Отправляя здорового сына в армию, родные с нетерпением ждут его возвращения, ждут, когда он появится на пороге дома, живой и невредимый. И даже в страшном сне родители не могут себе представить, что в мирное время могут получить из армии гроб, вот, мол, получите, распишитесь…

Это восьмая история из книги «История 13 солдат или потерянные мечты» Общественной организации «Офис гражданских свобод». Мы убеждены, что рассказать все эти истории, как бы ни было сложно, важно. Важно, чтобы все знали о беззаконии, творящемся в таджикской армии и сфере правосудия.

 

Так прошло пять месяцев

Шухрат Таваллоев родился в отдалённом селе Рошткалинского района ГБАО. В 2014 году после окончания школы парень из сельской глубинки поступил в политехнический институт в Душанбе.

Весной 2016 года Шухрат бросил учёбу и добровольно решил пойти в армию. Его направили в воинскую часть Национальной гвардии, дислоцированной в Душанбе. Позже сослуживцы расскажут, что армейская жизнь парня проходила в атмосфере непрерывных издевательств, несправедливости и насилия, попросту говоря «дедовщины».

Несколько раз солдат звонил родителям, но не смог рассказать всю правду о жизни в армии. Так прошло пять месяцев.

 

Ранения несовместимые с жизнью

16 октября 2016 года один из старослужащих подозвал к себе троих молодых солдат, и «в целях воспитания» стал по очереди их избивать. Шухрат не смог вытерпеть насилие и после издевательств дважды выстрелил себе в подбородок из своего автомата. Ранения были тяжёлые, про такие говорят «несовместимые с жизнью».

Солдата доставили в республиканскую клиническую больницу, где он, не приходя в сознание, умер. Шухрату было всего 19 лет.


Именно такой рассказ о случившемся услышали от офицеров родные покойного парня.

Но Имомдод Таваллоев, отец Шухрата, не поверил в официальную версию смерти сына. Он настоял на том, чтобы дело было пересмотрено, а смерть солдата была тщательно расследована.

 

Две пули подряд?

По словам отца покойного солдата, им сначала сообщили, что их сын погиб в результате неосторожного обращения с оружием. Позже военная прокуратура заявила, что солдат покончил с собой, не выдержав избиения со стороны сослуживца.

«Поначалу мы не знали, что сын выпустил себе в подбородок две пули. Разве такое возможно? В день похорон мы увидели, что голова сына была перебинтована. На наши вопросы представители военного комиссариата уверяли нас, что Шухрат выпустил в себя одну пулю. Но следователь показал нам фотографии, где можно увидеть, что было выпущено две пули. Разве человек может выпустить себе в подбородок две пули подряд?», - недоумевает Имомдод Таваллоев.

По его словам, Шухрат был сильным духом парнем и не мог наложить на себя руки после  избиения.

 

Это меня убивает

Чтобы получить ответы на свои терзающие душу вопросы, Имомдод несколько раз приезжал в столицу. Путь от  Рошткалъа до Душанбе дальний, более 500 километров по горной дороге. К тому же, все его поездки – это очередные расходы для и без того скудного семейного бюджета.

Но Имомдод как-то решал эти проблемы и вновь отправлялся в столицу «за правдой». После каждой такой поездки он возвращался домой понурым и уставшим, смерть сына сильно подкосила его здоровье, и однажды врачи запретили ему дальние поездки.


Имомдода поддержали правозащитные организации, которые представляют его интересы на судебных процессах.

«Кроме них, никто о нас даже не вспоминает, никто не помогает», - говорит отец Шухрата.

И промолчав минуту, добавляет: «Единственное мое желание - добиться справедливости, возобновить расследование и привлечь виновных к ответственности. Чтобы они были осуждены по всей строгости закона. Но я получил отказ на возобновление расследования. И это меня убивает»...

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.Дзен и OK.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.