Посмотрел нашумевшую программу «Поединок» с участием российских политиков Владимира Жириновского и Виктора Анпилова, посвященную проблемам мигрантов в России. Меня, как и многих моих соотечественников, возмутили тон и содержание высказываний в адрес наших трудовых мигрантов. Но так ли все однозначно?
ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ передачу не буду. Её за эти дни уже по полочкам разобрали и в частных беседах, и на страницах местных газет, и на интернет-сайтах, и даже в таджикском парламенте. Вот и я, хоть и с некоторым опозданием, решил изложить свои мысли по этому поводу.
Просмотр передачи вызывает неоднозначное восприятие. Да, мне обидно, что мой народ оскорбляют. Я знаю, что мы не все поголовно больные, что мы так же, как все нормальные люди, против наркотиков, что мы не враждебны по отношению к русским и не пытаемся им навредить. Да и просто неприятно, когда нас представляют дикими варварами.
Но я увидел в передаче и другое. Тема мигрантов для россиян становится все актуальнее и актуальнее. И даже учитывая то, что слова Жириновского чаще всего никто всерьез не воспринимает, все же нельзя отрицать, что все, что он говорил, созвучно с мнением многих его сограждан. И это подтверждается тем, какой мощной поддержкой зала пользовался Жириновский и как ему аплодировали. Электронное голосование также не могло не убедить, что слова политика аудитория поддерживает. Разница между очками, которые набрали он и его оппонент, составила несколько десятков тысяч голосов в пользу Владимира Вольфовича! И это вовсе не говорит о бешеной популярности этого политика, просто он говорил о том, что сейчас обсуждается в России многими. И видя это, начинаешь задумываться, что такое большое число российских телезрителей не может ошибаться. Видимо, сформировалось именно такое мнение о мигрантах. А почему?
Почему трудовых мигрантов из СНГ, а не только из Таджикистана, стали так воспринимать? И какие мы на самом деле? Давайте попробуем честно порассуждать.
Начнем с того, что наша медицина самая слабая на постсоветском пространстве. У нас в Таджикистане что не год - так вспышки холеры, полиомиелита, кишечной палочки и т.д. Я сам в Душанбе боюсь ходить в больницы. Извините, товарищи врачи, но я вам не доверяю! За 20 лет независимости единственное, на что я решался, так это посетить кабинет стоматолога и сдать анализы, так сказать, на всякий случай. И даже если что-то и находили, то я не шел к нашим врачам…
О нашем образовании уже и говорить не хочется. Да и что говорить, если у нас миллион (!) человек работает в России на стройках и дворниками, а не инженерами, учителями или врачами. И я согласен с Жириновским, что едут в основном те, кто не обучен профессии строителя, а значит, сложно говорить о качестве их работы. Да и сам президент нашей республики на днях, выступая в парламенте, заявил, что ежегодно наши вузы выпускают тысячи специалистов, но настоящих профессионалов среди них единицы.
О наркотиках. В Афганистане ежегодно производится несколько десятков тысяч тонн наркотиков, а наши внешние рубежи, скажем откровенно, слабо защищены. Нам заявляют, что основной наркотрафик якобы идет в Россию и Европу через другие страны. Но, если даже и представить, что через наши границы проходит самая мизерная часть от общего потока афганских наркотиков, то в лучшем случае это составляет 50-60 тонн. Глупо полагать, что все это конфискуется нашими правоохранительными органами. За все годы моей работы в СМИ я не помню, чтобы говорилось об изъятии более 5 тонн наркотиков в год! Недавно российское МВД объявило, что примерно 30% преступлений совершается мигрантами. Конечно, не все они таджики. Но зато таджики бьют все рекорды по преступлениям, связанным с распространением наркотиков.
Вот потому-то и создается стереотип современного таджика, что мы либо наркоторговцы, либо необразованные чернорабочие. И, наверное, поэтому Гавхар Джураева, выступившая в телепрограмме В.Соловьева в роли эксперта, выглядела «белой вороной» на фоне сложившегося образа таджика. Она аргументированно и грамотно высказалась по теме, так что ее слова даже вызвали неподдельное восхищение у телеведущего.
И последнее. О нашей власти. Мы не можем не быть ей благодарны за мир в стране, но война давно закончилась, и нам пора бы уже перестать оглядываться на это тяжелое и печальное для народа прошлое. Нужно идти вперед. А вместо этого мы видим, как процветают коррупция, семейственность и местничество. Говорят, что даже среди учеников школ уже стали возникать конфликты на почве местничества. И на всем этом фоне те небольшие достижения, которыми могут похвастаться наши руководители, просто тонут.
Сложившаяся некомпетентность госчиновников и коррупция душат предпринимательскую активность. А ведь предприниматели - это те люди, которые могли бы создать здесь много рабочих мест, а значит, существенно снизить поток трудовой миграции. Новый Налоговый кодекс, увы, далек от совершенства. Более того, я часто слышу, что даже сами налоговики не считают документ полезным для экономики. Я сам знаю четырех специалистов одного из районных отделений налогового ведомства, которые, разочаровавшись в эффективности системы фискальных органов, уволились по собственному желанию.
А что говорят обо всем этом рядовые граждане? Вот один из комментариев читателя в ответ на информацию в Интернете: «России не мы, таджики, помогаем своей рабочей силой. Это Россия помогает нам выжить…» Он прав. Если таджикских мигрантов в России не будет, то это, в конце концов, не смертельно для нее. Переживут. А вот что будем делать мы, если разом не станет денежных переводов из России от наших трудовых мигрантов в размере более 3,5 миллиарда долларов в год?! Сомневаюсь, что наши чиновники смогут после этого бравировать ежегодным уровнем роста экономики в 6-7%.
Поэтому нельзя говорить о том, что Россия нас притесняет. Нужно спросить нас и наши власти: что мы сами сделали для того, чтобы наши соотечественники на чужбине были довольны? Разве наши власти (несмотря на многочисленные подсказки) удосужились создать так необходимую трудовым мигрантам государственную биржу труда, где желающие уже здесь, в Таджикистане, могли бы подобрать гарантированную работу в России? Разве мы укрепили наши учебно-производственные комплексы (если уж не построили в достаточном количестве собственные производства), чтобы уже здесь сотни тысяч наших граждан могли бы получить необходимую квалификацию, которую признали бы в РФ? Разве мы усилили обучение русскому языку в школе? Нет, мы его, наоборот, ослабили. Этот минимум, что можно было бы сделать для того, чтобы не сформировался тот самый негативный стереотип таджика.
…Позавчера я спросил своего знакомого: «Ну как? Сильно ты обиделся на Жириновского?» Он внимательно посмотрел мне в глаза и ответил: «Сначала надо обидеться на своих…»
Народный артист СССР. Знай наших!
На конференции в Исламабаде талибов призвали снять ограничения на образование девочек
ТОП-5 видов продукции, которые обеспечили аграрный рост Таджикистана в 2024 году
Сбербанк России обнаружил в даркнете «университет» по обучению мошенников
В Таджикистане задержали подозреваемого в организации незаконной миграции в Украину
Райские парадизы Востока
Мировой рейтинг дзюдо: на каком месте таджикистанцы?
Минтруда Таджикистана огласило список профессий для трудовой миграции в Катар
Таджикистанец впервые избран президентом Исполнительного совета ЮНИСЕФ
В США запретят TikTok, если Китай не продаст платформу до 19 января
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
gorojanin17 мая, 2013 17:35
Хороший материал Наби. То что вы написали, в принципе любой образованный человек понимает без какого-либо анализа, но все равно приятно почитать и немножко себя успокоить тем фактам, что есть нормальные думающие люди у нас в стране. Особенно приятно, что в статье (если ее можно так назвать) нет сверх заумных слов, а то у нас некоторые выучат пару слов и думают, что пуп земли.А что бы убедиться, что ваши высказывания имеют почву, не нужно ездить в Россию, можно просто почитать комментарии в Азии плюс, в частности некоторые к вашей статье)) Кстати, давно хотел написать, но никак руки не доходили, может быть вы найдете время, о том как наши люди не умеют принимать мнение другого человека. Они считают, что их высказывание это абсолютная правда, а также считают своим долгом убедить собеседника, что он не прав. Материала, я думаю, у вас будет достаточно.
юрист16 мая, 2013 10:24
Негативное мнение создается исключительно с помощью СМИ. Доказано, где больше мигрантов население хорошего мнения о них, там где их очень мало - плохое мнение, которые внушают в СМИ. Вот снова наркотики больше 40кг героина. Теперь ждем, новых похвал)) Опять виноват народ, которому нечего есть, и перевозит 40 кг на хлеб заработать))
zafar15 мая, 2013 09:01
как вы после этого считаете себя таджиками у вас гордости нету .Берите пример с Кадырова он за каждого своего заступаеть. Вы не таджики .
гонец12 мая, 2013 18:50
Я скажу свои мнение...! Эти уважаемые которые на верх отметили наверное не были в россии, потому, что я вот уже 4 год живу и работаю на одном из самый большой городе рф ... и в моем память не было такое, что таджики (плохие или грязные и т д...) как раз наоборот более 80% людей с которым я встретил думают, что таджики лучшие чем это все без оснавателный сплетни... а что касается пресса я вот что скажу они для того чтоб показать себя и унизить кого нибудь они без проблема найду пара таких человека и виноват все нация... я знаю много людей которые работают на стройка и таджики и узбеки киргизи, молдовы и много другие.... но мне многи говорят:! Таджики это нация с богатым культуры и история... и они честные из всех... а что касается некоторых чиновников они просто пешки в руках правительства... таким образом они могут держать других нация на расстояние... и как нам видно строительный рынок россии в нуждается в рабочих сил и снг самый вигодный ... потому что там маленький зарплата и большой требования ( то есть большой количества людей) это займавигодние отношения... но таджики не приступники а мирное и вежливое гражданина... а еще в любой нации есть хороший и плохой но надо судит не потому какой он нация а потому какой он человек...
Doro6 мая, 2013 22:32
По-моему, наше руководство вполне устраивает нездоровая ситуация с нашими мигрантами в России. Им ничего не надо предпринимать, бороться с безработицей или перераспределять потоки мигрантов в другие страны. Дело дойдет, что ситуация выйдет из под контроля и введут визы. Слово "таджик" сейчас в России стало ругательным. Если наше правительство было озабочено проблемой безработицы и избавления зависимости от российского рынка труда, то на каждом заседании Президент ставил бы такую задачу и требовал бы его исполнения, но такого мы не видим. Значит всех такая ситуация устраивает и никаких проблем наше правительство в этом не видит. И никто не посмеет что-то сделать... Так что, полная безнадежность обеспечена!
debian6 мая, 2013 17:20
Я тоже смотрел передачу. Хоть мне и было очень обидно, но я согласен с Жириновским. Давно пора ввести визовый режим с Таджикистаном. Может после этого меньше будет позора?
Фархад4 мая, 2013 23:36
Во первых противник Жириновскому был выбран не совсем корректно .а скорее всего специально .Ампилов не отличается большим умом,. а популярностью тем более ,но дело не в этом .Проблема с мигрантами существует не только у нас ,это проблема касается многих стран.А голосование можно и "организовать".Россия нуждается в рабочих и кто они будут по большому счету им без разницы узбеки или киргизы либо таджики.За эти места надо бороться ,раз пока не можем обеспечить людей работой внутри страны,путем обучения мигрантов в этом я согласен .При чем как в квалификации рабочих так и в знании русского языка.Еще не стесняясь надо обучать людей простейшим правилам поведения и гигиены как бы это не звучало шокирующе ,но это реалии ,называем себя арийцами а в большинстве случаев выглядим как бомжи и воняем также.К сожалению нам придется пройти через все это .И на ш кризис имеет системный характер ,он касается почти всех ветвей власти и общества.Выход есть ,но как и у всех трудных задач не имеет простого решения .А пока что принимаются простые ,неэффективные полумеры.
Azizbek4 мая, 2013 12:43
Но я увидел в передаче и другое. Тема мигрантов для россиян становится все актуальнее и актуальнее. И даже учитывая то, что слова Жириновского чаще всего никто всерьез не воспринимает, все же нельзя отрицать, что все, что он говорил, созвучно с мнением многих его сограждан. И это подтверждается тем, какой мощной поддержкой зала пользовался Жириновский и как ему аплодировали. Электронное голосование также не могло не убедить, что слова политика аудитория поддерживает. Разница между очками, которые набрали он и его оппонент, составила несколько десятков тысяч голосов в пользу Владимира Вольфовича! И это вовсе не говорит о бешеной популярности этого политика, просто он говорил о том, что сейчас обсуждается в России многими. И видя это, начинаешь задумываться, что такое большое число российских телезрителей не может ошибаться. Видимо, сформировалось именно такое мнение о мигрантах. А почему? все это надуто зрители в зале это массовка они получают зарплату, передача наиграна все это туфта ,и все раздувается. негатив к мигрантам у местного населения есть и будет во всех странах!!!!