В марте в Таджикистане произошло сразу несколько землетрясений, эпицентр которых находился недалеко от Сарезского озера. Обыватели задались вопросом - стоит ли нам ждать угрозы от Cареза? И можно ли подготовиться к трагедии?
Этот материал мы попросили написать нашего автора и специалиста по Сарезу инженера-гидротехника Андрея Захватова.
Чем так страшен Сарез?
Своей историей и прогнозами…
18 февраля 1911 года на Памире произошло землетрясение силой 9 баллов, которое зафиксировали даже в Санкт-Петербурге. В результате толчка горный склон сполз, перегородил реку Мургаб и похоронил кишлак Усой, давший название завалу, под которым погибло более 100 человек.
С годами за Усойским завалом образовалось озеро, затопившее кишлак Сарез и получившее название Сарезское. О завале и озере написаны десятки статей и исследований, которые в очередной раз привлекли к себе внимание после разрушительного землетрясения в Турции 6 февраля 2022 года. От земных толчков и разломов земной коры в Турции и в Сирии погибли более 50 тысяч человек, а десятки тысяч были ранены.
Вот он какой, Сарез
Одно из красивейших озер Памира с кристально чистой водой растянулось на 75 километров, а глубина у завала составила 500 метров, что сопоставимо с высотой Останкинской башни.
К 1926 году в Сарезском озере накопилось 17 кубических километров воды, в теле завала вода промыла ходы и уровень воды стабилизировался в связи с фильтрацией через завал. Озеро, которое стало проточным, журналисты назвали памирским драконом.
Геологи и топографы, исследовавшие озеро и его берега, отметили, что подобные обвалы за всю историю не раз вызывали древние перекрытия реки.
Подтверждением перемещений земной коры может служить следующий факт: если ехать от развилки дорог (от Сурхоб-моста) в сторону Тавильдары, то от всем известного Голубого озера открывается вид на гору Тюльпан. На фотографиях горы и от Голубого озера можно видеть разлом со смещением горных пород в результате сдвига и перемещения тектонических плит.
Геологам известно, что чаще всего разломы происходят во время землетрясений, как результат выброса огромной энергии.
Нечто подобное произошло в 1911 году на Памире, причем геологи и геофизики в одном из вариантов катастрофы предупредили, что от земного толчка подобной силы в озеро может "съехать" правобережный оползень объемом примерно в 1 кубический километр. Войдя в озеро, оползень вызовет перехлест воды через Усойский завал высотой в десятки метров и начнется разрушение завала.
Результаты расчетов привели в шок
Осознавая опасность от волны прорыва Сарезского озера, в научных и проектных институтах СССР 70-х годов начались исследования озера и горных склонов. В Таджикистане этим занимались геофизики и группа инженеров проектно-изыскательского института "Таджикгипроводхоз".
Специально для этой работы на учебу сроком на один год на спецфакультет Московского инженерно-физического института МИФИ (ныне Национальный исследовательский ядерный университет) была направлена Наиля Закирова – сильный молодой гидротехник.
Через год она приобрела специальность программиста и приступила к работе с ташкентским ученым Александром Тучиным, который разработал математическое обеспечение к программе расчета параметров волны прорыва из горных озер и водохранилищ. Работу группы довелось возглавлять мне, а над рекомендациями работал опытный инженер Геннадий Кольцов, получивший хорошую практику на Кубе.
К 1982 году "Таджикгипроводхоз" имел крупную ЭВМ ЕС-1020 и АРМ на базе СМ-3. Сегодня в любом смартфоне в кармане у студента оперативная память в десятки раз выше, чем у этих машин, но и этих двух вычислительных машин, занимавших по 80 квадратных метров, для расчетов не хватало.
Делать расчеты приходилось ночами на арендованной машине в Министерстве мелиорации или в Госплане на машинах ЕС-1033 и ЕС-1060.
Мало кому известно, что отладку программ наша группа вела в Киеве, в институте "Укргипроводхоз". Он был настолько крупным, что имел свой филиал "Укрюжгипроводхоз" в Симферополе. Начальником отдела ЭВМ в Киеве был Виктор Соколов – там в свою очередь разрабатывали подобные программы и охотно делились с таджикскими инженерами своими разработками.
Отладка программы заняла более двух лет и за это время программу расчетов проверили на одном из водохранилищ на Днепре и на реальном разрушении плотины Саргазонского водохранилища в Дангаре в 1986 году.
Результаты, которые группа получила в Дангаре и в Киеве, полностью подтвердили работоспособность программы, и можно было приступать к расчетам волны прорыва по Сарезскому озеру. И вот, согласно нашим плановым расчетам, в одну из ночей работы на мощной ЭВМ Минводхоза, в центре Душанбе, машина стала выдавать первые результаты.
Они были просто шокирующими.
Какими будут последствия?
В случае прорыва Сарезского озера Усойский завал будет разрушен, волна прорыва в течение нескольких часов прокатится по долине Мургаба, войдет в Пяндж, затем в Амударью. Грязекаменный вал пройдет по Узбекистану и Туркменистану и вскоре войдет в сухое Аральское море. Высота волны прорыва в ущельях достигнет 100 метров, а скорость лобовой части потока составит более 80 километров в час.
Если рванет Сарез, все кишлаки, попавшие под волну в Таджикистане и Афганистане, будут разрушены. С выходом в долину скорость уменьшится, но мутный поток будет накрывать все на своем пути. Мосты и гидротехнические сооружения будут разрушены.
Результат прохождения волны будет катастрофическим. Самые масштабные катастрофы от землетрясений, включая цунами в Южной Азии 26 декабря 2004 года, когда в разных странах погибло до 300 тысяч человек, покажутся уже не такими масштабными.
В конце 80-х годов минувшего столетия в зоне затопления Таджикистана, Афганистана, Узбекистана и Туркменистана жили 6 миллионов человек. Сегодня, через 35 лет, в связи с приростом населения там живут не менее 9 миллионов.
Можно будет говорить о спасении нескольких десятков тысяч людей, но погибнуть могут миллионы. Кроме того, погибнет несколько миллионов домашнего скота, в грязной воде окажутся токсины, что приведет к эпидемиям. Пострадают города Хорог, Термез, Мары, Туркменабад (Чарджоу) и Нукус. На север и на юг потянутся миллионы голодных беженцев, что приведет и к политическим последствий.
Стоит добавить, что в 70-х годах прошлого века во всесоюзном объединении "Союзводпроект" по заданию первого заместителя министра мелиорации СССР Полада Полад-Заде был установлен убыток для республик Средней Азии от прорыва Сареза.
К сожалению, назвать ущерб не представляется возможным, поскольку неизвестно, когда эти цифры будут рассекречены.
Кстати говоря, в прессе часто можно встретить восторженные статьи о том, что на реке Пяндж можно построить более 10 ГЭС, включая Дашти-Джумскую. Причем плотина ГЭС будет самой высокой в мире, а объем водохранилища составит 24 кубических километра.
Но сегодня стало совершенно ясно, что строить ГЭС на Пяндже, не приведя Сарезское озеро в безопасное состояние, нельзя. Дело в том, что, если в огромное водохранилище Дашти-Джумской ГЭС войдет волна прорыва из Сарезского озера, плотина ГЭС разрушится и катастрофа по всему пути волны увеличится вдвое или даже втрое.
Что же успели сделать по Сарезу?
Привести озеро в безопасное состояние до сих пор не смогли. Но не потому, что не знали, как это сделать, а по причине отсутствия денег, а кого-то Сарез вообще не волнует.
Поэтому, как это часто бывает, ограничились половинчатыми мерами – установили на Усойском завале датчики системы предупреждения о его разрушении с передачей сигнала в кишлаки и города.
При этом знающие люди понимают, что в случае прорыва Усойского завала в долины пойдет грязекаменный поток и от этого сигнала толку будет не много. Именно поэтому редактор по науке компании Tangled Bank Studios Ричард Стоун два года назад в газете Dailymail заметил: "Когда я начал исследовать ситуацию на Сарезском озере, я обнаружил, что это одна из величайших нерассказанных историй Центральной Азии. Даже сегодня эта катастрофа ждет своего часа".
Тем не менее, недорогую систему предупреждения установили и поддерживают ее работоспособность.
Что же касается опасений ученых и специалистов, их тревоги никуда не делись.
"Катастрофы на Сарезском озере допустить нельзя", - говорили участники круглого стола в Москве в конце декабря 2014 года. Чтобы понимать уровень его участников, достаточно назвать Юрия Севенарда – доктора технических наук, советского и российского гидростроителя, руководившего в 1960-1980 годы строительством Асуанской ГЭС в Египте, Нурекской ГЭС в Таджикистане и строительством комплекса защитных сооружений Ленинграда от наводнений.
Еще один гидростроитель Александр Рябикин – хорошо знакомый Таджикистану, занимал в 2004-2006 годах пост руководителя строительства ГЭС "Сангтуда-1".
В заседании принял участие и автор этих строк.
Однако мало кого из руководителей стран насторожили слова Севенарда: "Лед в теле завала сейчас закрыт грунтом и крупнообломочными материалами, вода постепенно его размывает, происходит проседание грунта с образованием разуплотненных полостей. Это очень опасное явление. В случае землетрясения гребень завала может резко просесть".
Что же можно предпринять?
Во время обсуждения Юрий Севенард предложил: "На мой взгляд, первым этапом комплекса гидротехнических работ на Сарезе должны стать работы по приведению озера в безопасное состояние. С этой целью нужно понизить горизонт воды примерно на 100, а лучше – на 150 метров за счет фильтрации через тело завала".
Предложения известного гидротехника были многократно дополнены предложениями других инженеров - вплоть до таких экзотических, как продажа чистой воды Сареза зарубежным странам. Но практически все высказывания сводились к единой задаче – уровень воды в озере надо понижать до безопасного.
Но продолжению работ помешала гражданская война в Таджикистане, и сегодня сохраняются препятствия в виде отсутствия нормальной автодороги к озеру, отсутствия электроэнергии и ряда других причин.
Поэтому, какие бы международные конференции по Сарезу ни проводились, они не дают ничего, кроме вечернего плова участникам. И факт остается фактом – на Памире тысячи лет назад уже существовало подобное озеро. И Сарезское – далеко не первое. Поэтому ученые считают - волны прорыва из озера не избежать, и катастрофу можно ждать в любой момент. Вопрос лишь в том, когда она произойдет.
Одному Таджикистану понижение уровня воды не под силу. Так почему же годы идут, в феврале 2023 года в Турции и в Сирии уже прозвенел тревожный звонок, но серьезных усилий по Сарезу не предпринимают?
Насколько можно понять, ответ на этот вопрос дал геофизик Леонид Папырин: "Озеро не угрожает ни одной из столиц государств Центральной Азии. Поэтому руководители во все времена привыкли относиться к сарезской проблеме, как к третьестепенной, периферийной и маловероятной".
Они уверены – при них не рванет, и бежать есть куда.
Этой весной оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК
Гостинице «Душанбе» - 60 лет! Как раньше выглядел один из лучших отелей СССР?
Турция простила внешний долг Кыргызстану
От водных городов до динозавров. Топ-5 самых необычных музеев Китая
Что говорит Конституция Таджикистана о правах и свободах человека, о демократии?
В США начались 60-е президентские выборы
Сливочное масло в России подорожало. А, значит, жди подорожания и в Таджикистане
Узбекистанца приговорили к 5 годам тюрьмы за участие в военных действиях в Украине
Военные, флаги и транспаранты. Как в Хатлоне отметили 30-летие Конституции Таджикистана
Женская команда «Душанбе» в пятый раз стала чемпионом Таджикистана по футболу
В России сократилось число выданных мигрантам патентов
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста