Есть люди, благодаря которым были открыты новые материки, моря, острова и горные вершины. Путешественник Сергей Романенков относится именно к такому типу людей. Этим летом он в течение 37 дней изучал неизведанные горные хребты и вершины Памира. А потом обо всем рассказал «Азии-Плюс».
«Я с большим удовольствием приезжаю в Таджикистан, где очень гостеприимные люди. Мы не раз ночевали на Памире и бывали почетными гостями в домах местных жителей. Когда уставший спускаешься в долину после дневного перехода, и нет сил ставить палатку и готовить ужин, можно быть уверенным, что в любом доме тебя примут на ночлег и накормят.
Мы обмениваемся контактами с хозяевами, начинаем общаться и принимаем их в Москве, когда они приезжают по делам», – говорит Сергей Романенков.
Сергей - предприниматель, но горы, спорт и путешествия занимают серьёзное место в его жизни. Он мастер спорта по спортивному туризму, снежный барс (негласное звание альпинистов), пятикратный чемпион России по спортивному туризму и чемпион мира по спортивному туризму.
На сайте risk.ru его команда становилась обладателем премии «Хрустальный пик», в номинациях лучший поход года и лучшее восхождение.
В спортивном турклубе МАИ (Московский авиационный институт), где когда-то получал образование Сергей, он является председателем маршрутной комиссии, с которой каждая тургруппа согласует свой поход, чтобы он был безопасным.
Также спортсмен занимается лыжным туризмом, совершая экспедиции в зимние высокие горы или в Заполярье (остров Шпицберген, Арктика, Карское море, зимний Памир и т. д.).
Дорога на Памир
Сергей Романенков не раз бывал в Таджикистане и немного знаком с местным таджикским альпинистом и пилотом Шамсом Кахоровым, а отчеты о походах и описания маршрутов душанбинского горного туриста Александра Ржепаковского, во времена СССР вдоль и поперек исходившего Памир, очень помогли Сергею в походах.
В Памирских горах Романенков ходил как зимой на лыжах, так и летом пешком.
Зимний Памир его команда впервые пересекала с востока на запад в 2011 году, начав маршрут из поселка Мургаб, через замерзшее Сарезское озеро, и спустившись на ледник Федченко. По пути они поднимались на Пик Советских офицеров - высшую точку восточного Памира Мургабского района и Пик Независимости (Пик Революции).
В этом же походе они побывали на кыргызском Памире, посетили Алайскую долину и поднялись на Пик Ленина на границе Таджикистана и Кыргызстана.
А летний сложный поход был летом 2014 года, с восхождением на пик Озоди (Евгении Корженевской) и траверс Пика Исмоила Сомони (Пик Коммунизма).
Первым местом в Таджикистане, куда будучи студентом 18 лет назад приехал Сергей, стали легендарные Фанские горы. Сама дорога стала небольшим пятидневным путешествием на поезде из Москвы, через Астрахань в Таджикистан.
«Многие ребята тогда впервые побывали в Средней Азии и увидели прекрасный Душанбе! – вспоминает Сергей. – А после посещения Фанских гор мы отправились в Пенджикент, а затем в Самарканд, увидев мусульманские святыни. Это было здорово! Поначалу я привозил сувениры: тюбетейки, деревянные нарды, азиатские ножи, но теперь их стало так много, что я их не приобретаю».
Путешественник любит снимать и фотографировать природу, получая удовольствие от видов. И это ещё одна причина его любви к горам, нетронутым человеком. Наш Памир он считает очень красивым и разнообразным, и в недавнем летнем походе видел множество прекрасных горных хребтов, вершин и завораживающих, не похожих друг на друга ландшафтов.
Памирский поход 2022 года был длительным по времени и протяженным по километражу, но в похожих районах команда бывала, и все знали, что до цели дойдут.
Это было серьезной нагрузкой на организм и за 37 дней похода участники скинули в весе от 7 до 12 кг. Уходил не только жир, но и мышцы, так как количества взятой еды при такой нагрузке организму не хватало.
После каждого подобного похода необходим двух-трёх недельный восстановительный период и реакклиматизация, а затем обычный режим тренировок – в перерывах между походами важно заниматься спортом и скалолазанием, а также бегать марафоны.
Горы, как наркотик
На вопрос почему он любит ходить в горы, Сергей Романенков отвечает словами известного немецкого альпиниста Райнхольда Месснера: «Потому что они существуют!». Для него горы - это наркотик, дарящий насыщенную положительными эмоциями и общением с единомышленниками жизнь.
«Несмотря на тяготы и лишения, горы хороши тем, что привносят яркости уже в городской жизни, – делится Сергей. – За месяц экспедиции успеваешь соскучиться по домашней еде, мягкой постели и прочим удобствам».
Сергей Романенков никогда не думает о возможных травмах и о том, что может однажды не вернуться из похода, но осознаёт, что риски есть.
Страсть к неизведанному
Горных туристов манят белые пятна на карте – неизведанные места. Такие места – редкость, но есть вершины, горные долины, и нехоженые хребты и чем сложнее место, тем интереснее искать безопасный и посильный маршрут. В «коммерческих горах» (в Таджикистане - пики Озоди и Исмоила Сомони), часто посещаемых туристами, у подножия разбиты готовые альплагеря с гидами и, по мнению Романенкова, это не так интересно.
«В таких местах и восхождения сложные, и погода бывает разной, но за тебя уже кто-то повесил веревки, протоптал тропу к вершине, разбил палатку. Сложно ощутить себя настоящим туристом. – поясняет Сергей. – А моя команда в этом году поднялась на четыре новые вершины, никем не хоженые, и это здорово в плане эмоций: ты первый, кто видит такую красоту! А ещё 100-200 лет назад, когда осваивалась Арктика и Антарктика, удаленные острова и материки, можно было совершать большие геологические открытия, а нам достались только горы».
Подниматься на вершину, описанную и сфотографированную кем-то, психологически проще, а при первовосхождении никогда не знаешь, что ждёт впереди, говорит Сергей. «Надо стараться предусмотреть всё, и быть готовыми к любой ситуации. А если не получилось – вернуться через пару лет с другим снаряжением и попробовать снова».
«Я всегда планирую большие маршруты, которые, как мы шутим, видны на глобусе. Нитка пересечения Памира в 500 км, точно видна на карте! – говорит Сергей. – Зимой 2015 года мы пересекали Камчатку с Севера на Юг, пройдя 700 км на лыжах, в прошлом году были зимой на плато Путорана (север Красноярского края), где очень суровая и красивая зима с замёрзшими водопадами. Температура воздуха была около -40 градусов, а мы прошли маршрут длиной в 600 км. Новым перевалам и вершинам мы даем названия, и это наши маленькие открытия».
Сергей Романенков побывал в Альпах, в Арктике, на Кавказе, на Камчатке, на Тянь-Шане, в Фанах и на Памире, и мечтает посетить Анды, Забайкалье, Восточную Сибирь, Гималаи и Аляску и покорить вершину более 8 тысяч метров.
Горный туризм по наследству
Родители Сергея Романенкова, мастера спорта по горному туризму, регулярно брали своих детей в походы с младенческого возраста. А теперь Сергей и его супруга Настя ходят в горы со своими детьми, они и встретили друг друга когда-то в горах Кавказа.
«У нас не было каких-то опасений, что горы могут быть опасны для детей. Так как к моменту их рождения мы уже были опытными туристами-спортсменами, – поясняет Сергей. – Мы не боялись ни погоды, ни сложных рельефов, ни чего-либо ещё. С первенцем Петей, мы впервые вышли в лес с ночёвкой в палатке, когда ему было всего две недели. Было лето, ребенок родился здоровеньким, и причин для опасений не было».
Сына Петю (12 лет) и дочь Катю (9 лет) они водят в несложные походы, начиная с грудного возраста и стараются делать это ежегодно.
Сегодня туристическая жизнь Сергея Романенкова делится на спортивные экспедиции (более месяца) со сложными маршрутами, с пересечением географических объектов и хребтов, и на трекинговые маршруты с детьми. Сначала детей носили в горы с 3-4 месяцев в эргорюкзаках. Такие рюкзаки-переноски удобны: ребенок сидит за спиной у мамы и наслаждается красотой природы.
«У нас и наших друзей есть правило: никакого спорта во время походов с детьми! Основная цель – хорошо провести время на природе, чтобы все получили удовольствие, а дети поиграли со сверстниками во время привалов. Если что-то идёт не по плану, надо просто изменить маршрут», – поясняет Сергей.
В турпоходах дети с раннего возраста учатся преодолевать сложности, помогать родителям, организовывать свой быт (пилить дрова, ставить палатку, готовить еду и т. д.), что делает их самостоятельными и в городской жизни.
Во время таких походов спортивные туристы посещают регионы с простыми горами, но уникальной природой, водопадами, каньонами, лесами, озёрами, а также города. Дети Сергея и Насти уже видели города Италии, Армении, Турции и Грузии, но в Средней Азии они пока не были. Дорога сюда дороговато выходит.
Вообще туристом-альпинистом быть не дёшево, но спортивные туристы предпочитают проводить свои отпуска именно так. Они копят деньги и готовятся к этому целый год, чтобы отрешиться от городской суеты и заняться любимым делом.
Сергей Романенков является амбассадором большого магазина «Спорт Марафон» и часть снаряжения получает бесплатно. На туризме и альпинизме можно и зарабатывать, организуя горные походы, но такая работа подходит не всем. Семейному человеку она точно не подойдёт, считает Романенков.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Где заказать торт на Новый год в Душанбе и Худжанде?
Как ухаживать за волосами зимой? Важные советы от таджикского специалиста
Государственный бюджет Таджикистана на 2025 год. Подробно
Как проходит процедура развода, и какова государственная пошлина за подачу заявления?
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 22 декабря 2024 года
Долгая ночь. Сегодня отмечается праздник зимнего солнцестояния Шаби Ялдо
Как прошла Tarona Music Award-2024: на сцене, за кулисами мероприятия и не только
АБИИ выделил Таджикистану первые $270 млн на строительство Рогунской ГЭС
На российском рынке труда выросло число вакансий при нехватке персонала
«Стратегический стержень» Евразии. Что может дать Ваханский коридор странам, имеющим выход к нему
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Гость8 января, 2023 16:47
Когда же и кем он работает? Деньги то немалые нужны на все это