В редакцию «Азия-Плюс» обратилась мать Гулбиддина Зиёбекова Певистамо Абдулмуминова, которая говорит, что ей тяжело от того, что люди, которые вышли на митинг ради её сына, сегодня привлекаются к ответственности.
По словам Певистамо, тело ее сына отвезли на площадь Хорога по ее требованию, потому, что в тот момент ее не было дома, также, как и других ее сыновей, когда ей сообщили, что Гулбиддин убит: она велела отвезти тело на площадь, чтобы власти ей ответили, за что убили сына.
«Люди пришли на площадь, потому что почувствовали мою боль. Они встали рядом, чтобы разделить ее, в то время, как никто из властей в течение двух дней, что я стояла вместе с телом сына на площади, ко мне не вышел, никто мне не ответил, за что так зверски убили моего сына. Если бы мне сказали, что мой сын совершил вот такое-то преступление, за что можно убивать, я бы забрала его тело и ушла с площади, но никто мне так и не ответил и теперь заводят уголовные дела на людей за то, что они не оставили меня одну с моим горем», - говорит Абдулмуминова.
По ее словам, дело завели также на ее сына – Мукбила Зиёбекова и на его двоюродных братьев – Диловара Хуррамова и Олима Насриддинова, которые забрали тело брата из морга.
«Они считают, что тела наших сыновей должны лежать где-то, как что-то ненужное, и что родные должны были оставить его там. Но как они могут бросить тело своего брата?... Одного моего сына убили, теперь хотят посадить другого», - говорит она.
По ее словам, сейчас из их кишлака привлекаются к ответственности много людей. На одного из жителей завели уголовное дело за то, что он после стрельбы на митинге поднял и повез в больницу одного из раненных.
Раненный молодой человек по дороге в больницу скончался, но в отношении человека, который пытался его спасти, возбудили уголовное дело.
«Почему не возбуждают дело за то, что стреляли в безоружных людей. Три человека погибло, еще 17 были ранены. Как мне сказали, семеро из них уже стали инвалидами, у кого-то рука не работает, кто-то стал хромым навсегда, у кого-то еще что-то. В нашем кишлаке же от стресса люди стали страдать гипертонией. То у одного, то у другого каждый день повышается давление, кто-то в больницу попадает. У кого-то даже произошла эпилепсия от страха. Как им не заболеть, когда приехали 20 вооруженных лиц и стали стрелять в маленьком кишлаке», - задаётся вопросом мать Зиёбекова.
Она отмечает, что рядом находится школа, и дети были в школе в это время, и сильно перепугались: "Дети до сих пор не вышли из стресса, и, как говорят учителя, учеба с ними никак не продвигается, они до сих пор в страхе…"
«Я пыталась достучаться до хукумата (местные органы власти, - прим. ред.), до ГКНБ, до прокуратуры, но никто меня не слышит. Сегодня (17 января, - прим.ред.) я отправила письмо президенту. Я очень надеюсь, что он меня услышит, потому что здесь никто не хочет и не собирается вникать в то, что произошло. Моя надежда только на президента, чтобы не преследовали людей, которые вышли на площадь и требовали справедливого расследования, они не виноваты, они не совершили преступление… Если мое письмо до него не дойдет, то мне остается повеситься возле здания хукумата, может только тогда удастся привлечь внимание на несправедливость, которая тут творится», - говорит Абдулмуминова.
При этом, по словам Абдулмуминовой, у неё нет претензий к следствию по делу о гибели сына, поэтому ее основной жалобой является только то, что на население оказывается давление в связи со смертью ее сына, что никто не хочет привлечь к ответственности тех, кто убил безоружных людей в ходе митингов.
Напомним, Гулбиддин Зиёбеков был убит 25 ноября в ходе задержания. Органы правопорядка утверждают, что он оказывал вооруженное сопротивление, в то время, как его соратники утверждают обратное, что никакого оружия не было.
После этого случая на площади Сомони города Хорога собрались до несколько тысяч человек. Митинги продолжались четыре дня. Требование собравшихся были в том, чтобы привлечь к ответственности виновных в гибели Зиёбекова, отставка нового главы области Алишера Мирзонабота, вывод военных из Хорога и восстановление интернет-связи в области.
Власти пообещали митингующим восстановить связь, начать расследование по факту гибели Зиёбекова, вывести военных и не привлекать к ответственности митингующих, если они покинут площадь.
На сегодня, кроме следствия по факту смерти Зиёбекова, ни одно из требований не было выполнено, а в отношении митингующих продолжают возбуждать уголовные дела.
О ситуации в Хороге читайте в нашем сюжете.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.