Большое число депортаций граждан РТ происходит регулярно. Эта процедура известна почти всем. Другой вопрос, что делать и как быть, когда депортируют мигрантов, которые проживали с детьми. Куда отправляют детей и как их забрать домой?

Свою тяжелую историю разлуки и о возвращении детей на родину Muhojir.info рассказала гражданка Республики Таджикистан Нодирахон Охунджанова.

Нодирахон родилась в городе Исфара Согдийской области. В Россию она приехала со своими тремя несовершеннолетними детьми на заработки в 2018 году. Она жила и работала в городе Самара, а дети остались с бабушкой в области, в деревне Елховка.

Женщина работала на овощной базе. График был нестабильный, заработная плата - маленькой, поэтому Нодирахон не оформила трудовой патент, чем нарушила закон. 

Многие таджикские мигранты работают нелегально, они не могут позволить себе оплачивать патент, сейчас его стоимость составляет от 2939 до 6516/9259 рублей, в зависимости от региона РФ (конкретную стоимость можно узнать здесь).

Дети Нодирахон вместе с сотрудниками социального приюта «Ровесник», город Самара

Помимо этого, мигрантам нужно оплачивать проживание и отправлять деньги на родину - на всё денег элементарно не хватает.

В феврале 2020 года Нодирахон задержала полиция. На рынок, где она работала, прибыли сотрудники полиции с проверкой, соответственно кроме загранпаспорта, других документов не было. На неё надели наручники, забрали паспорт и увезли в отделение, где и был составлен протокол об административном правонарушении.

Это был второй раз, когда Охунжанову задерживали за отсутствие патента. Первый раз был в прошлом году, но она побоялась возвращаться на родину, так как у неё был кредит, и она не смогла бы его выплатить.

Сотрудники органов сообщили ей, что отпустят её, если она приобретёт билеты для себя и детей, и уедет из страны. Она согласилась, одолжила денег у знакомых, купила билеты и ждала суда.

Позже к Охунжановой домой пришли сотрудники органов опеки. На тот период её мать уехала в Москву на лечение, и дети жили с Нодирахон в Самаре. После данного визита, по решению Органа опеки и попечительства города Самара, детей забрали в социальный приют «Ровесник».

Через неделю, 17 февраля 2020 года состоялся суд, в ходе которого, обвиняемой не дали высказаться. На тот момент у Нодирахон были приобретены билеты на 22 февраля на рейс Самара – Худжанд. Суд города Самара принял решение депортировать её и отправил в Центр временного содержания иностранных граждан, где она провела более трёх месяцев. 

В ожидании дороги домой. Дети Нодирахон в социальном приюте «Ровесник», город Самара

В связи с началом пандемии Covid-19 и закрытием международного авиасообщения, лишь чартерным рейсом 29 мая её вывезли из Самары в Москву без детей, а на следующий день отправили в город Душанбе.

На протяжении всего времени, и в России, и в Таджикистане, Нодирахон поддерживала связь с детьми. Она оплачивала им мобильные услуги и каждый день общалась с ними по мессенджеру. Они рассказывали ей, как прошёл день, и также давали ей поговорить с воспитателями приюта. 

За несколько дней до возвращения Охунжановой в Таджикистан, в Общественную организацию «Центр по правам человека» (далее ЦПЧ), через Коалицию гражданского общества РТ против пыток и безнаказанности, обратилась специалист Департамента опеки и попечительства города Самара Елена Лобазова.

Именно она объяснила, как можно по закону забрать детей из приюта, в котором они находились. Далее юристы организации Улугбек Авезов и Фарход Бобоев начали собирать все имеющиеся документы, от имени Нодирахон оформили заявление, отправили обращение в МИД РТ, УПЧ в РТ и Минтруд РТ.

ЦПЧ связались со своим сотрудником Мехриддином Холмурзаевым, находящимся на тот момент в городе Тамбов в командировке. Он помог собрать документы и осуществить перевозку детей из Самары в Уфу, для дальнейшего возвращения в Таджикистан. 

Дорога из Самары в Уфу, в сопровождении сотрудника ЦПЧ

Со стороны ЦПЧ были куплены билеты для детей и уже в июле дети в сопровождении доверенного лица от таджикской диаспоры в городе Уфа, вернулись в Таджикистан и были переданы матери. Финансовую поддержку по возвращению детей оказал Институт "Открытое общество" - Фонд Содействия в Таджикистане.

Сейчас Нодирахон с детьми благополучно проживает в Хатлонской области и готовит их к началу нового учебного года.

Согласно официальным данным Главного управления по вопросам миграции МВД РФ, на 1 июня 2020 года число граждан Республики Таджикистан, прибывших в Российскую Федерацию с целью осуществлять трудовую деятельность, составляет 353 763.

Количество же трудовых мигрантов, работающих на территории РФ без патента нам остается неизвестным. 

Количество депортированных граждан республики за последний год выросло более чем на 60%. Основной причиной такого роста случаев депортации таджикских граждан стало ужесточение российского миграционного законодательства. Многие таджикские граждане, отправляясь на заработки не интересуются миграционной политикой страны пребывания, что вследствие становится причиной незнания прав и обязанностей, беззащитности в случае нарушения их прав.

В пресс-службе посольства Таджикистана в Москве ответили, что у них нет данных именно по брошенным детям, но есть цифры по общему количеству детей, которые по разным причинам остались без родителей (например погибли или были депортированы).

В 2019 году на родину были отправлены 56 несовершеннолетних, а за полтора месяца 2020 года – 12.


Большинство из них - добровольно оставленные родителями по причине нехватки денег на содержание ещё одного ребёнка или же из страха осуждения в случае, если ребёнок будет рождён вне брака. Однако, так говорит статистика по зарегистрированным случаям, и мы не знаем, сколько ещё родителей попросту не знали, куда и к кому обратиться для возвращения своих детей.

 

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.Дзен и OK.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на ViberTelegramWhatsappImo по номеру +992 93 792 42 45.