько недель или месяцев.

Если COVID-19 будет следовать той же схеме, что и SARS, антитела могут сохраняться на высоком уровне в течение 5 месяцев с медленным снижением в течение 2–3 лет.

Тем не менее, производство антител - не единственная форма иммунной защиты; В- и Т-клетки памяти также защищают от будущих встреч с вирусом, и пока мало что известно об их роли в заражении SARS-CoV-2.

По словам Майкла Остерхольма, директора Центра исследований и политики в области инфекционных заболеваний (CIDRAP) при Университете Миннесоты в Миннеаполисе, чтобы получить четкий ответ на вопрос об иммунитете, исследователям потребуется долгое время вести исследования с большим числом людей.

 

«Нам просто придется подождать».

Если инфекция продолжит быстро расти без вакцины или устойчивого иммунитета, «мы увидим регулярную широкую циркуляцию вируса», - говорит Град. В этом случае вирус станет эндемическим, это было бы очень больно».

И это немыслимо: малярия, болезнь, которую можно предотвратить и вылечить, ежегодно убивает более 400 000 человек.

«Эти наихудшие сценарии происходят во многих странах с предотвратимыми заболеваниями, что уже приводит к огромным человеческим жертвам», - говорит Бхатт.

Команда Гарварда предполагает, что если вирус вызывает кратковременный иммунитет - аналогично двум другим человеческим коронавирусам, OC43 и HKU1, иммунитет к которым длится около 40 недель, - тогда люди могут заразиться повторно и могут возникать ежегодные вспышки.

Дополнительный отчет CIDRAP17, основанный на тенденциях восьми глобальных пандемий гриппа, указывает на значительную активность COVID-19 в течение, по крайней мере, следующих 18–24 месяцев либо в виде серии постепенно уменьшающихся пиков и спадов, либо как «замедленное плато» - продолжающаяся передача без четкой волновой картины. Т

Тем не менее, эти сценарии остаются только предположениями, поскольку пока пандемия не следовала модели пандемического гриппа, говорит Остерхольм.

«Мы находимся в пандемии коронавируса, для которой у нас нет прецедентов».

Другая возможность заключается в том, что иммунитет к SARS-CoV-2 будет постоянным. В этом случае, даже без вакцины, возможно, что после всемирной вспышки вирус выгорит и исчезнет к 2021 году. Однако если иммунитет будет умеренным и продлится около двух лет, то может оказаться так, что вирус вернется уже к 2024 году.

Этот прогноз не принимает во внимание разработку эффективных вакцин.

«Вакцина, скорее всего, найдется, учитывая огромное количество усилий и денег, вложенных в эту область, а также тот факт, что некоторые кандидаты уже проходят испытания на людях», - говорит Веласко-Эрнандес.

Даже вакцина, обеспечивающая неполную защиту, поможет снизить тяжесть заболевания и предотвратить госпитализацию. Тем не менее, на создание и распространение успешной вакцины уйдут месяцы.

COVID-19 не влияет на мир в равной степени. В регионах с более пожилым населением на более поздних стадиях эпидемии может быть непропорционально больше случаев заболевания; математическая модель, опубликованная в июне и основанная на данных из шести стран, предполагает, что восприимчивость к инфекции у детей и людей в возрасте до 20 лет примерно вдвое ниже, чем у пожилых людей.

У всех стран, городов и сообществ, затронутых пандемией, есть одно общее.

«Мы до сих пор многого не знаем об этом вирусе», - говорят ученые. - Пока у нас не будет более точных данных, у нас будет много неуверенности».

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.Дзен и OK.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на ViberTelegramWhatsappImo по номеру +992 93 792 42 45.