Сильнее всего от пандемии COVID-19 пострадали страны, которые отставали в развитии цифровых технологий и не смогли создать эффективную цифровую инфраструктуру, заявили представители Всемирного банка сегодня, 2 декабря, в ходе онлайн-брифинга «COVID-19 и цифровое неравенство в Центральной Азии».
Отмечалось, что отсутствие необходимой инфраструктуры в условиях социального дистанцирования препятствует налаживанию работу в удалённом режиме, получению доступа к дистанционному обучению и услугам телемедицины, а также предоставлению услуг.
Представители Всемирного банка со ссылкой на TeleGeography сообщили, что в Центральной Азии доступ к высокоскоростному Интернету все еще ограничен: охват домохозяйств широкополосным Интернетом через стационарные сети связи в регионе колеблются от 3,1% в Таджикистане до 35% в Казахстане.
При этом отмечалось, что как в стационарных, так и в мобильных сетях связи скорость широкополосного доступа в Интернет во всех странах Центральной Азии существенно ниже среднемировой.
«Кризис, связанный с COVID-19, подчеркнул серьезность «цифрового разрыва» между теми, кто имеет доступ к цифровым каналам связи и теми, кто его лишён. Цифровой разрыв усугубляет социальное неравенство и сдерживает экономический рост в регионе», - сказала региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии Лилия Бурунчук.
Проблемы с доступом в регионе объяснялись на брифинге отсутствием реформ в данном секторе, включая сохранение значительных препятствий для входа (особенно в части подключения к международным сетям), монопольным положением государственных предприятий, отсутствием независимых органов регулирования и низким уровнем частных инвестиций.
Интернет в Таджикистане попал под государственную монополию в начале 2016 года, когда национальный регулятор связи «Таджиктелеком» запустил Единый коммутационный центр, через который проходит весь трафик в стране.
«Реформы в телекоммуникационной сфере могут открыть большие возможности для Центральной Азии, её жителей и экономик. Расширение доступа к широкополосным соединениям всего на 10% может добавить не менее 1% к темпам экономического роста, а увеличение проникновения Интернета на 1% соответствует росту объёмов экспорта на 4,3%», - сказал старший специалист Всемирного банка по цифровому развитию Михаил Бунчук.
Эксперты Всемирного банка подчеркнули, что странам Центральной Азии следует сосредоточиться на укреплении органов регулирования, устранении сохраняющихся монопольных прав и ограничении доминирующего положения на рынке, которое имеют действующие структуры.
В рамках программы «Цифровая Центральная Азия − Южная Азия», Всемирный банк предоставляет средства для финансирования проектов цифровизации в Кыргызстане и Афганистане. Такие проекты по Таджикистану, Узбекистану и Казахстану находятся на стадии разработки.