Дела с охраной исторических и культурных памятников в Таджикистане обстоят по-разному. Если памятники древнего периода республики охраняются и сохраняются государством, то историко-архитектурное наследие советского времени: архитектурные строения, монументальное искусство, исторические места просто исчезают.

 

Прощайте душанбинские островки милосердия

Город военно-медицинской славы, город - госпиталь такое имя заслужил Душанбе в годы Великой Отечественной войны. Тысячи бойцов и командиров Красной армии лечили в Сталинабаде фронтовые раны и возвращались в строй, на передовую. Кажется, что об этом всё известно и добавить нечего. На деле же совсем не так.

История многочисленных душанбинских эвакогоспиталей еще полна белых пятен и ждет своих исследователей. Однако исторические здания душанбинских средних школ, где в период 1941-1945 гг. располагались эвакогоспиталя, исчезают буквально на глазах. Их сносят.

Здание детской инфекционной больницы, где в годы войны находился эвакогоспиталь№ 4472.
Фото Гафура Шерматова

Так, только за последние четыре года снесены здания школ-госпиталей № 19, 11, 4. В разные годы были снесены корпуса эвакогоспиталя № 348, располагавшегося на ул. Рудаки и корпуса детской инфекционной больницы на ул. Чапаева, где также был госпиталь - № 4447.

Конечно, эти утраты и без того немногочисленных исторических зданий для старого Душанбе, середины 20-го века, невосполнимы. А ведь они могли бы свидетельствовать не только об архитектурном мастерстве их создателей, известных зодчих, но и о высокой медицинской культуре персонала госпиталей в уходе за тяжелоранеными бойцами и командирами Красной армии в годы войны.

Дом Дехканина – Русский драматический театр им. В. Маяковского.
Фото Гафура Шерматова

 

Прощай, историческая архитектура?..

За последние несколько лет Душанбе сильно «помолодел». Средний возраст его зданий уменьшился не только благодаря новостройкам, но и из-за сноса зданий, которым больше 50 лет. Многие из них имели историческую и архитектурную ценность, были излюбленными достопримечательностями горожан туристов. Их нельзя не помнить, и очень грустно, что их посчитали чем-то лишним в Душанбе.

Здание мэрии Душанбе арх. Стефан Лукич Анисимов.
Фото Гафура Шерматова

Всего в Душанбе за последние десять лет снесли десятки старых зданий и малых архитектурных строений. Историческому Душанбе нанесен большой урон: исчез ряд уникальных памятников, утрачен в процессе сноса квартал старых типично сталинабадских двухэтажных домов на улочке Бофанда.

Вблизи уникального ансамбля здания Академии Наук Таджикистана построен диссонирующий с исторической застройкой ресторан общественного питания. А ведь совсем недавно зодчие советского Душанбе создавали здания и сооружения, вписывая их соразмерно в окружающую архитектурную среду и в соответствии с архитектоникой.

1/2

Сегодня все изменилось.

Раньше душанбинская архитектура шла от общего к частному, а сейчас мысль идет от частного к общему. И пока процесс будет идти в таком направлении, ничего путного не получится, даже при наличии гениальных архитекторов. Иначе будут диктовать свою волю только деньги, чьи-то частные интересы.

Здание Центрального Государственного архива ул. Горького арх. А. Покровский.
Фото Гафура Шерматова

 

Что делать?

Главный вопрос здесь в том, должны ли здания с историей в Душанбе сохраняться или они должны быть заменены?

На мой взгляд, все здания с исторической ценностью, безусловно, должны быть защищены, а не разрушены. И вот по каким причинам.

Фото Гафура Шерматова
Здание Совнаркома (Совета Министров и Верховного Совета Таджикской ССР) (1932 г.), арх. Петр Ваулин, Душанбе 2013 г. В этом историческом здании работали Нусратулло Махсум, Шириншо Шотемур, Абдурахим Ходжибоев, Чинор Имомов и многие другие государственные деятели республики, сыгравшие ключевую роль в основании таджикской государственности.

Каждое историческое здание является ценным достоянием человека, жителя города. И судьбу таких зданий должно решать общество, а не чиновники. Мы навсегда потеряем их, если не сохраним здания исторического центра (всего-то таких зданий в Душанбе осталось 15-20), ради летописи столицы.

Как только историческое здание разрушено, мы уже не сможем восстановить его; даже если оно будет восстановлено до его первоначального вида, историческая ценность будет утрачена.                                     

И конечно, исторические здания являются символом города и ценным туристическим ресурсом, поэтому город не может обойтись без них.

Здание ЦК КП Таджикистана, построенное в 1957 по проекту заслуженного архитектора республики Стефана Лукича Анисимова.

Санкт-Петербург представлен Невским проспектом и Эрмитажем, Пекин - Запретным городом, Летним дворцом, в котором находятся все исторические реликвии.

Трудно представить, что когда-нибудь города Санкт-Петербург или Пекин решат, что все эти здания должны быть разрушены и на их месте будут построены современные высотки. Потому что эти исторические реликвии слишком важны для города и могут генерировать глубокий туристический доход.

Душанбе выиграет больше, защищая и сохраняя свои исторические здания в центре, чем заменяя их современными жилыми высотками.

Колонна – монумент, символизировала 25-летие создания Таджикской республики и единство таджикского народа. На протяжении десятков лет легендарный образ монумента был символом не только Республики Таджикистан, но и визитной карточкой Душанбе. Автором монумента стала, Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР скульптор Елена Алексеевна Татаринова, по её акварелям и эскизам был выполнен проект колонны, хранящей память о своей создательнице.

Историческому центру не нужно стремление к абсолютной новизне и превращение его в спальный район. Для того чтобы сохранить целостность Душанбе, необходимо развивать присущую старому центру города систему историцизмов, когда новое не копирует, но учитывает предшествующее, и неоклассицизм как раз дает ссылки на прежнюю архитектонику.

Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.