Предвыборная борьба на предприятиях, по радио и на ТВ, агитация, плакаты и почти поголовная явка на выборы – все это тоже было, как и сейчас, но было извращено практически на все 100 процентов. Как ни странно, при всем этом «порядке», в высший орган государственной власти СССР чаще избирали не бандитов, а вполне приличных людей.

Именно так проходили выборы на большинстве территорий СССР, в том числе, в Таджикистане. Среди немногих, тщательно отфильтрованных депутатов Совета Национальностей Верховного Света СССР 9 - 11 созывов от Таджикской ССР был мало кому известный крупный российский ученый Виктор Макеев, которого на законных основаниях сравнивают с академиком Курчатовым.

 

Предложение, от  которого нельзя отказаться

Ученый и конструктор Виктор Макеев родился в 1924 году, окончил Московский авиационный институт и Высшие инженерные курсы при МВТУ имени Баумана. Всю жизнь занимался сложной конструкторской работой, умер в 1985 году и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. 

И лишь после его смерти его биография стала известна широкой общественности. 

До  сих пор достоверно не известно, кто, когда и при каких обстоятельствах предложил руководству Таджикистана включить в состав Совета Национальностей Верховного Совета СССР засекреченного ученого Виктора Макеева. Неизвестно и то, было ли это предложение адресовано «снизу наверх». 

Виктор Макеев

В то время Таджикистаном руководил первый секретарь Центрального Комитета компартии республики Джаббор Расулов, человек необычайно скромный и харизматичный. Без сомнений, вся подготовка, все контакты Москвы и Душанбе, начиная с подбора избирательного округа Таджикистана, велась на уровне этого человека, и в открытой печати никаких документов на эту тему нет. 

Конечно же, отказаться от такого предложения было нельзя. Так никогда не бывавший в республике русский ученый в числе депутатов от  Таджикистана начал представлять на сессиях Верховного Совета далекую республику. 

Секретность, которой был окружен Макеев, как ученик самого Курчатова, – просто зашкаливала. Через много лет после его смерти, в 2013 году Правда.Ру писала,  что «даже на выставку ЭКСПО в Париже, чтобы лично ознакомиться с разными техническими новинками, он ездил под чужой фамилией, под личиной секретаря какого-то дипломата». 

Справедливости ради надо заметить, что при жизни конструктора в Париже никаких выставок ЭКСПО не было (проверено по списку). Поэтому, если эта поездка и выдумка журналиста, то не в главном - люди такого уровня действительно строго охранялись и даже были не выездными.

День голосования

В соответствии со статьей 30 Закона СССР «О  статусе депутата Верховного Света СССР» человеку, избранному депутатом, возмещались расходы, связанные  с выполнением депутатских полномочий (в случаях и в порядке, установленных законодательством).

О величине и регулярности этих расходов история умалчивает (расходы составляли не менее 100 рублей в месяц), но статья 31 того же Закона давала депутату право на бесплатный проезд по всей территории СССР «железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным внутренним путям сообщения и на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси)».

Однако, насколько можно понять, в число депутатов людей манили не эти «копеечные» деньги, а возможность вращаться среди равных себе и не сидеть в очередях в высоких приемных. 

Но и это было не самым главным.

 

Самое главное преимущество

В 60 - 80 годы руководство республик и регионов боролось на делегирование земляков в высшие коридоры власти. Говорили на эту тему «наверху» много и подробно. Это влияло на карьеру нужных людей, на экономическое развитие территорий. Как раз в это время местническая борьба в партийном и хозяйственном аппарате Таджикистана достигла своего пика и ослабла только с приходом Горбачева.

Представляя в Москве конкретную территорию, депутат  Верховного Совета мог многое, в том числе, мог проводить в жизнь до логичного завершения крупные народнохозяйственные проекты -  как включенные в перспективные планы, так и возникшие в его голове. 

Фото с rcoit.ru

У автора нет информации о том, какие объекты вводились в строй с участием Макеева в Таджикистане – надо понимать,  что такие, возможно, были, но были засекречены. Интернет помнит только названия объектов, построенных с его участием в уральском городе Миассе -  «ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала». 

 

Где принять академика?

Прилетая в Таджикистан, Виктор Макеев останавливался в самых комфортабельных местах. Варзобское ущелье в 70 - 80 годы еще не было обустроено, как сейчас, и лучшим местом для высоких гостей считалась Дача Совета министров, напротив Медицинского института (это место существует до сих пор, но это уже госкомплекс “Кохи Сомон”, - ред.).

А в летнее время гостей принимали на природе - на небольших площадках у рек Варзоб и Кафирниган, таких как «дача Карадуста» на левом берегу Кафирнигана, подальше от людских глаз.  

Решая вопрос о том, кто будет находиться рядом с Макеевым во время его прилетов в Таджикистан, руководство Таджикистана подбирало надежных людей, так или иначе связанных со спецслужбами. Обывателям же беседовать со столь значительным человеком, как решили «наверху», было ни к чему, поэтому воспоминаний о Макееве в народе практически нет, а если и есть, то широкому кругу они недоступны. 

О том, как и где в Таджикистане вести фото- и киносъемку и писать в газетах о визитах депутата – речи не было. Прилетел – ну и прилетел. Агитируя за кандидатов «блока коммунистов и беспартийных», простым людям достаточно было сказать, что «он хороший человек», и это, как правило, срабатывало и не вызывало вопросов.


А в голосованиях на сессиях единодушие депутатов просто поражало – по западным меркам 99% - 99,9% практически по всем вопросам были просто немыслимы. 

Тем не менее, вклад Виктора Макеева в развитие светской науки огромен и в кругах ведущих советских ученых и конструкторов его имя было хорошо знакомо. За свою жизнь он воспитал десятки крупных инженеров в России и на украинском заводе «Южмаш» в Днепропетровске (ныне город Днепр). 

В Таджикистане же, как уже говорилось, Виктора Макеева мало кто его знал – спроси на улице 1000 человек, и вряд ли кто-то ответит. И если сегодня имя человека, ушедшего из жизни почти 40 лет назад, в республике помнят лишь единицы пенсионеров, в этом никакой вины известного в прошлом академика, автора десятков изобретений и печатных работ, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и нескольких Государственных премий, нет. Это было такое время. 

Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.