Ничто так не отображает жизнь народа, как кино. Незавидный образ малограмотного таджика был создан именно в советские годы… Почему так сложилось?
На тему рассуждает член Союза архитекторов Таджикистана и просто гражданин нашей республики Олим КУРБАНОВ.
ПРОШЛО более пяти лет с тех пор, как с громким успехом прошли нашумевшие сериалы российской кинокомедии «Наша Russia», повествующие в основном о «трудовой деятельности» в Москве малограмотных выходцев из Таджикистана Джамшуда и Равшана. Фильм получился смешным. Однако после его просмотра с горечью приходилось сознавать, что смеются-то над нами. Имя Джамшуд стало нарицательным.
Возникает вопрос. Почему на главные роли из сотни национальностей и народностей, проживающих на постсоветском пространстве, были выбраны именно выходцы из Таджикистана? Почему в России образ таджика связывают с неграмотным дворником, грузчиком или другой непрофессиональной рабочей силой? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо углубиться в недалёкую историю.
Ничто так не отображает жизнь народа, как кино. Большинство людей, не имея возможности побывать в той или иной стране, имеют представление о ней по тем фильмам, которые показывает эта страна, или же по тому, как её преподносят другие. История таджикского кино началась в советский период и во многом зависела от идеологических стандартов и воли тогдашних руководителей республики.
Создаваемые фильмы о становлении советской власти в Таджикистане, борьбе с басмачеством, колхозном строительстве и другие отражали происходившие события, но съемки фильмов зачастую происходили на фоне всеобщей бедности, убогости, а иногда и нищеты. Наездник на ишаке, одетый в полосатый чапан, стал чуть ли не постоянным атрибутом таджикского кино. Через многие фильмы проходит идеологический стержень соцреализма - советская власть вывела наш народ из мракобесия, сделала нас людьми, обучила грамоте и культуре.
Но незавидный образ малограмотного таджика был создан именно в те годы. Даже сейчас многие таджикские режиссеры предпочитают снимать свои фильмы в кишлаках, мотивируя это тем, что современная городская жизнь как бы не характерна для Таджикистана.
Если рассмотреть фильмы советского периода, скажем, Узбекистана или Казахстана, то вспоминаются фильмы об известных просветителях древних времен и современности. Действия происходят на фоне старинных городов, исторических ансамблей, красивых интерьеров жилых и общественных зданий. Грузинский кинематограф показал самобытную культуру и создал образ гордого народа, всегда способного постоять за себя. Образы русских царей и великих полководцев, одерживающих победы в многочисленных войнах, призваны были воспитывать в людях чувство патриотизма и гордости за свой народ.
Но почему советские режиссеры так мало обращали внимания на нашу богатую культуру, древнюю историю и великих предшественников?
Ведь, например, появление в 70-е годы в советском прокате трилогии Б.Кимягарова «Сказание о Рустаме», «Рустам и Сухроб» и «Сказание о Сиявуше» было сравнимо с эффектом разорвавшейся бомбы. Фильмы имели огромный успех, и многие зрители впервые узнали не только о древней таджикской истории, но и о самом существовании таджиков. В 60-е годы вышла лента «Судьба поэта», потом картина «Я встретил девушку». Но, к сожалению, таких фильмов единицы.
Но было бы несправедливым обвинить в создании негативного имиджа таджиков только отечественных кинематографистов, т.к. имидж создается не только из образов прошлого, а в большей части из настоящего.
Мы такие, какие мы есть…
С ОБРЕТЕНИЕМ республикой независимости и сменой социально-экономических формаций произошло и значительное расслоение общества. Гражданская война и её последствия негативно повлияли в первую очередь на экономику страны. Низкие заработные платы, инфляция и отсутствие рабочих мест на селе породили такое социальное явление, как трудовая миграция. Большие потоки людей в поисках лучшей доли выехали из страны, в основном в Россию.
Вот тут-то и оказалось, что абсолютное большинство наших соотечественников не подготовлены ни в языковой, ни в юридической, ни в профессиональной сфере. Незнание русской культуры, языка, местных обычаев и традиций создают преграды между ними и обществом. Нередко наших мигрантов узнают по неряшливому виду и неадекватному поведению. Все эти факторы повлияли на то, что наши мигранты заняли cамое низкое положение на социальной лестнице.
Разобщенность, низкий профессиональный и духовный уровень, незнание правовых норм и законов приводят к тому, что именно наши мигранты становятся предметом нападок как со стороны местных экстремистов, так и со стороны некоторых политических деятелей России.
Как же так получилось, что нация, подарившая миру великих Авиценну, Фирдоуси, Рудаки, Омара Хайяма и других, чьими произведениями и сейчас восторгается мир, сегодня стала нацией Джамшудов и Равшанов?
Как изменить ситуацию к лучшему?
Нужна серьезная идеологическая работа
ПОЧЕМУ наше государство не делает презентации нашей страны в России, как это делают многие другие государства, устраивая фестивали, рекламные компании, презентации, фото- и художественные выставки? Почему бы не начать создание и широкий прокат за рубежом фильмов о наших героях прошлых столетий и современности? Если нет средств, то можно ведь создавать совместные фильмы с зарубежными кинокомпаниями. Нередко Голливуд и различные крупные продюсерские компании обращают свои взоры на наших предшественников, создавая такие фильмы, как «Хранитель: Легенда об Омаре Хайяме», «Лекарь: Ученик Авиценны» и другие.
В городах и районах должны создаваться центры по подготовке мигрантов. Там они могли бы скажем в течение 2 месяцев не только повышать свои профессиональные знания, но и изучить основы русского языка, культуры, обычаев, этики, а также права и обязанности мигрантов в соответствии с российским законодательством. В организации таких центров могло бы оказать содействие и посольство России в Таджикистане, т.к. подготовка кадров служит интересам обоих государств.
Я вполне понимаю действия нашего президента, постепенно меняющего облик не только столицы, но и других городов и районов Таджикистана. Строительство Дворца нации, самого высокого флагштока в мире, новых парков и т.д. – не для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции, а чтобы поднять национальное самосознание, привить любовь к Родине, поднять престиж нашего государства , прежде всего в глазах собственного народа. И это уже даёт плоды. Например, нередко можно встретить автомобили, украшенные национальным флагом. Всё это вопросы идеологии, но один человек, даже будучи президентом страны, не в состоянии охватить все вопросы.
Необходимо создание в правительстве органа, который бы формировал, координировал и проводил в жизнь идеологическую работу. В соответствии с существующей структурой власти можно было бы ввести в правительство должность госсоветника по идеологии. В правительстве эту должность должен занимать не чиновник-карьерист, ловко сменяющий одно кресло на другое, а уважаемый в обществе человек, беззаветно любящий свою Родину. При нем должен быть действующий Совет, куда входили бы яркие представители искусства, политики, науки, образования, производства и всех тех сфер, которые образуют нашу повседневную жизнь.
Идеологическая работа прежде всего должна проводиться через телевидение и кино, т.к., к сожалению, не все читают книги и газеты, но все смотрят телевидение и кино. В.И.Ленин в своё время отметил, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Вождь мирового пролетариата осознавал, что кино является мощнейшим идеологическим инструментом воздействия на массы. Если рассмотреть тематику фильмов великих держав, то почти все они несут идеологический заряд. На экранах показывают мужественных героев, спасающих как свою страну, так и весь мир. Авторы, таким образом, представляют всем величие своей страны, воспитывают в людях патриотизм, чувства любви, уважения и гордости за свой народ. Так и хочется подражать этим героям…
Мне кажется, что наше телевидение необходимо сделать более содержательным и привлекательным. В настоящее время на ЦТ большое эфирное время занимают многочисленные концерты… Было бы лучше, если бы уделяли больше внимания программам познавательного, воспитательного и патриотического характера.
Фотовыставки, организуемые в других странах, так же как и выставки работ современных художников, должны показывать не только природные ландшафты, но и должны показать прежде всего позитивные преобразования, произошедшие за последние 20 лет в республике, показать созидательный труд тысяч таджикистанцев.
Придется серьезно потрудиться, чтобы заменить те ассоциации, которые возникают у людей при слове «Таджикистан», на другие, более реально отражающие действительность.
Как мы видим, образ Джамшуда был рожден в прошлом, взращен настоящим, и наша задача - чтобы этого образа не было в будущем.




Почему война против Ирана показала несостоятельность концепции многополярного мира?
Навруз шагает по планете. Об истории праздника и его необычных традициях
Интерес к российскому гражданству среди иностранцев упал до минимума
Кто и в каком объеме инвестирует в госпроекты в Таджикистане?
Сарвар Хамидов готовится к возвращению в PFL: бой перенесен на июнь
В Узбекистане пройдут Дни культуры и кино Таджикистана
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 23 марта 2026 года
«Шогун бахор муборак». Об исчезнувших обрядах Горного Бадахшана на Навруз
Трамп дал Ирану 48 часов для открытия Ормузского пролива, пригрозив ударами по электростанциям
В дорогу с Rohnamo: таджикистанец создал справочник по общественному транспорту Душанбе
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
бадришка22 февраля, 2014 01:50
Хорошо сказано уважаемый Олим Курбанов пишите побольше бы таких статей!
Олим12 февраля, 2014 16:36
Уважаемые соотечественники. Я рад, что моя статья не оставила Вас равнодушными. Значит есть надежда на перемены. Было бы хуже, если бы статья никого не задела. Спасибо всем, кто поддержал меня. Я внимательно прочитал все ваши комментарии и хотел бы дать ответ на некоторые из них. Вы пишете, что зачем строить Дворец нации, новые парки, флагшток и т.д. Вместо этого лучше построили бы новые больницы и школы, увеличили бы пенсии. Да, я согласен с вами. Надо строить и больницы и школы. И они строятся.Строятся современные и школы и больницы и не только в столице но и во многих городах и районах страны и я тоже принимаю в этом участие. Другое дело, что не осталось почти грамотных учителей и врачей. Они уезжают. Быт определяет сознание, точно так же как и сознание определяет быт. Не хлебом единым жив человек. Хочется видеть свой город, свою столицу красивым, а народ счастливым. К сожалению нет у нас единства. Нация разделена на регионы и граница проходит не только на административном, но и на духовном уровне. Один из читателей правильно отметил, что надо поднимать сломанный дух народа. Если вовремя реагировали бы на любые нападки на наших граждан Правительство, МИД, Посольство, различные общественные организации представляющие нас, то такой ситуации не было бы. Наши депутаты тоже молчат. Уважаемый мной Барзу, я так предпологаю Абдуразаков, в своем комментарии отметил, что престиж государства и национальное самосознание поднимает не длина флагштока, а повышение благосостояния народа и улучшение условий жизни людей. Замечательно сказано. Но позволю себе задать вопрос, а что благосостояние народа за последние 20 лет не улучшилось? Мы разве забудем, когда во время войны магазины были пустые и что за куском хлеба мы стояли сутками у хлебзавода в очередях? Даже после войны в Кургантюбинской зоне женщины продавали своих грудных детей, в надежде на то, что они останутся в живых, т.к. не в силах были их прокормить. Сегодня же ежегодно в республику завозятся более 50000 автомашин. На улицах многих наших городов стали появляться пробки. Дорогостоящие современные квартиры уже на стадии строительства фундамента раскупаются на корню. Мои соседи ещё вчера устраивавшие свадьбы на улице сегодня все свои мероприятия проводят в ресторанах и кафе и я не могу их назвать коррупционерами. Будет неправдой, если мы скажем что всё это из-за России или же героина. Следующий комментатор справедливо отметил, что ничто так не поднимает имидж государства как мощная экономика и привел в пример Казахстан. Но, должен отметить, что мы не можем свою республику сравнивать ни с промышленно развитым Казахстаном, ни с Узбекистаном занимающего 6 место в мире по добыче золота, ни с Туркменистаном являющегося одним из крупнейших мировых поставщиков газа.Таджикистан же является страной, куда международный капитал не вкладывает серьезных инвестиций, т.к. заводы и фабрики в зимнее время из-за нехватки электроэнергии будут простаивать. Нет также развитой сети путей сообщения. Поэтому, пока у нас не построят Рогун мы не сможем построить мощной экономики. Можно построить сейчас сотни новых заводов, но выпускаемая продукция все равно не сможет конкурировать с продукцией скажем Китая. Ввиду вышесказанного хочу констатировать, что любое новое Правительство или другой Президент, даже при всем своем желании, не в состоянии будут обеспечить нам высокие пенсии и зарплаты. Один из читателей отметил, что у нас богатая культура, но как ему кажется, эта культура больше не развивается и лет 20 как деградирует. Уважаемый, не всё так мрачно. Наш народ всегда и во все времена был богат талантами. Давайте вспомним нашего современного поэта Лоика Шерали. Когда читаешь его стихи наполненные любовью к Родине, к своему народу, его лирические стихи о жизни и о любви, то трудно сдержать слезы. У нас много замечательных актеров, режиссеров, певцов. Только проблема в другом. Не только Правительство, но и мы часто равнодушны к их проблемам и боли. В заключении я бы хотел сказать – давайте будем чуть-чуть оптимистами. Давайте замечать не только черные цвета, но и другие более разноцветные. Поверьте – мир более яркий чем нам кажется.
Джабраил5 февраля, 2014 03:11
и еще в комментах постоянно сталкиваюсь с такими предложениями как - у нас древняя культура, нас должны уважать )). Но для проблем с внешней политикой не нужна культура а нужен авторитет !!! министерство культуры не напугает скинхедов и прочую нечисть )) (ну хотя в течении 500 лет он их сделает культурными скинами :-)) а нужны нормальные диаспоры и образованные журналисты которые за смерть одно таджика устроят панику во всем мире !!!
Джабраил5 февраля, 2014 02:48
Дело в том что, чем больше человек пытается доказать то, что он нормальный, тем больше он похож на сумасшедшего !!! Это было про шизофрению а вот про наш случай, чем больше будем кричать что я не Джумшуд, я умный, то тем больше будем казаться этим стереотипом. К чему я клоню ?? пока наш народ будет стараться учиться и развивать Русский язык что бы угодить Русским, (я о спец. школах для мигрантов и т.д) а не для своего само-совершенствования и постоянно переживать что они о нас говорят, то походу интеллектуально далеко не пойдем !!! И если взят лично мое мнение, то проблему Джумшеда и Равшана можно закончить на оптимистичной ноте, и создать нашим шоу-менам ответное видио на проблемы России. Нет идей приходите, столько подкину ))
Lola4 февраля, 2014 11:28
Молодец!!! Готова подписаться под каждым словом! Читала и радовалась, что у нас еще есть образованные, здравомыслящие и адекватные люди. Спасибо тебе!
Jamshed4 февраля, 2014 11:23
Уважаемый у Вас хорошо получается критиковать всё и вся. И доводы вроде бы не плохие. Но есть одно но, потратив такие же баснословные деньги на только обучение в несколько месяцев отношение к нам русских не поменяеш. Есть скинхеды которые вообще не знают ценности нашей культуры. Хоть чем то сейчас нужно поднять имидж Таджиков. Понимаете наши парни из России отправляют уже по последним данным 49 % от ВВП. Это означает что их труд приносит больше чем налоговая , таможня и некоторые министерства.Да согласен с теми что уже давно пора открывать специальное министерства защищающее интересы трудовых мигрантов. Так как от этого зависит благосостояние государства. Теперь нужны живые предложения а не только критика. Вот и видиш кто-то заметит Ваш коммент.
ДОКТОР3 февраля, 2014 23:46
Авалан Салом ба хамагон: ИНОГДА просто прочитав, не сможешь остаться в стороне, дело в том, что в корни никто не хочет признаться откуда и почему выбрали НАС. Ответе пожалуйста кто нибудь?: разве азербайджанец, узбек, афган, иранец или киргиз лучше знает русский язык или их меньше чем таджиков в России?. Да редко кто из них вообще может говорит по русский, да хот на отлично сдайте экзамен по русскому языку все равно вы остаётесь Чумшудами, пака не поднимете сломанный дух народа. Если во время реагировали бы на любые нападки на наших граждан Правительство, МИД, Посольство, различные Общественные Организации представляющий нас, да хоть бы криминальные авторитеты... Да просто всем по фигу, а эти организации только продавали временные разрешение на пребывание и работу, а наши авторитеты были своих. Вообщем я не политик, но когда смотрешь обсуждение то невольно... Можете с садика начинать преподавать по русский то все равно это ВАМ не поможет.
vladzit3 февраля, 2014 23:25
В своё время мы таджикский в школе учили. Ман забони точикиро медонам. Почему бы ,действительно, не обучать азам русского языка едущих на работу в Россию? Хотя ответ понятен....а где деньги Вась? Да и кто учить то будет? Ведь носителям языка пришлось спасая свои жизни бежать (налегке....) из Таджикистана. Я вот так резво бежал, что остановился только в США.
анна3 февраля, 2014 18:46
Моего сына зовут Чамшед. Я в молодости полюбив это имя назвала своего сына. Сегодня мой сын стесняется своего имени. Виноват в этом время 20 летней давности, которое привело нашу нацию к такому ПОЗОРУ! Просто они думали, что всё могут и всё знают. Всех умных и грамотных, интеллигенцию уничтожили. Ну, и пришли к разбитому корыту. Весь мир над нами смеётся. Прошу А+ собрать грамотных людей, только не правителей (от них только вред) организовать круглый стол, привлечь народ и собрать предложения как улучшить имидж Таджикистана. Всё таки наверно Барзу прав во первых надо повысить уровень жизни. Когда есть деньги, сыт и обут будеш дуать об остальном. Но это мнение моё простого гражданина, наверно есть другие предложения. А+ пожалуйста займитесь этим важным вопросом. Просто обидно за сына, имея красивейшее имя стеснятся его.
Сафар3 февраля, 2014 14:07
Скажите, почему наши мигранты хотят по Москве в трениках, плюются везде, и громко говорят по телефону? Сам видел, идет чел и по таджикски орет в трубку, русские на него все косо смотрят.
Бек3 февраля, 2014 13:01
При Союзе учился в России. Не было никакого деления на своих и чужих, напротив, многие мои друзья знали о таджиках, как о народе с богатой историей и культурой! А то, что нас считают Джамшудами, надо благодорить наших мудрых руководителей, у которых ума хватает только на флагштоки, и которые только тем и заняты, чтобы отправить побольше таджиков в миграцию!
Баха3 февраля, 2014 12:00
Уже архитекторы рассуждают об "истинном благе" народа. Ну да, ну да. Песни и пляски на ТВ, флагштоки и чайханы давно уже вызывают не гордость, а презрение народа к своим бездарным правителям, не знающим как лучше потратить (или украсть?) народные деньги. Лучше бы занялись пересмотром бездарного Генплана Душанбе, который уничтожает его исторический облик и превращает в недомегаполис с его бесконечными пробками, стеклянными недонебоскребами и унылым безжизненным пейзажем.
rezident-x3 февраля, 2014 11:44
уважаемый Олим Курбанов!Ничто!ни самый высокий флагошток,ни библиотека большинство читателей который висят на однокласснике,ни чайхана не повышают уровень имиджа как мощная экономика.За примером далеко ходить не придётся-посмотрите на казахстан.У них нет всё выше перечисленное но с имиджем всё в порядке.Мне жалко нашего народа,недавно беседовал с одним выпускником программистом который учился на одном из наших вузов.Я со средным образованием советской школы(закончил в 91)задал ему пару вопросов по его же специальности на которых он отвечал с некоторым смятениии неуверенно,причём ещё сказал ,что у них получили дипломы даже те которые не знают банальную таблицу умножения.....
Сафарбек3 февраля, 2014 09:38
Нельзя ехать вперед, все время смотря в зеркало заднего вида. Надо смотреть вперед, НЕ ЗАБЫВАЯ поглядывать назад.
Dj Smile2 февраля, 2014 23:55
Не знаю, когда родился Джамшуд, но точно могу сказать что некоторые архитекторы с удовольствием претендуют на это "звание", в противном случае как можно объяснить следующие умные советы: 1) Почему бы не начать создание и широкий прокат за рубежом фильмов о наших героях прошлых столетий и современности? - Вы знаете сколько стоят фильмы сегодня? Один такой фильм, может попросту разорить полбюджета нашей по сути нищей страны. Но это не самое главное, кощунственно создавать фильмы о героях вчерашнего дня в стране, где люди выживают каждой зимой, где мигранты не видят семьи годами. Вы о чем тут вообще пишите? 2) В городах и районах должны создаваться центры по подготовке мигрантов. Там они могли бы скажем в течение 2 месяцев не только повышать свои профессиональные знания, но и изучить основы русского языка, культуры, обычаев, этики, а также права и обязанности мигрантов в соответствии с российским законодательством. - Эй архитектор, вкладывать в чернорабочих? Создавать нацию эффективных трудовых мигрантов? Этим мы сможем поднять имидж Таджикистана? Готовить рабочих для России и продолжать грабить кучке оставшихся воров ресурсы страны? Я не хочу такого будущего для моей страны. 3) Строительство Дворца нации, самого высокого флагштока в мире, новых парков и т.д. – не для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции, а чтобы поднять национальное самосознание, привить любовь к Родине, поднять престиж нашего государства - А Вы не считали сколько можно было школ и больниц отремонтировать на эти деньги? Мое национальное самосознание вырастет в миллионы раз, если мое правительство поможет с больницей, школой и пенсией, а не дворцом и флагом, которые не согреют, не помогут, не вылечат! А именно будут тешить феодальное самолюбие чиновников! Это преступление строить дворцы в стране с таким уровнем жизни! 4) Необходимо создание в правительстве органа, который бы формировал, координировал и проводил в жизнь идеологическую работу - У нас в Правительстве есть министерство энергетики, но у нас нет энергетики, у нас есть министерство социального обеспечения, но нет социального обеспечения, у нас есть министерства образования и медицины, но нет ни того ни другого. И почему Вы решили что еще один орган вдруг внезапно начнет работать и создавать идеологическую работу? Единственно на что способны наши чиновники, это ходить штрафовать магазины, которые не вывесили флаги на праздник, и гонять студентов на дурацкие праздники, вот это вся идеология. Все же знают, что у нас дело ни в органах, в их гнилом содержимом... И еще этому архитектору не нравится Союз? Образ советского Таджикистана? А по моему это единственный позитивный образ Таджикистана за последнюю тысячу лет. Прочитайте внимательно литературу, архитектор, посмотрите советские фильмы про таджиков и Таджикистан. Помните, что и в халате и на ишаке можно показать величие нации, но нельзя спрятать на пиджаком и галстуком нищету духа и ущербность мировоззрения...
воданасосная2 февраля, 2014 23:46
они родились где то в 1993 или что то вроде того.И до сих пор рождаются.Но большинство из них работают ради своих детей и родителей, вдали от родины. Так как там хоть есть свет.
NZ2 февраля, 2014 23:00
бОльшая часть статьи высосана из пальца. Какой такой образ мигранта, сложившийся в советское время? Или Вы не все фильмы видели, товарищ Курбанов? И как флагшток влияет на патриотизм, в то время, как средняя зарплата по стране составляет 400 сомони, которых даже на проживание одного человека не хватит, не говоря уже о целой семье? Перефразируя Жванецкого, хочу обратиться к Вам: "Нет, Олим, пропагандистом ты можешь не быть!". Не надо напрягать извилины лишний раз, лучше принесите пользу на каком-нибудь другом поприще.
Jamshed2 февраля, 2014 20:21
Хорошо сказано. Помница один мой знакомый рассказал мне что когда служил в Волгограде вместе с сослуживцами ходили на Мамай Курган. И тама они увидели вбитую имя Таджикского героя Туйчи Эрджигитова. Он почувствовал такую гордость перед сослуживцами что не описать. И если вспомнить какой ажиотаж было вокруг нового фильма Бондарчука "Сталинград" то не сложно догадаться ,чтоб заказать такой же фильм про наших героев во время войны и впустить в прокат России , этим можно напомнить о совместности победы и дружественности народов , Дать такое мышление новому поколению Русских и этим поддержать мигрантов ,мол все эти мигранты и есть потомки героев защищавших общую страну.
Барзу1 февраля, 2014 22:34
Уважаемый, "престиж государства" и "национальное самосознание" поднимает не длина флагштока, а повышение благосостояния народа и улучшение материальных условий жизни людей...
Бекор1 февраля, 2014 21:04
Джамшуты не рождались в советское время! Это- извините неправда. Я в советское время да и все таджики ходили в России с высоко поднятой головой, а не в чести были кавказцы. Но с тех пор как нами стали править люди типа "пуля попала в провода", наши мигранты стали действительно отражением чиновничества, безграмотные, не умеющие постоять за себя, потому что здесь народ забитый и запуганный.
Joseph1 февраля, 2014 14:33
Когда нечем больше гордиться, то, как правло, начинают вспоминать и приводить имена великих мыслителей, ученых, поэтов, которые жили тычячу лет тому назад. Но какое все мы имеем к ним отношение? Это был совсем другой народ. Тогда и таджиков как таковых не было. Посмотрите на тех кто ходит по улицам наших городов, кто сидит в многочисленных чиновничьих кабинетах, кто разъезжает в шикарных иномарках. И их вы называете наследниками Рудаки, Хайяма, Фирдавси, Бируни..? Это просто оскорбление великих людей прошлого, глумление над их памятью.
consultant31 января, 2014 19:53
Uvazhaemy gospodin Kurbanov, oczen sozhaleyu, czto vpervye slyshal o Vas v etoy state. Khoczu otmetit, czto velikie nacii vsegda slvilis i svoim yumorom, ne v poslednyuyu oczered umeyut smeyatsya i nad samimi soboy. Vozmem Supermena, kotory kazhdy den spasaet tupoy amerikanskiy narod, bez nego nekuda. Tot zhe supergeroy czelovek pauk. A samimi znamenitymi tajikskimi geroyami za predelami RT yavlyayutsya uzhasno simpaticznye dva migranta, kotorye stalkivayutsya s dovolno taki nesimpaticznym okruzheniem. I vykruczivayutsya iz lyuboy situacii. A otricatelny obraz tjika v mire sozdali sovsem drugie lyudi, kotorye zato postoyanno pokazyvayut po gostelevideniyu. Tajikskomu narodu pobolshe smelosti i yumora!
Dilik31 января, 2014 13:26
Уважаемый Олим Курбанов. Хочу сказать спасибо за хорошую статью, она очень актуальна! Мне она понравилась! Нету нытья, что у нас все плохо, что все уезжают, что мы на краю пропасти! Все нормально! Все будет хорошо и мы сами владеем ситуацией!!! Побольше таких статей без нытья и негативных отзывов о властях!!!!
Прохожий31 января, 2014 13:23
На самом деле, почему у нас все фильмы показывають кишлаки с ишаками, а узбекские - город красивыми зданиями, хорошо одетыми дамами и крутыми тачками?
Гражданин31 января, 2014 12:48
Уважаемый Олим Курбанов большое Вам спасибо за рассуждение и низкий поклон. Думаю что комментарии излишни. В действительности, часто решение сложных и актуальных социальных проблем скрывается в простом. Хочется надеяться, что Ваша статья не оставит равнодушными наших граждан и стимулирует чувство патриотизма во всех его проявлениях.
Пахан31 января, 2014 11:45
Арийцы, вам самим уже не надоело кичиться тем что когдато давно были великие предшественники. Гордитесь уже флагштоком хотябы чтоли :)
Ismonkhodja31 января, 2014 11:32
да я соглашусь Мигранты безграмотные. но другой аспект этой проблемы. Многие эти сериалы... заказные определенными кругами и финансируется Мигрантофобами, Таджикафобами...
Fara31 января, 2014 11:27
Спасибо Олиму Курбанову за актуальную статью! Действительно у нас очень богатая культура, но мне кажется, эта культура больше не развивается ну или, по крайней мере, лет 20 как деградирует. Мы ставим в идеалы наших предшественников как Авиценну, Рудаки или Хайяма - великие люди, но что дальше или кто дальше будет нашим идеалом, если больше нет развития нации. Имидж страны поднимается с развитием нации, но, к сожалению меняя облик страны мы не сможем достичь развития нации. Ведь спрятав лицо за маской, мы не поймем, на сколько развит тот или иной человек. Одев человека по последнему писку моду его моральный, культурный, этический уровень интеллекта и широта мышления не изменится. Кино и ТВ действительно шикарные инструменты воздействия на массы и мы согласны с вождем мирового пролетариата, но есть ли у нас вождь? Нужны ли ему перемены? Или же вождю нужны Джамшуды и Равшаны как инструменты дешевого физического труда? Я до сих пор удивляюсь с решением нашего вождя об упразднении русского языка. Никак не могу найти логическое объяснение этому. Ведь эти Джамшуды и Равшаны должны говорить на русском языке в трудовой миграции, а не на таджикском. Или же вождь и его подданные не желают выделить чуточку своего драгоценного времени на изучение русского языка? Получается, вождю нужны люди необразованные с узким мышлением в пределах знания алфавита и начальной математики. Достаточно уметь прочитать название валюты и распознать цифры на этой валюте и есть тот уровень интеллекта, который требуется сегодня нашему правительству. А кино и ТВ как были в одном русле танцев и плясок, так и останутся на этом уровне.
Дэв 31 января, 2014 11:25
Начало статьи "Незавидный образ малограмотного таджика был создан именно в советские годы… Почему так сложилось?" Не покидает ощущение, что этого, якобы архитектора, видимо считающего себя истинным таджикским интеллигентом, в достославное советское прошлое, крепко обидели, зарубив бездарный проект. Особо повеселило что флагшток, улучшает имидж и поднимает национально самосознание. Гениальное лизоблюдство и и пародия на социальный анализ. Точите лучше карандаши, "аналитик" Курбанов.
Человек31 января, 2014 10:38
Солгласен с большинством высказываний, но не со всеми.