С приходом пандемии, некоторые работодатели в нашей стране начали принимать меры по защите своих сотрудников. Кроме дезинфекции, замера температуры и обеспечения безопасной дистанции, многие начали практиковать частичный или полный переход на удалённый режим работы. Рассказываем, как таджикский бизнес работал из дома и с чем столкнулся. 

 

Как бизнес «накрыло»

В начале-середине весны коронавирус не только загнал домой людей с улиц, парков и кафе, но и опустошил офисы – продолжать работать в непосредственной близости друг от друга стало небезопасно.

Рабочие кабинеты превратились в места, где можно было легко заразиться - это закрытые помещения, часто плохо проветриваемые, зато с системой кондиционирования, которая может разносить вирусы. У большинства работников семьи, свои друзья, сотни сторонних контактов, а значит вероятность «подхватить корону» в офисах очень и очень большая.

Нужно помнить и о культурном контексте. В таджикском обществе важен тактильный контакт, он является символом уважения. Считается, что поздороваться за руку следует со всеми коллегами-мужчинами, на обед тоже лучше пойти вместе и сесть рядом. Уходя вечером из офиса, сотрудники тоже прощаются рукопожатием или вообще обнимаются. 

Всё это создает идеальную среду для распространения опасного заболевания. Дезинфекция, маски, антисептики и дистанция (там, где она могла соблюдаться), лишь уменьшали риски, но никак их не исключали.

Решением было разгрузить офисы - отправить часть сотрудников или даже весь штат, за исключением технического персонала, на удаленную работу. 

Перед бизнесом встала сложная задача в кратчайшие сроки наладить дистанционную работу. И это, напомним, на фоне тяжелейшего кризиса и снижения доходов во всех сферах деятельности.

 

Как поддержать команду

Очевидно, что ударом по продуктивности стали трудности в коммуникации. Взаимодействие между коллегами, между руководством и подчиненными заметно сократилось.

Об этом говорит и со-основатель IT-компании Colibri Фаридун Замонов.

«Ещё в марте мы обсуждали, что будем делать, когда выйдем на удаленку.

Перед выходом опросили коллектив, кому, что нужно для работы. У всех был домашний интернет. Некоторые взяли с собой рабочие компьютеры, оборудование. Договорились, что нет жесткого графика, главное - выполнение задач. Распределили обязанности, решили, как будем проводить совещания.

Например, каждый вечер собирается отдел разработок, через Zoom подводят итоги дня, отмечают, что у них получилось сделать, а что нет. Наши субботние совещания мы стали проводить в пятницу вечером онлайн. В принципе, в плане собраний ничего не изменилось. Мы просто перевели всё в онлайн.

Если в Европе и Америке многие компании достаточно легко перешли на удаленный режим работы, и даже собираются продлевать его на следующий год, отказываться от офисов, то нам такой формат не подойдет.

Самая большая сложность была в коммуникации. Из-за этого приходилось много времени тратить на обсуждения. Вживую все решалось гораздо быстрее – подошел, обсудил и дальше работать.

Мы сильно потеряли в плане межличностного взаимодействия. Коллеги отвыкли друг от друга. Командообразование, которое мы строили всё время существования компании, на удаленке заметно ослабело.

Тогда мы всей командой (кто смог) поехали в Худжанд, вместе провели время. Это помогло.

Фаридун Замонов
Фото из личного архива

Важно, чтобы руководители поддерживали взаимосвязь с подчиненными, причем не только по рабочим вопросам. Элементарно спросить как самочувствие, несколько минут пообщаться. Чтобы человек понимал, что он компании нужен, о его здоровье заботятся”.

 

“Перезагрузите страницу!”

Пожалуй, главным опасением, связанным со снижением эффективности работы, был не человеческий фактор, стресс или апатия, а таджикский интернет. Практически все опрошенные нами компании отметили сложности в поддержке рабочих контактов из-за проблем с соединением.

Согласно данным Speedtest Global Index таджикский интернет хуже среднемирового почти в три раза (мобильный на 65%, проводной – на 63%). Вопрос стоимости такого доступа к мировой сети чуть более спорный, однако, его однозначно нельзя назвать дешевым, особенно на корпоративном уровне, когда компаниям нужно закупать большой объем трафика для своих сотрудников.

И если непосредственно для работы – передачи документов и медиафайлов, деловой переписки, возможностей таджикского интернета хватает, то для видеозвонков и обработки больших данных – часто нет.

Руководитель HR-службы «Алиф Банка» Фируза Рахматбекова, рассказала, как с этим справлялся их коллектив.

«Компания стала переводить часть штата на удаленку в апреле. Продуктивность снизилась на первых этапах, когда работники адаптировались к новому формату работы.

Стало труднее проводить встречи, общаться. Когда ты работаешь в офисе, то всегда знаешь, что коллега рядом, и ты можешь к нему обратиться, чтобы решить какой-то вопрос. В случае дистанционной работы – нужно ожидать ответа. В этом плане снижалось ощущение контроля над ситуацией. Чтобы справиться с этим, менеджеры осваивали новые для себя навыки.

Основная сложность – интернет-соединение. Как бы нам не хотелось, с этим всегда возникают проблемы. Например, во время видеозвонка коллегу «сбрасывает», а 15-минутное рабочее совещание (митинг) превращалось в 40-минутное.

Фируза Рахматбекова
Фото из личного архива

Постепенно и эти риски были минимизированы, практика налажена. Мы выработали детальные рекомендации: как, когда проводить митинги, на каких платформах, как это всё контролировать и т.д.

Кроме прочего, помогают принципы работы в «Алиф», которых придерживаются все сотрудники, а также постоянный мониторинг ситуации, замер индекса счастья сотрудника», - отмечает Фируза.

 

Рабочий день удлинился

Безусловно, небольшим компаниям было технически и процедурно легче перейти на удаленку. С другой стороны, крупные компании имеют больше ресурсов, чтобы сделать этот переход.

Например, в таджикском представительстве Huawei отметили, что с 1 мая 2020 года и по сей день почти весь штат находятся на «удалёнке». Компания оптимизировала свои расходы за счет рекламы и отказа от ряда услуг, чтобы сотрудники вовремя получали полную заработную плату.

Аналогично поступили в офисе фармацевтической компании Evolet. Там рабочие компьютеры перевезли по домам, не было снижения заработной платы. Кроме того, компания выделяла лекарственные средства для сотрудников.

Специалисты отмечают, что в нынешних условиях первостепенная задача – «не потерять» сотрудника. На удаленной работе он должен остаться эффективным работником. Чем больше у него информации о происходящем, тем лучше. Он в курсе чего от него ждут, на каких условиях совершается переход.

Важно, чтобы кроме нового режима работы на него не накладывалось новое бремя (финансовое, психологическое и т.п.), и он оставался мотивированным. Ведь кроме прочего, рабочий день на удаленке, согласно исследованиям, удлиняется.

По данным компании NordVPN, работа из дома на фоне пандемии привела к тому, что люди стали посвящать ей больше времени каждый день. В США сотрудники увеличили свой рабочий день в среднем почти на 40%, добавив к нему 3 часа. Это самый большой прирост во всем мире: с 8 до 11 часов.

В Великобритании, Франции, Канаде и Испании «удаленка» прибавила 2 часа работы. Там рабочий день теперь составляет 10-11 часов.

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.Дзен и OK.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.