Сложно переоценить значение IT-индустрии в развитии экономики любой страны. Мировой опыт показывает, что при успешном развитии этой сферы такие небогатые страны, как Таджикистан, могут превратиться из экспортеров дешевой рабочей силы в поставщиков высокотехнологичных продуктов и услуг. Неслучайно наши соседи - Казахстан и Узбекистан - создают у себя IT-парки, вводят налоговые льготы для развития стартапов, а также активно обучают молодёжь.
Какие условия для развития IT-стартапов созданы в странах Средней Азии и какой опыт мог бы перенять Таджикистан?
В нашей стране уже работают инкубаторы и акселераторы, есть первые венчурные инвесторы, а некоторые местные стартапы смогли привлечь серьезные инвестиции. Тем не менее пока Таджикистан делает только первые шаги по созданию полноценной цифровой экономики. Сколько еще осталось и куда именно шагать?
Можно выделить ряд ключевых характеристик успешной IT-экосистемы.
Открытие IT-парков
IT-парк представляет собой зону, объединяющую IT-компании, стартапы и научно-образовательные организации с целью поддержки запуска на рынок перспективных IT-решений. Благодаря концентрации в одной территориальной зоне компаний и инвесторов, а также наличии необходимой инфраструктуры, у специалистов появляется возможность более активно продвигать научные и технологические достижения.
В качестве примера, что из себя может представлять IT-парк на практике, можно привести опыт наших ближайших соседей. Концепция IT-парков успешно реализуется на территории Средней Азии: Казахстана (с 2003 г.), Кыргыстана (с 2013 г.), Туркменистана (с 2018 г.), Узбекистана (с 2019 г.).
Все эти технопарки строились силами государства или с активной поддержкой с его стороны, с пониманием, что вложенные средства окупятся - через рабочие места, налоги, стимулирование экспорта и экономический эффект от внедрения новых технологий.
Так, открытый три года назад в Ташкенте IT-парк представляет собой территорию на почти 7 гектарах земли. В нем расположено 19 зданий с офисными помещениями, конференц-залами, IT-академией и университетом, коворкинг-центрами, гостиницей и автостоянкой. Целью проекта стало создание более 16 тысяч новых рабочих мест, привлечение инвесторов, развитие новых кадров и поддержка в развитии местных IT-стартапов.
Но что насчет Таджикистана?
Над созданием первого в республике IT-парка работают Министерство промышленности и новых технологий и ГУП «Умный город» – о его строительстве было объявлено в марте прошлого года. Создан он будет в здании комплекса «Бахт», напротив РТСУ.
«Для создания первого в стране парка необходимо $50 млн. В будущем такие же парки планируется создавать в других регионах страны», – заявил глава Минпрома Шерали Кабир.
Эксперты поприветствовали саму идею, но скептически отнеслись к ее воплощению при существующих реалиях, указав на недостаточную скорость Интернета, высокую налоговую нагрузку и недостаток высококвалифицированных кадров.
Подобные обвинения не голословны. Согласно докладу по технологиям и инновациям, опубликованному Конференцией ООН по торговле и развитию в 2021 г., Таджикистан находится среди 15-ти наиболее неготовых к новым технологиям стран мира.
Тем не менее, в рамках планируемого IT-парка, власти намерены изменить существующее положение. Стратегия IT-парка Душанбе, опубликованная на сайте ГУП «Умный город», признает и наличие высоких налоговых ставок, и неблагоприятную существующую экосистему, и даже отсутствие у отечественных банков устойчивого доступа к международным платёжным системам. Решение всех этих проблем заложено в дорожной карте проекта. Дело осталось за малым – воплотить обещанное в жизнь.
Введение налоговых льгот
Практика России, Казахстана, Узбекистана и других стран показывает, что чем больше предложений с выгодными льготами со стороны правительства, тем больше кадровых и финансовых ресурсов привлекается в эту сферу.
На данный момент одно их самых упрощенных налогообложений для IT-парка в регионе Средней Азии предлагает Узбекистан. В нём, согласно указу президента, резиденты IT-парка до 1 января 2028 года освобождены от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, кроме налога на доход с физлиц. В итоге налоги для резидентов IT-парка составляют всего 8 процентов, семь из которых составляет подоходный налог и 1% – в качестве оплаты развития парка.
Не отстают и соседние страны – Казахстан освободил от уплаты корпоративного и индивидуального подоходного налога, НДС и социального налога на нерезидентов. Кроме того, в стране введена возможность получить упрощенный визовый и трудовой режим для иностранных участников технопарка.
В Таджикистане же налоговое бремя на IT-компании является, мягко говоря, ощутимым.
«Даже если опустить коммуникационные сложности, налоговая нагрузка для IT-компаний очень высокая: до 79% в ряде случаев (например, при создании собственного ПО)», – заявлял руководитель «Алиф Технологии», замглавы «Алиф Банка» Усмонджон Миралиев.
Тем не менее, в этом году власти Таджикистана объявили о намерении освободить резидентов будущего IT-парка от уплаты всех налогов (кроме налога с зарплат) – на примере свободных экономических зон. Предварительно сроки налоговых льгот, которые будут работать в IT-парке, одобрены на 15 лет.
Реформа существующего налогового режима является одним из важнейших условий для развития IT в Таджикистане. В случае, если власти осуществят свое намерение ввести налоговые льготы, именно это позволит компаниям развиваться быстрыми темпами, набирать большие команды, обучать молодых специалистов, а также платить зарплату выше среднерыночной, предотвращая утечку кадров.
Обеспечение финансовой поддержки
Кроме введения налоговых льгот IT-стартапам важно получать и финансовую поддержку от государства и/или частных инвесторов. Согласно Стратегии IT-парка в Душанбе, к 2025 году планируется организовать с помощью партнеров фонд в размере 1 млн долларов США для финансирования стартапов.
Каким образом работает схема по финансированию IT-проектов можно увидеть на примере Ташкента. Узбекские стартапы, желающие развиваться в рамках IT-парка могут принять участие в двух видах программ: инкубации и акселерации.
Если стартапер пока находится лишь на этапе идеи, то он может подать заявку на отбор в программу инкубации. Предложившие наиболее интересные идеи обеспечиваются не только комфортабельным офисом, но и юридической консультацией, бухгалтерской поддержкой и работой с менторами.
Программа длится на протяжении трёх месяцев, а участники получают возможность «встать на рельсы», развив изначальную идею до полноценного проекта.
Программа акселерации больше подходит для тех, кто уже прошёл этап продумывания идеи, набрал подходящую команду и находится в поиске финансирования. Таким стартапам IT-парк готов оказать поддержку в оформлении интеллектуальной собственности на продукт и обеспечить доступ на инвестиционную площадку.
Важно оказывать поддержку не только стартапам, но и самим инвесторам, создавая благоприятную инвестиционную среду. Так, на сайте IT-парк Узбекистана опубликован путеводитель для инвесторов, включающий инструкцию по существующим в стране формам инвестирования, правам местных и иностранных инвесторов, порядке налогообложения, предоставляемым гарантиям и так далее.
Astana Hub, крупнейший в Центральной Азии международный технопарк, совместно со Всемирным банком создал Фонд раннего венчурного финансирования с капитализацией $20 млн. В целом, с начала 2022 года стартапы в Astana Hub привлекли инвестиции на 21,2 млрд долларов.
Таким образом, оказывая финансовую поддержку IT-стартапам в Таджикистане, необходимо не просто создать определенный фонд, но и регулярно привлекать в него новых партнеров, включая международные и банковские организации.
При этом, выделенные средства, по примеру успешного опыта соседних стран, следует не просто перечислять, а попутно оказывать юридическую, бухгалтерскую и менторскую поддержки.
Кроме того, необходимо обеспечить наличие площадки, где инвесторы и стартапы могли бы не только находить друг друга, но и получать всю необходимую информацию о возможных вариантах и условиях сотрудничества, подбирая наиболее подходящих партнеров.
Подготовка кадров
Такую проблему, как недостаток квалифицированных кадров, подробно обсудили в выпуске ток-шоу «Рости гап», посвященному теме развития в стране новых технологий.
Масрур Ишанов, заместитель генерального директора FiftyFive Group, поставил под сомнение качество знаний, получаемые по IT-специальностям в таджикских университетах.
«У нас в университетах действительно есть IT-направления и даже учится большое количество студентов. Но насколько их программы и знания актуальны в данный момент? Программа обучения в сфере IT должна постоянно обновляться и модернизироваться – её нельзя прописать на десять лет вперед».
Для того, чтобы таджикистанцы могли получить более актуальные навыки, ряд частных компаний проводит обучающие курсы, запускают хакатоны и организовывают соответствующие проекты. О вкладе таджикских компаний в развитие кадров рассказала Фарзона Сангинова, CEO Ilmhona.
«На нашем рынке образовался пробел – нехватка фундаментальных знаний. Зачастую молодежь не обладает базовыми навыками. Мы предоставляем краткосрочные углубленные курсы, которые позволяют получить актуальные навыки за срок от 4 до 6 месяцев. За четыре года существования компании нам удалось обучить тысячу человек и из них сто человек трудоустроить».
Помочь в получении необходимых навыков также возможно было бы посредством государственно-частного партнерства. Успешным примером кооперации государства и частного сектора является проведенный в Таджикистане в этом году Digital Future Cup – проект, который позволил студентам внести личный вклад в создание электронного правительства.
В жюри проекта вошли представители Министерства образования, Министерства промышленности и новых технологий, МИД и Минздрава, Академии наук, Хукумата города Душанбе, а также коммерческих компаний: ЗАО МДО «Хумо», ОАО «Алиф Банк», Samsung Electronics в Таджикистане, ООО «Газпром нефть – Таджикистан», ЗАО «Душанбе Сити Банк», ЗАО «Телекомм Технолоджи».
Большой вклад в увеличении количества местных IT-специалистов может произойти в рамках открытия в Душанбе IT-парка – согласно его Стратегии, планируется установить партнерские отношения в области обучения и развития с такими компаниями, как «Алиф Академия», «Илмхона», «Колибри» и др.
К 2025 году власти намерены трудоустроить 50% лиц, успешно прошедших обучающие курсы.
Образовательные программы Astana Hub IT-парка Казахстана включают в себя целый ряд проектов, различающихся как по тематике, так и длительности. Например, Startup school, через которую прошло более пяти тысяч участников, представляет собой двухнедельный онлайн-курс по оцифровыванию действующего бизнеса.
Сайт IT-парка Ташкента также представляет данные по обучению по IT-направлениям в университетах. Например, онлайн-обучение на протяжении трех лет в IT-PARK University составит 9.000.000 сум (около 8 тысяч сомони). Обучение в офлайн-режиме выходит уже дороже – стоимость четырех лет обучения в AMITY University стоит 33.000.000 сум (около 30 тысяч сомони). Кроме продолжительного образования, на сайте представлены данные и по более краткосрочным курсам: по программированию, графическому и веб-дизайну, мобильной робототехнике и IT английскому.
И что в итоге?
Несмотря на то, что сам факт потенциального открытия IT-парка в Таджикистане и введения налоговых льгот – уже хорошие новости для стартапов, многое зависит от того, насколько успешно этот грандиозный план будет реализовываться на практике.
IT-парк нельзя рассматривать просто как офисный центр, в котором разместятся компании. Прежде всего, это экосистема, комфортная среда для динамичного развития высокотехнологичных компаний, а для этого необходимо предоставлять резидентам целый набор сервисов: бухгалтерское и юридическое сопровождение, консалтинговые услуги, привлечение венчурного финансирования, продвижение продуктов, юридические услуги в сфере интеллектуальной собственности и много другое.
Не менее важным нюансом является наличие высокоскоростного Интернета. На данный момент власти намерены создать дата-центры, которыми резиденты IT-парка смогут пользоваться по более низкой цене, а также обеспечить на территории парка бесперебойный Интернет.
Но пока что, по данным Speedtest Global Index, по скорости Интернета Таджикистан находится на 135-м месте среди 138 стран, поэтому работы предстоит немало.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Искандеркульская вахта полковника Ионова. Первой гидрометеостанции Таджикистана 95 лет
Фильм «Фуруғ» таджикского режиссера получил награду на кинофестивале в России
Чиновники Бухарской области перейдут на чрезвычайный режим работы, чтобы сократить бедность населения
Денежные переводы в Узбекистан выросли на треть в 2024 году
Саки-властелины степей на Крыше мира. Как саки пришли и спустя время ушли с Памира
Главы МИД Таджикистана и Китая обсудили договоренности лидеров двух стран
"Озоди": "Боим" экстрадирован в Таджикистан из Турции, куда уехал после 14 лет отсидки в России
Разложение мозга. Оксфордский словарь назвал слово 2024 года
Спецпредставитель ЕС: «Молодежи Таджикистана нужны образование и рабочие места»
Smartup: инновационные технологии для дистрибьюторов Таджикистана
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста