Проект «Макони бе орзу» («Где не живет мечта») – это личные истории тех, кому выпала нелегкая участь жить в интернатах Таджикистана. Каждая исповедь пропитана болью, страхом и большим желанием обрести семью. Авторы проекта решили по-особенному передать рассказы воспитанников детдомов – через письма, которые зачитывают актеры и медийные личности. 

Традиционно во второй понедельник ноября отмечается Всемирный день сирот. Это вовсе не праздник и к этой дате не готовят поздравлений и подарков. Этот день нужен для того, чтобы обратить всеобщее внимание на огромную несправедливость: есть дети, которые лишены самого важного – семьи.

По случаю этой даты мы решили рассказать об одном уникальном проекте, в котором воспитанники таджикских интернатов открывают свою душу, полную боли, страхов и надежды. 

Авторы проекта «Макони бе орзу» - общественная организация "Ирода" и Your.tj приводят печальную статистику и факты. На данный момент в интернатах Таджикистана находятся 8146 человек, в том числе, 1653 ребенка с инвалидностью, из которых 176 – круглые сироты.

После выпуска из интернатов большинство детей не социализируются, становясь изгоями общества. Авторы проекта уверены, что ситуацию возможно изменить, если поменять отношение к этой проблеме.

«Целью этого проекта, в первую очередь, является предотвращение попадания детей в закрытые специализированные учреждения, - говорит Лола Насриддинова, руководитель «Ироды». – Через эти письма мы хотим донести до родителей и специалистов то, что чувствуют наши дети вдали от семьи, через какие переживания проходят.

Даже в самых лучших интернатах боль от нехватки рядом близкого и родного человека не проходит никогда, и эти испытания, особенно с раннего детства, накладывают неизгладимые и зачастую отрицательные последствия на жизнь человека.

Лола Насриддинова, руководитель общественной организации “Ирода”
Фото с соцсетей

 

«После очередной встречи я неделями восстанавливалась»

Журналист Мехрангез Турсунзода, которая общалась с воспитанниками и записывала истории, отмечает, что решение участвовать в проекте ей далось непросто. Она долго готовила себя морально, так как знала, что не сможет не пропускать через себя всю боль своих особенных респондентов.

- Я понимала, что эти истории они будут рассказывать мне с ожиданием того, что их жизнь улучшится. И после разговора каждый из них уйдет с надеждой на помощь, а я – с пустой душой и эмоциональным выгоранием, - рассказывает Мехрангез. – Но я знала, что это нужно сделать, об этом важно рассказывать. После очередной встречи я неделями восстанавливалась, осознавая всю трагедию этих покалеченных судеб.

Тема интернатов для Мехрангез не чужда. Ее дедушка был воспитанником детдома и часто рассказывал о своем детстве и о том, какие сложности ему пришлось преодолеть. Эта психологическая травма оставила глубокий след в его уже дальнейшей взрослой жизни.

В течение трех месяцев авторы проекта «Макони бе орзу» собирали реальные истории детдомовцев. Это делалось с учетом конфиденциальности, ведь не все ребята готовы были делиться своими воспоминаниями и пережитыми эмоциями.

Всего таких историй десять. Каждую неделю авторы публикуют по одному видеописьму.

 

Билол и вечный голод

Первым свою историю рассказал Билол. И эта исповедь о том, каково это – быть постоянно голодным и не думать ни о чем, кроме еды. Лишиться куска хлеба и тарелки супа было самым страшным наказанием для Билола, даже страшнее комнаты с мышами, куда его бывало закрывали.

«Как вы думаете, может ли голодный ребенок учиться, выучить стихи или таблицу умножения? Я старался, очень старался...», - читает письмо Билола актер Шуджоат Джалолиддинов.

Кадр с видео

Голосом актера воспитанник детдома рассказывает о том, что воровство на рынке было единственным способом наесться, чем грозили проверки в интернате, и как после выпуска он еще долго не мог насытиться и не переставал прятать хлеб на ночь.

 

Виталий и мечта о настоящей семье

После скоропостижной смерти мамы, 11-летний Виталий остался никому не нужным, даже свои двум родным сестрам. Счастливая семья оказалась в прошлом и сменилась на безликие стены интерната.

Понадобилось много времени, чтобы мальчик привык к своей новой жизни. Но это ему давалось нелегко, он подружился с календарем и считал дни до того момента, когда сможет покинуть стены интерната. А когда было совсем невмоготу, общался с мамой и просил у нее совета.

Письмо Виталия читает актер Мухаммад-Али Махмадов
Кадр из видео

После интерната лучше не стало. Сестра, которая обещала забрать его к себе, после того, как Виталий покинет детдом, не выполнила обещания.

Сейчас парень мечтает поступить в российский ВУЗ, завести семью и исполнить желание мамы – дать своим детям много-много любви...

 

Рустам и его неугасаемый страх

В своих воспоминаниях уже взрослый парень Рустам четко помнит тяготы, которые ему пришлось пережить в интернате. В его памяти до сих пор свежи пережитый голод, холод, темные чуланы с крысами, душевная и физическая боль.

«А еще у нас в кабинете завуча было ведро с палками разных размеров...», - вдруг делает паузу и не сдерживает слез актер и журналист Орзу Исоев, зачитывающий рассказ Рустама.

Письмо Рустама читает теле и радио-ведущий Орзу Исоев
Кадр с видео

Молодой человек до сих пор не может избавиться от страха быть избитым или вовсе убитым, ведь «никто в этом мире не будет искать сироту».

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на TelegramWhatsappImo по номеру +992 93 792 42 45.