Только на 20% из всех официальных писем, адресованных в государственные структуры в 2022 году, журналисты «Азия-Плюс» получили ответы. Об этом рассказал редактор таджикской службы медиагруппы Джасур Абдуллоев во время Круглого стола «Доступ к информации: извлечение уроков и пути к улучшению практики», который организовала Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана в четверг 28 сентября.

«Когда я работал журналистом даже в государственном информационном агентстве «Ховар» мне было очень сложно получить официальную информацию от государственных структур. Так что же говорить про независимые медиа?», - сказал Джасур Абдуллоев во время своего выступления на круглом столе «Доступ к информации: извлечение уроков и пути к улучшению практики».

О том, с какими проблемами сталкиваются независимые журналисты при попытках получить информацию у госорганов, представители нескольких медиа и медиаорганизаций в июле 2023 года рассказали в специальном письме, которое направили в Аппарат президента страны и Генеральную прокуратуру.

В том письме они отмечали, что полугодовые пресс-конференции – это единственная возможность журналистам напрямую говорить с чиновниками.

Однако, даже во время этих редких встреч, государственные структуры не предоставляют нужную информацию.

«Пресс-конференции, которые теперь проводятся два раза в год, стали не только шаблонными, но и утратили свою суть. Чиновники приводят только пустые цифры, а если возникают дополнительные вопросы, отказываются комментировать и анализировать; минимум 40 минут пресс-конференции проводят за чтением пресс-релиза, копия которого находится на руках у журналистов; на вопросы и ответы отводится всего 10–15 минут», - говорилось в том письме.

 

«Что не так с независимыми медиа?»

Всё это в итоге влияет на качество информации в местных медиа, а также угрожает информационной безопасности всего Таджикистана.

Во время круглого стола Саидмурод Фаттохзода, глава Комитета по международным делам, общественным объединениям и информации Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Таджикистана сказал, что доступ к информации напрямую связан и с имиджем государства.

У журналистов должно быть достаточно официальной информации, чтобы рассказывать о Таджикистане объективно.

По словам независимой журналистки Махпоры Киромовой, после письма журналистов, во время последних пресс-конференций ситуация немного изменилась в лучшую сторону.

Например, представители Минобрнауки вместо часовой встречи общались с журналистами полтора часа, успели ответить на 37 вопросов и не стали зачитывать пресс-релиз.

Таким же открытым был Комитет по телевидению и радиовещанию.

Однако, далеко не все структуры готовы на диалог, руководители некоторых министерств и ведомств вообще не приходят на встречи с журналистами, отправляя на пресс-конференции своих заместителей.

Бахриддин Сафарзода, руководитель пресс-службы Генеральной прокуратуры Таджикистана согласился со многими перечисленными проблемами, касающимися доступа к информации, но отметил, что далеко не вся информация доступна для публичного распространения, во время общения чиновников и медиа существует определенный регламент, а информацию СМИ не обязательно должны предоставлять именно руководители министерств и ведомств.

Asia-Plus

Кроме того, он напомнил, что вся официальная общественно важная информация публикуется на сайте государственного информационного агентства «Ховар» и ею могут пользоваться все остальные журналисты.

- Мы знаем про «Ховар», но что не так с независимыми медиа? - задала вопрос независимая журналистка Мехрангез Турсунзода, - и почему мы отказались от всех других форматов общения чиновников и журналистов?

Почему государственные структуры не проводят брифинги, не дают интервью, не отвечают на устные вопросы журналистов?

Раньше после любого важного события или даже после слухов о том, что что-то произошло, силовые структуры сами проводили брифинги и предоставляли официальную информацию на этот счет. Сейчас чиновники встречаются с журналистами только во время пресс-конференций.

 

Жалуйтесь в Генпрокуратуру

Мехрангез напомнила участникам Круглого стола о том, что трудности при получении информации испытывают и иностранные журналисты.

- Мы вспоминаем об иностранных журналистах только когда у нас происходят конфликты на границах, сетуем на то, что они мало пишут про нас, а ведь нашим коллегам из-за рубежа доступ в Таджикистан практически закрыт, - сказала она.

Мехрангез объяснила, что несмотря на то, что аккредитацию, которая по закону даёт право иностранным журналистам работать на территории страны, получить достаточно легко, на практике этот документ не работает. министерства и ведомства, куда обращаются иностранные журналисты, требуют от них дополнительные письма от МИДа или Государственного комитета по национальной безопасности, получить которые очень сложно.

- Например, иностранным журналистам интересна тема экологически чистой электроэнергии, которой обладает Таджикистан, однако, они не могут попасть ни на одну ГЭС. Тогда как обычный человек может купить себе путевку и поехать на Нурекское водохранилище отдыхать на понтонах, - объяснила Мехрангез.

По словам Нуриддина Каршибаева, председателя Национальной Ассоциации независимых СМИ Таджикистана аккредитация является документом, который открывает иностранным журналистам доступ к официальной информации и требование дополнительных документов является незаконным.

Asia-Plus

Участники круглого стола отметили, что проблемы у местных и иностранных журналистов возникают из-за человеческого фактора и призвали журналистов жаловаться в таких случаях в Генеральную прокуратуру.

Кроме того, во время круглого стола журналисты приняли решение провести мониторинг редакционных запросов, выяснить сколько писем осталось без ответов и какие министерства и ведомства чаще всего игнорировали эти письма. На основании этой информации журналисты подготовят очередное письмо в Генеральную прокуратуру.

Этой осенью оставайтесь с нами в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК