О независимости и призрачных надеждах
Я никогда не хотела, чтобы Таджикистан был независимым государством. Мне было раньше и было бы сейчас комфортнее жить в полной зависимости, в Союзе, скажем, с той же Россией. Но независимость случилась, и с тех пор прошло уж 20 лет! По космическим меркам – абсолютное ничто, по нашим мирским и делам государственным – тоже мизер.
Накануне празднования этого дня я задумалась: «А что реально дала мне независимость страны, в которой я живу и работаю?»
Пришла к выводу, что ничего. Не помогла мне независимость нашей страны получить лучшее образование за счет государственной поддержки, не дала она мне и диплом, который бы котировался где-то еще, кроме самого Таджикистана.
Не дала независимость и высокооплачиваемую работу, она вообще рабочими местами «обеспечила» с лихвой лишь трудовых мигрантов…
Не помогает независимая родина, когда мы сталкиваемся с жизненными проблемами. В лице мелких и средних чиновников она предлагает нам самим решать свои вопросы – начиная с добычи справки от БТИ и до выяснения с приграничным соседом вопроса: «чья земля?».
Я много думала о том, что могла бы причислить к достижениям независимости. Не нашла. И не говорите мне про крупные энергетические проекты, которыми мы привыкли гордиться. Не все из этих объектов еще построены, а те, что есть, еще не скоро станут нашими. Да, мы смогли привлечь инвестиции на их строительство, и это, наверное, заслуга. Не знаю только чья: «благоприятного» инвестиционного климата, что мог бы стать следствием счастливой независимости, или отдельных специалистов, сумевших договориться, выторговать или выменять. Лично я верю во второе. И независимость здесь ни при чем.
Вот здесь, почувствовав себя совсем уж не патриоткой какой-то, решила копнуть глубже и найти хоть что-то. И нашла. Независимость дала нам много ничего не значащих, а иногда и попросту бесполезных вещей. К первым я бы отнесла переименование пиков Памира, а также свержение вождей Советской эпохи, позеленевшие постаменты которых потом заменили герои гражданской войны, а затем и новые исторические персонажи.
Ко вторым – все самое большое, высокое или длинное, созданное у нас за последнее время. Такое высокое, чтобы не достать... А если и дотянуться, то от страху не осмелиться плюнуть вниз. Хотя очень хочется.
…Лично я могу сказать независимости спасибо только за одно. За недавно отремонтированную дорогу к моему дому. Многовековые ямы и бьющая из-под постоянно обновляющегося асфальта вода, честно говоря, не давали мне надежды на то, что этот день может прийти. А вот пришел - к 20-летию подъезд к дому отремонтировали, и кажется даже, качественно.
Но это все не то. Не только об этом хотела я сказать. Дело вовсе не в празднике, не в том, есть он и есть ли что нам праздновать. Не в том, что дала или нет кому-то из нас эта независимость.
Я просто хотела сказать, что чувствую. А чувствую я, что страна наша неумолимо с каждым днем, катится в пропасть. Я бы назвала ее пропастью унижения.
Нищета большинства населения, низкий уровень образования, медицины, повсеместная коррупция… А на этом фоне – многомиллионные затраты на праздники, - в данном случае на 20-летие независимости, на празднование, которое, по большому счету, никому не нужно. Не верю, что кто-то сможет от души порадоваться, увидев салют, стоящий тысячи долларов, и при этом знать, что сегодня ему нечем будет кормить детей.
Страшно, что мы все реже подвергаем сомнению истину, что так быть не должно, что жить по лимиту – на свет, продовольствие, вероисповедание и прочее, прочее - нельзя.
Мы хотим быть услышанными, но одновременно жутко боимся этого. Мы живем в авторитарном государстве, а о демократии знаем лишь из школьных учебников и Конституции. Еще нам об этом говорит наш президент. Кстати, о нем.
СМИ нередко по злободневным вопросам критикуют высокопоставленных чиновников и окружение главы государства. И в том, и в другом случае это правильно. Но при этом мы все говорим, что сам президент, возможно, и не ведает о том, что делается «за его спиной», возможно, ему ничего не рассказывают или рассказывают, но не то.
Так думать удобнее, потому что думать о том, что твой президент все прекрасно знает – не хочется. Неправильно это - отбирать у народа последнюю надежду на справедливость. Даже если она и призрачна.
С праздником Независимости вас, господа!
Наверное...
Ольга ТУТУБАЛИНА,
журналист
Почему мне больше нравится жить в независимом Таджикистане
По сравнению со временами Союза сейчас я себя чувствую намного более свободным человеком.
Вполне понимаю тех людей, которые с ностальгией вспоминают Союз. Да, были тогда социальные гарантии, реально бесплатные (не как сейчас!) образование и медицина. Да и на бюджетную зарплату можно было как-то прожить.
Хотя для многих советских граждан и тогда верхом мечтаний была покупка пресловутых джинсов-варёнок и видеомагнитофона «Электроника».
Я не бедствовал во времена Союза. Но в независимом Таджикистане в материальном плане живу значительно лучше, чем тогда. Хотя такой козырь социализма, как бесплатное социальное жилье, мне крыть нечем. Сейчас на квартиру в Душанбе гражданину среднего достатка заработать очень сложно.
На нынешнее государство надежды нет - и в этом вопросе, и во многих других.
Но, лишив меня надежды, государство в то же время прекратило, по крайней мере в тех масштабах, вмешиваться в мою жизнь.
И сейчас речь пойдет о том правиле Союза, которое не нравилось мне больше всего.
- Человек, тебе не надо думать. Ходи на работу, воспитывай детей, радуйся жизни. За тебя думает партия, комсомол, глава райкома, лично Генсек тов. Брежнев. А твоя задача - исполнять все, что тебе скажут. Так у нас рассуждали в то время.
Наверху у нас были мудрые руководители, а внизу - сплошь и рядом послушные и счастливые подчиненные. Кому-то этот принцип давал уверенность в завтрашнем дне. А для меня это было самое дурацкое правило.
Думаю, что о самом себе я сам могу позаботиться. Гораздо лучше, чем это сделает государство, каким бы распрекрасным оно бы ни было. При Союзе какие-то дяди наверху за меня решали, какие книги я должен читать, какие фильмы я должен смотреть, в какие страны я могу ехать, а в какие - ни в коем случае.
Кстати, эта идиотская психология не изжита и до сих пор. Ни в верхах, ни в массах. Но, по крайней мере, мы сейчас можем оспаривать правильность курса. И масштабы вмешательства уже не те.
Смог бы я тогда свободно поставить «тарелку»? Навряд ли. А в свободное плаванье в Интернет партия меня бы точно не пустила.
Независимость дала мне возможность поездить по миру, без разрешения всяких парткомов и райкомов. Сама мысль о том, что кто-то может давать согласие на мой выезд за границу, для меня глубоко оскорбительна.
Наконец, если мне надоест жить в независимом Таджикистане, я смогу в любой момент просто сменить место жительства. И никто не сможет мне помешать.
Кроме «пьяного воздуха свободы», Независимость дала мне возможность гордиться своей страной. К сожалению, не так часто, как хотелось бы. Можно сказать, очень редко.
Нет, мне глубоко безразлично, где находится самый высокий флагшток, самая большая библиотека и прочие вещи. Все это пережитки еще советской гигантомании, они меня совсем не греют. Но успехи нашей юношеской сборной по футболу несколько лет тому назад меня весьма впечатлили. Как и успехи наших олимпийцев.
Я понимаю, что до реальной независимости нам еще очень далеко.
Независимость – это когда каждый является хозяином своей судьбы и может влиять на решения, которые принимаются в его районе, городе и стране.
Сейчас я, например, могу влиять на свое будущее, на будущее своих родных. Но вот могу ли я как гражданин реально влиять на политику во всем государстве? Этого пока нет.
И вот к этой реальной независимости, я думаю, нам и надо стремиться.
Марат МАМАДШОЕВ,
журналист
Как Ленинградский театр комедии в годы ВОВ работал в Душанбе
Задолженность по зарплате в Таджикистане за год выросла на 20%
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 27 апреля 2025 года
Более 200 тысяч человек собрались в Ватикане на похоронах Папы римского
Куда обратиться с зубной болью в Душанбе ночью?
Четыре бронзы и одно серебро. Дзюдоисты Таджикистана завоевали первые медали на чемпионате Азии
ЭСКАТО ООН приняла резолюцию Таджикистана о сотрудничестве по воде и климату
Высохли или выглядят высохшими? В центре Худжанда пожелтели листья у посаженных недавно магнолий
Таджикский шахматист выиграл серебро на домашнем турнире
Почему видеографы из Таджикистана переезжают в Дубай и чем их так привлекает этот город?
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
MSS11 октября, 2011 20:07
Сделайте расследования: 1) в МБТИ, как создали окошки с вывесками, не заверенных ни кем оплат за услуги.Оплатил за техпаспорт новый 154 сомони (меня устраивало и старый, в отличном состоянии и грамотно составлен, не вижу смысла, лишних затрат времени и средства) на руки, за справку на продажу 130 сомони на руки, за регистрацию поставить печать и подпись 38 сомони на руки, без государственных прейскурантов, которые производятся населением оплата без предъявления квитанций банка; 2) в Нотраиальных конторах при оформлении договоров купли-продажи, доверенностей. Оплата производится наличными без государственных прейскурантов, без предъявления квитанций на госпошлину. За продажу 4-х комнатной квартиры за 64 кв.м заплатил 1295 сомони на руки. Полный беспредел, будет взрыв если сделаете статью, если юристы замахнулись на это, то грош цена этому государству. Сам вчера прошел все это, увидел своими глазами и сам заплатил, а если не заплатить то дела бросаются на долгую полочку. Напишите статью, идея так идея.
Лейтенант Коломбо22 сентября, 2011 09:25
Прежде чем спросить что Родина сделала для тебя спросии себя что ты сделал для Родины. Я за независемый Таджикистан. А с нижеуказанными проблемами сталкиваются все Государства. Главное не ныть сидя у монитора - что у нас плохо, а всеми силамы действовать и помогать процветанию нашей страны.
Махфират17 сентября, 2011 10:46
Уважаемый Сафо! Эту статью Ольга Тутубалина написала очень скромными словами. В ней не сказано о многих вещах, которые тайно от народа делает наша власть. Электроэнергию у народа воруют и продают в Афганистан, деньги на Рогун и стройматериалы воруют. А на будущий год вам скажут что всемирный банк не рекомендует строить Рогун и все ваши деньги за акции Рогуна накроются. Я сейчас вижу, какой у меня мудрый дед, который в прошлом году предупредил всю нашу семью, чтобы мы деньги на Рогун не давали. Так что уважаемый Сафо, вы бы сидели и тихо молчали. А если вы видете какие то достижения, то это не достижения а обман народа. Вам показали на праздник независимости большой салют и большой парад, но все это закончилось а народ остался со своими проблемами. Только глупец может гордиться тем что ему показали салют и самый большой в мире флаг. Флаг и салют это не достижение, дорогой Сафо, это просто хлопушка рассчитанная на детей. На праздник вы хлопали в ладоши, а теперь хлопайте ушами, вам на уши ещё повесят лапшу. Но может быть зимой вы поймете, как вас обманули, когда вам свет в доме будут выключать, а электроэнергию продавать в Афганистан. А отопления в домах 20 лет уже нету. Может быть быть до вас потом дойдет, как вас обманули. Если был бы жив великой Омар Хайям, он бы по достоинству оценил этот обман народа.
Сафо16 сентября, 2011 23:23
я конечно за демократию, то что журналисты выразили свое мнение это еще не о чем не говорить, любое мнение подлежит анализированию, для демократического государства это вполне нормальное явление , и журналисты которые выразили свое мнение жили в СССР и ценят это , лично я все лучшее видел в независимости, и глупо даже спросить у Ольги Тутубалины о независимости судите по имени ) к тому же она усердно критикует нынешним властям, это тоже нормально , ведь общество развивается когда есть противостояние! А те которые придумают такого рода статьи видимо действуют по принципам Майка Стоуна! Уважаемые Таджикистанцы, успехов вам и процветания Таджикистану! за 70 лет существования Союза мы знаем чего достиг ваш Союз и что нам досталось , и посмотрите на Таджикистан новым взглядом , думаете в России хорошо живут , посмотрите статистику мигрантов России в западные страны! во всем мире есть миграция , и наш народ решит свою судьбу сам! Ольга Тутубалина оставь свои мнения при себе!
рустам16 сентября, 2011 21:46
ольга тебя надо в марс отправит только там есть демократия. А демократию о котором ты говоришь этм лишь один путь к отмыванию денег американских
Хуршед16 сентября, 2011 18:15
Независимость, это когда от тебя ничего не зависит, и никогда зависить не будет, как скажут так и сделаешь
акмал16 сентября, 2011 15:44
лично я за СССР,но к сожалению это в прошлом и время не вернут.Надо двигатся вперед,работать,бороться за лучшую жизнь,переменам, всем нам.Тутубалину в президенты ))).....независимость дало мне новую профессию или статус-ГАСТАРБАЙТЕР!!!
Авестиец16 сентября, 2011 11:17
Согласен... "Разруха не в клозетах - разруха в... " Золотое слова. Всему бывшему советскому пространству подходит...
Профессор Приображенский16 сентября, 2011 09:26
MSS и Икром. Моя мысль в том уважаемые,что я жил в СССР хоть и лет 8.Но я знаю по тем воспоминаниям,что в детсаде и в школе у нас все было на высшем уровне и все бесплатно.Я Знаю и помню как проклятый дяденька(Ельцин) у большого белого здания поднялся на танк и чтото говорил.Я помню как мои родители плакали ,что неть больше Союза.Я все это помню.Как было хорошо.Самые большие достижения СССР это бесплатная медецина и Образование.Я ничего против Икрома не имею ,я его понимаю,думаю все же не в возрасте дело,если чел осознает всю суть то не важно какой возрастной ценз,есть люди(Уроды)которым под 60 но все же они не понимают суть.Мы все настольгируем по Великому Союзу.
gajir16 сентября, 2011 06:37
Здравоохранение потеряли, образование потерли, бесплатное жилье потеряли, библиотеки, культуру, рабочие места потеряли получили самую в в мире( пока) палку для флага. И теперь мне говорят ,что это хорошо. Не считайте идиотами всех, говорите за себя господа (хотя господа не лижут чужих тарелок).
MSS15 сентября, 2011 20:06
Что Вы докопались до Икрома? Нормальный парень...Любой имеет право думать об СССР. Если ребенок изучит про СССР в нормальном в виде, как она есть и была на самом деле, то не грех этому ребенку, выразить мало-мальски свою мысль...
Икром15 сентября, 2011 17:36
Уважаемый, я не придумывал этот вовраст, просто чтоб знать и нормально оценивать то время, надо было иметь хотя бы не детский возраст тогда.
Профессор Приображенский15 сентября, 2011 16:51
Икром Я Родился в СССР.И я Люблю СССР.Но мне не 35 лет,этот возраст Вы придумали потому что Вам 35?И думаю не Вам решать кому как думать про СССР.
Тёма)15 сентября, 2011 12:08
Странное слово независимость. Всегда вызывает недоразумение. Мы независимы!!! А Есть ли она??? Есть ли она-независимость? Мы зависим от России, зависим от Китая, зависим от Ирана. При этом каждая из этих в определенной сфере влияет на нас,превращая все остальные дни, в дни зависимости...
Икром14 сентября, 2011 16:49
Спасибо РОДНОЙ ЗЕМЛЕ за улыбку Юрия Гагарина, за красный флаг над Берлином, за Советскую Армию, за уверенность в том, что никто никогда не нападет на мою страну, потому что получит так, что мало не покажется, за атомные ледоколы, за то что не было безработных, нищих и миллионеров, за то что моя милиция действительно берегла меня, а не себя и власть, за то, что хранили культуру всех народов Союза— от пошлости и законов рынка, за футбольный клуб Памир и непобедимый Спартак и "Динамо" и его Кубок Чемпионов, за бесплатное образование, за науку, за обсерватории, за синхрофазотроны, за журнал"Астрономический календарь школьника" ценой пять копеек и журнал"Квант" ценой в десять копеек, за бесплатный радиокружок, за медицину, которая действительно была бесплатной и профессиональной за гордость необъятностью великой страны, в которой живешь, за то, что мы все были добрыми и честными ………...............
Икром14 сентября, 2011 16:46
Молодым людям, которым ещё не исполнилось 40л, не следует не только судить а вообще помалкивать про Советский Союз! Потому что 35-40 это минимальные года когда чел. более и менее может знать наш великий СССР. Мне 38 и в первый раз когда исполнилось 18, я голосовал в реерендуме за сохранение Советского Союза. Самый высокий процент за сохранение СССР проголсовали Таджикистанцы болле 98%!!!!. Это было 20лет(в марте 1991года) назад, вот теперь мы каждый год празднуем развал СССР и несбывшую мечту...... Логично?
noname14 сентября, 2011 14:13
Если так будет идти, то скоро и без алюминиевого завода останемся. Вы посмотрите во что он превращается? Никакой модернизации, низкое качество алюминия, низкое качество сырья, оборудование уже отрабатывает трехкратно свой срок. Рабочие мучаются в таких условиях, а TALCO managment спонсирует всякие конкурсы, концерты, флагшток. А на оборудование денег нет. Скоро останемся без "Визитной карточки Таджикистана".
Камбар14 сентября, 2011 12:18
Госпожа Ольга, Респект Вам за то что сказали то что мы не можем сказать. Вы наш человек! Вы настоящий Таджик! Падартонба Рахмат!
Dj Smile14 сентября, 2011 09:34
Так никто и не причисляет наши ГЭСы, как наследство доставшееся от России, это наследство СССР, как Вы правильно отметили. Это совместный труд наших отцов и дедов, неблагодарные потомки которых разделились на удельные полуфеодальные княжества и разрушают то что создавалось потом и кровью.
Тётенька14 сентября, 2011 08:28
Хотя мнение Ольги мне понятно (и в какие-то редкие дни я именно так и думаю), но оно эмоциональное и необъективное. Все-таки мнение Марата мне ближе. Будь сейчас жив СССР все тут пищущие умники требовали бы свободы и независимости.
Abbos14 сентября, 2011 01:59
http://www.youtube.com/watch?v=eASn6yoRC_0 Таджикфильм в Японии, с японскими субтитрами.
91113 сентября, 2011 23:26
R я так понимаю вы протаджикский комментатор и ненавидите Россию, тогда ответьте пожалуйста на 1 вопрос, а чем же так хорош Таджикистан и его руководство, которое обрекло более миллиона людей покинуть свои дома и поехать работать в другую страну? Вы говорите, Россия плохая и к таджикам плохо относятся, значит ведут они себя так, я не видел чтобы к казахам, например, там плохо относились
MSS13 сентября, 2011 23:25
Россия давно, уже в 1991 году как наследница, правоприемница СССР потеряла или продала все свои рычаги!!! Все это наследство досталась не от россиян, а от сплоченного многонационального с идеей народа СССР. Во всех стройках мы участвовали, от БАМ-а, Байконура и до наших ГЭС-ов. И не надо, пречислять эти мегаватты именно к России...То что на нашей земле осталось, это наша. Давайте начнем спорить, что мы работали на БАМ-е это тоже наше, или же Казахстану за Байконур,это тоже наше и т.д. Что выйдет из этого спора? Бардак и да ничего хорошего, потому что нет правового акта, давно уже все узаконено. Никто не имеет право напоминать нам, что нам досталось, подарили и всякое всячина. И у нашего народа есть заслуги, кто одевал всех изделием из натурального хлопчатого материала, кто снабжал север сухофруктами? Хватит ребята, давайте жить дружно, нельзя, так унижать наш народ!!!
alexey13 сентября, 2011 20:36
Независимость отобрала у меня дом который я строил и дала возможность чиновникам привратить меня в ничто
Dj Smile13 сентября, 2011 19:03
1. Я не говорил что Нурек почти 5000, я сказал о суммарной мощности всех ГЭС РТ, доставшихся в наследство от СССР. 2. Россия, если захочет всегда сможет воспользоваться этим рычагом.
Solon13 сентября, 2011 17:41
Я всегда разделял чувство любви к Родине ...и к государству, правительству и т.д. Это разные, все-таки, понятия, а не одно и тоже. Таджикистан - я любил, люблю и буду любить как Родину! Что касается отношения к независимости, то как раз независимости, реальной независимости, по-моему мнению, у нас нет. То что мы представлены в ООН - это еще не аргумент. Просто мы живем пока в некоем мироустройстве, где бравируют англо-саксонские мироустроители, то бишь США, со своими понятиями о свободе. Даже Россия играет в этом мироустройстве подчиненную роль. А о Таджикистане я промолчу. Сейчас моей Родине нужно укрепиться экономически, уйти от зависимости от Узбекистана по газу, свету, железным дорогам. Вернуть и дать работу, выехавшим на всякие неквалифицированные работы в Россию, уйти от массовой нищеты. Вот тогда, я бы каждый год праздновал День независимости, но не сейчас. Сейчас всем нам надо упорно работать!
Patriot198113 сентября, 2011 16:46
1.Nurekskaya ges ne pochti 5000 a pochti podchyorkivayu pochti 3000 megavat. 2.Rosiya nekak nesmojet ostanovit ges eto nekomu nevigodna ne Tadjikistanu ne Rosii.
Dj Smile13 сентября, 2011 14:25
Вы высказали в своем посте, что Таджикистан начал заниматься экономикой последние 6-8 лет. Ерунда, он не начал заниматься экономикой вообще! Какая экономика может быть в стране где 90 процентов импорта? Наличие валюты, Нацбанка, пары новых российских, и иранских ГЭС, алюминиевого завода, это не экономика! Кроме того, Союз нам ничего не оставил? Сравним? Нам он оставил ГЭС почти на 5000 мВт причем ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО нам, а не всяким партнерам. А вот Сангтуда 1 это всего 670 мВт, из которых 80 процентов российские. В любое время, как и бензин, Россия может взять и остановить свою ГЭС...
неродственник13 сентября, 2011 12:57
Полный ПИ-Пец
Patriot198113 сентября, 2011 11:42
20 let nezavisimosti eto nechto! mi nachali realno zanimatsya ekonomikoy tolko posledniye 6-8 let. A CCCP poderjival ekonomiku za schyot dolgov bili ochen bolshiye vneshniye dolgi.I nenado govorit chto CCCP ostavil nam horoshuyu ekonomiku i promishlenost. Ne chto oni nam neostavili.Soyuz bil postroyen takim obrazom chto vse zaviseli drug ot druga. odna strana v otdelnosti nemogla oboytis bez drugogo. posle razvala vsem prishlos tuga. i eto vsyo bilo sdelano spetsialno chtob nekto nedumal ob nezavisimosti.Poetomu nam prehoditsya vostanavlivat vsyo za novo i sosedi u nas netakiye, a mi tselikom i polnastyu zavisimi ot nih. Vot poetomu mi otstrayevayem dorogi. Ostalos jdat nedolgo. Mojet bit ya i neprav no mne nravitsya moya strana kakoy bi ona nebila ne vsyo vechno i eti dni proydut nujno tolko terpenye! Nenado smotret na vsyo s negativnoy storoni. NEMNOGO POZITIVA!
Asal13 сентября, 2011 10:01
Уважаемый нормальный студент!!! Ваша обиженная реакция это показатель вашей интеллектуальной слабости и психологической уязвимости. Если это не так то вы бы спокойно отнеслись к конструктивной критике, а не старались бы доказать совершенно незнакомым людям коэффициент вашего IQ и интерпретацию событий с точки зрения вашего отца. Я же здесь не расписываюсь, сколько языков я знаю и какая я успешная. И последнее вы никогда не задумывались над тем, почему после ухода в мир иной таджики даже самые, самые светлые головы все же возвращаются грузом 200 в свою нищую родину?
Киборг13 сентября, 2011 09:21
Позиция Ольги, которую я считаю лучшей журналисткой страны - мне ближе. Марату было дано задание наверное - написать "положительно", вот он и высасывал из пальца.
GOREC13 сентября, 2011 09:06
Чем отличается независимость от зависимости, возьмем на примере квартиры. Ты можешь снять хорошую просторную квартиру и даже занести мебель, отремонтировать, но она не твоя, и в любой момент хозяин может тебе выставить за дверь, как бы ты исправно не платил за аренду. Своя квартира она может быть не такая просторная и уютная как тебе хотелось бы, но она твоя собственность и отремонтировать его, привести в порядок, создать уют, у тебя всегда есть шанс, поэтому жить в независимой стране, это мечта многих и многих народов мира. Некоторые народы сражаясь веками ее так и не получили - шотландцы, баски, курды, тибетцы, палестинцы и многие другие, но есть такие которые в результате многолетней борьбы наконец-то получили права и свободу в своей независимой стране. Это почти все страны мира, которые долгие годы были на правах рабов у европейских колонизаторов, или пример жителей США и Индии восставшей и завоевавшей свою независимость от англичан. Наша проблема не в нашей независимости, а в нас самих, вернее, в некомпетентности и нечестности наших проворовавшихся чиновников, всех тех, кто сейчас рулит, пилит, жирует, ворует, грабит, убивает и т.д.. Поэтому на вопрос, за независимость или против, я думаю других ответов кроме как “ЗА” (без нынешних чиновников) , не должно быть.
R13 сентября, 2011 08:45
Мне жаль слепых про-российских, а не протаджикских читателей. видно что они не видели настоящую Россию, только Москву видели и думает вся Россия так живет. Пример. 1 миллион таджиков живут в России, и 90% все еще имеют таджикское гражданство. Хотя половина из них могут получить гражданство. А те которые получили ее, им нужен лишь для того чтобы получить более высокую зарплату. и они возвращаюься в Таджикистан. ФМС РФ жаловался об этом года 3 назад, если помните. Россия. За последные 20 лет более 20 миллионов россиян уехали из России и больше не хотят вернутся. Мои русские однокурсники в Англии первые 3 месяца гордились что они из России, потом замолчали, а когда закончили, только одинь парень вернулся в Россию. Другие сказали что они больне не хотят жить в России. Русские такие же растарбайтеры в Европе как таджики в России. за исключением того что в Европе есть человеческие права и русских там хотя бы терпять, а Россия - это варварская страна, где люди разделены по категориям. Надо жить в Таджикистане, в России и в Европе, а потом понимаешь, что мы счастливчики, что у нас есть независимость, есть Родина, все друг друга уважают или терпять, нет терроризма и взрывов и страна развивается, своими же гражданами. и не надо во всем винит государство. во многих наших бедах мы самы интеллегенты виноваты.но правительство у нас конечно д...о
Assa13 сентября, 2011 08:37
2 MSS опять тебе кто-то виноват... независимость подразумевает не только права, но и обязанности, в том, числе по охране граждан оказавшихся на этой территории (да да тех самых аккупантов про которых вопили в начале 90-х). Но нет. права пользоваться территорией ты признаеш, а вот обязанность обеспечить правопорядок на полученной территории, так тут опять "и русские виноваты". Когда несколько районов страны начали драться за власть между собой, отя Россия и США виноваты. мол права у нас как субъекта международного права, а как обязанности так нам надо всем помочь, льготы нужны за то за это. а собственно за что? Если мы не учим русский язык и являемся хамами, то вам тогда надо американский английский язык изучать и повсеместно говорить на нем и забыть свой язык навсегда, чтоб к вам приезжали американцы и батрачили на вас!!! Сказал очередную глупость в стиле: сам дурак. и что от этого твоя фраза стала звучать умнее? то, что любой не воспитанный человек оставаясь вне контроля родни, общества которое для него имеет значение, начинает борзеть так это факт. наглое и хамское поведение их в тойже Москве - это факт который признают сами таджики. это факт как бы он кому то и не нравился. правда что бы признать его нужа хотябы элементарная порядочность и сила воли. 2 Asal Независимость никто никому не подарил. Ну да, РСФСР отделилось от всех 12 июня 1990 года! Таджикистан объявил суверенитет только 24 авугста 90-ого. про процессы геополитические можно говорить много и долго. это не изменит того, факта, что суверенность и независимость досталась без всякого какого-либо труда. т.е. не заработали ничем, ни политической ни военной волей. т.е. подарили. То что, с исходом русского (прежде всего населения) РТ потеряла часть потенциала, что экономического что всех остальных свидетельствует такие беспристрастные данные как падение уровня жизни, таже самая война. в любом случае этот этап был и его не изменить. и вместо того, чтобы возлагать вину опять на кого-то, надо работать и развивать Таджикистан, а не пытаться решать свои проблемы за счет грантов и помощи других стран. но винить то других легче...
R13 сентября, 2011 08:32
Я удивлен, и скорее офигел от наших журналистов, которые стотрять на независимость как хорошо нам сегодня живется или нет. Узко. Люди веками воевали за независимость. Многие народы сегодня готовы терять миллион человек чтобы получать его, а нам он легко удался. Крадят? Ну и что. Пусть. Нам что, будет лучше если российские олигархи будут грабить здесь? Наши люди в деревнях живут лучше, чем российские деревни. это просто кстати. Наши крали столько лет, и сейчас начали вложить в нащу экономику. Мы решаем что нам делать. Если ты сыть и независимость не важен тебе, то какая разница между тобой и свиней? Она сыта, чиста и ей плевать кто ее хозяин. Независимость - это свяшенное слово и оно у нас есть. Остальное будет все.
Dj Smile13 сентября, 2011 08:28
Два момента: 1. По нику понятен Ваш год рождения, чую не застали Вы "зависимость" и Таджикистан в те годы, поэтому не Вам судить. 2. 20 лет срок немалый! После самой разрушительной в прошлом столетии второй мировой войны, спустя всего 20 лет СССР смог человека в космос запустить и ПОЛНОСТЬЮ отстроиться после войны. Так что не надо ля-ля, СССР кстати флагштоки не ставил, а к 70 смог снабдить подавляющее большинство населения жильем.
Malika13 сентября, 2011 03:48
Замечательная оценка ситуациии. Приятно хоть что женщины способны на такую критику. Согласна с оценкой президетна, хватит из него жертву неосведомленную делать. Если нет навыков управлять и организовать работу, то может пора на заслуженный отдых? Уже всех накормил, пора дать нам шанс жить не по лимиту.
реальный Анонимус13 сентября, 2011 02:48
Извините за некорректное сравнение, это ответ пользователю Patriot1981. Гонконг, получили независимость, относительно недавно, они зависят от Китая но все таки у них свое руководство и правительство, поэтому считаю их намного независимее чем РТ. Так вот находились тоже не в особо приятной ситуации в 90-х, тогда в конце 90-х было выбрано новое руководство, утверждена программа развития на 6 лет, с той оговоркой, что если правительство не достигнет результатов за 6 лет, то все это каралось сроками очень сурово. И они подняли страну так, особенно образование и здравоохранение чем Гонконг особо и не славился. Сейчас это страна рекордсмен по темпам роста (реальным темпам, а не так когда нет в стране производства, открыли ларек с семечками и промышленность страны увеличилась на 150%). Так что ничего не рано говорить о независимости, РТ получил от СССР отличную производственную и сырьевую базу и сам все развалил, выгоняя и убивая специалистов. Так что не в сроках дело Patriot1981 , а в грамотности, порядочности, отдаче народу и заботе о нем и его будущем. Статья отличная, уважаю мнение обоих журналистов, неплохой ход показать 2 разных мнения. Но второе я не особо разделяю.
Ch13 сентября, 2011 01:24
da......kak bi ne hotelos so vsem etim posporit i ne soglasitsa, osobenno s Olgoi, no k sogaleniyu vse imenno tak kak i napisali, a poluchaetsya prazdnovat to ne chego!
Максуд13 сентября, 2011 00:23
Независимость Таджикистана, Узбекистана и всех других стран СНГ никак не зависила от народов этих стран. Никакой борьбы за независимость не было. Единственное это прибалты завоевали независимость в своей борьбе еще во времена СССР. Насчет гражданской войны в Таджикистане, то она происходила между кланами, которые воевали за власть. Это была не освободительная война с внешним врагом, которой можно гордиться. Это была позорная война собак, которые грызутся за кусок кости. А то что во время войны уехали все образованные люди, это уже все поняли, кроме вас. Откройте у себя на кухне кран и посмотрите какая мутная вода течет. Мне отец рассказывал, что 20 лет назад из крана можно было воду пить, а сейчас только ноги можно мыть. Отопление 20 лет в городе не работает, газа в городе нет, электроэнергию зимой отключают. Еду готовят во дворе на костре как в кишлаке. А виноватых ищут за пределами Таджикистана. А те люди, которые уехали, давно уже заняли свое высокое место в России и в других странах. Потому что в Таджикистане они были настоящей элитой, гордостью республики. Они и на своей исторической родине остались элитой и сейчас от души жалеют вас. Если в республике сейчас есть умные люди, то почему республика 20 лет просит гуманитарную помощь? Сами не могут заработать нормально? Если вы такие умные, то почему 1 миллион русских не едут к нам работать гастарбайтерами? Почему они не катают тележки у нас на Корвоне и на Саховате? Почему 1 миллион наших земляков метут улицы в России, если вы такие умные? Насчет старых книг, которые наш народ заставили выбросить из дома для национальной библиотеки, вы немного потерпите. Через год пойдите в эту библиотеку и посмотрите, что там в огромном здании сидят несколько студентов и изучают древних поэтов. А все старые книжки, которые набрали у людей, гниют. И спросите у этих студентов, им что было тесно сидеть в библиотеке Фирдоуси? Но среди этих студентов вы не найдете людей, кто сможет двигать прогресс. Насчет моей грамотности не волнуйтесь, я знаю 3 языка и пишу без ошибок на всех 3-х языках, и вам до меня очень далеко. А в РТСУ все компьютеры для студентов переломанные, интернет не работает. Откуда у них будут знания? Я желаю своим сверстникам быстрее уехать в нормальную страну. А вы живите на родине, и гордитесь тем, что вам США подкинули гуманитарную помошь и что Иран построил маленькую ГЭС и что Россия дает деньги на содержание РТСУ. Но даже эти маленькие деньги воруют, потому что даже интернет не можете студентам включить. Большую ГЭС построить своего ума не хватает, уже 10 лет просите деньги у богатых стран. Собираете деньги на ГЭС с бедных студентов а потом крутите деньги бедных людей в банках. Превратили цветущую республику в страну взяточников. Не пишите тут больше ничего, надоело читать про вашу гордость нищей страной. Хотя я вижу, что вам в 2 раза больше лет по возрасту, чем мне. Но 50-60 лет это не показатель ума. Надеюсь я очень вежливо написал, не обижайтесь на правду.
333312 сентября, 2011 22:56
Прежде чем писать что то спросите у себя, а что Вы сделали для своей страны (воевали? в милиции, армии, служили? НЕТ), все мы тут умные и грамотные и пишем правильно и рассуждаем красиво а на деле (нас просто взяли не умные и неинтелегентные спустились с гор и поимели) и кроме как здесь вонять ВСЕ находящиеся здесь больше ничего сделать не смогут. Достали Ваши коменты честно говоря, один умный человек советской закалки говорил РАБОТАТЬ надо а не херней заниматься
Гурьевск 201112 сентября, 2011 22:38
и долго будете друг у друга лизать!! Лучше бы работали чем чушь всякую нести! Я точно попал на страницу педиков!! уже ухожу!
Patriot198112 сентября, 2011 22:12
Ssudit o nezavisimosti poka rano. nashemu gosudarstvu vsego lish 20 let! A statya vasha ... Tfu!
Asal12 сентября, 2011 21:43
Независимость никто никому не подарил. Это был результат закономерного хода истории, когда заканчивается время одного государственного образования, и на его осколках образуется другой. То же самое касается гражданской войны, сказать, что война это позор, это что-то из области моралистики, читайте историков, сколько войн было на земле со времен Адама и Евы? Умные люди учатся на своих ошибках, а те которые стараются забыть им к психотерапевту надо идти, нейтрализовать свои страхи. Утверждать, что все нормальные, самые светлые головы с умными мыслями уехали из Таджикистана – большой, большой вопрос. А то, что они радуются, так эта радость сравнительная и просто самоутешение. По сравнению с тем, что у них было до «выталкивания» они пострадавшие, т.е. потеряли свои прежние привилегии, а новых у них нет, а по сравнению с нашими гастарбайтерами в Москве они о-о-о- какие господа. А по большому счету это просто маргиналы, которые сыты, ухожены за счет нормальных стран, но чужые, потому и стыдятся своих корней, своей родины, на своих рабочих местах изо всех сил стараются доказать что у них такой же коэффициент IQ как у Ивана Ивановича. И наконец, чтобы себя как-то утешить сидят у интернета, копаются какую гадость найти про Таджикистан и радоваться своей мысли «хорошо, что я уехал тогда оттуда». Кстати, книги никогда не бывают старыми. Очень заметно, что вы их не читаете, впрочем, и новых видимо тоже, а то ваша грамотность и знание русского языка ничем не отличает вас от слабого студента РТСУ.
MSS12 сентября, 2011 21:00
Вот, вот, один из представителей всеядных проявил свои свиные качества под именем - Олег. Так как, потом его своим именем не называть? Разве он имеет право, такие вещи писать? Да, действительно у нас положение в стране не ахти, мы попали в очень затруднительное положение, нам самим это г..но и кушать. И это не только наша вина в этом, в равной мере и вина самих русских. Раз они управляли всеми в постсоветских республиках, то почему они отдали все народы на растерзание западным мудилам! Почему они же дали уехать русским из нашей страны, не защитили их здесь у нас, не защитили интересы русскоязычных на дальных подступах границы? В какую войну, нас ввязали два монстра, Россия и США? Кто нибудь задавал эти вопросы самому себе? Вот мы и остались между двумя выбором. Раз проиграли все позиции, то не надо говорить на весь голос, что таджики такие, сякие. Если мы не учим русский язык и являемся хамами, то вам тогда надо американский английский язык изучать и повсеместно говорить на нем и забыть свой язык навсегда, чтоб к вам приезжали американцы и батрачили на вас!!! Извините, не писал я так грубо никогда, но так, наверно быстрее дойдет до некоторых националистов!!! Со многими остальными негативными комментариями я был согласен, но на такое я, не ответить, не мог...
Askar12 сентября, 2011 20:49
20 лет этой независимости были украдены у меня от моей счастливой жизни... моя молодость все эти 20 лет прошла мимо меня... и теперь я и как многие другие сотни тысяч моих земляков живут в России и растят своих детей, которые являются уже не гражданами независимого Таджикистана! Я стал замечать, что в наших семьях, выехавших из Таджикистане, всё чаще разговаривает не на родном языке. И всё же я и мои родные будем только рады если с каждым годом независимости народу, который еще остался в Таджикистане чуток будет лучше чем до того когда стал он независимым!!!
Liberal12 сентября, 2011 20:26
Журналисты лишь выразили свое мнение по данному поводу и в этом нет ничего плохого, это нормальное явление в любом демократическом обществе. Думаю, если сравнить рейтинг Центральноазиатских стран в области свободы прессы, Таджикистан, в этом плане, стоит на первом месте. Есть конечно и минусы в этом плане, избиение журналистов, к примеру, но все-таки, прогресс есть. Уважаемому Олегу также хотелось бы высказать свое мнение, я знаком со случаями изгнания русских из Таджикистана в свое время, но это были единичные случаи, я лично в этом не учавствовал и этим занимались "недалекие" и слабо развитые в интеллектуальном смысле. Во-вторых, хотелось бы привести один пример, живу я в США, неоднократно сталкивался с дикостью со стороны русских. Я не хочу этим оскорбить кого-то, в каждой нации есть как хорошие, добрые, воспитанные и интеллектуально развитые люди, так и плохие, дикие. Я просто хочу отметить, что из единичных примеров нельзя делать вывод обо всей нации.
насим12 сентября, 2011 18:22
Я полностью с Вами согласен Ольга,Марат тоже выразил хорошую точку зрения.Но с некоторыми пунктами я с ним не согласен:пусть например эти дяди решали какую книжку мне прочитать,какой фильм посмотреть и тд тп но за то я жил у себя на Родине,вечером в окружении родных и близких в то время как нет близкое отношение с путанами со всеми вытекающими печальными последствиями...Ребята которые не обладают интеллектуальными профессиями при нынешных условиях работы и печальные бытовые условыя просто сломаются!Много тех у кого сердечные болезни,недуги на нервной почве,простатиты(из за отсутствия регулиярного полового жизни)Короче молодое поколение нации болеет....это явный путь к вымыранию нации.!
Профессор Приображенский12 сентября, 2011 18:17
A realist! You should be ashamed!
Профессор Приображенский12 сентября, 2011 18:15
Файз,Вы батенька говорите молодежь стало другим?Глаза откройте!Кругом мат,невежество,незнания элементарных правил поведения в городе.Вы один раз мимо базара Саховат пройдите и увидете Вашу "Новую" молодежь!Мне кажеться,что Вы все это видете сквозь розовые очки!
Максуд12 сентября, 2011 16:56
Я учусь в Москве, но каждый год бываю на родине. Ничего нового из статьи я не узнал. Это не аналитика, а совершенно правильная оценка событий нормального журналиста Ольги Тутубалиной, и это надо понимать. Нормальные люди, давно уже уехали из Таджикистана. И весь мир шутит над нашей беднейшей в мире страной, которая за 40 миллионов долларов поставила самый высокий в мире флаг. Это большая глупость авторов этой идеи , которые этим флагом разозлили весь город Душанбе и настроили народ против президента. Подумайте, если мать вместо того чтобы накормить ребека хлебом будет показывать ему в окно этот флаг и говорить ему, смотри на этот флаг и не проси кушать, тебе от этого флага будет сытно в желудке. Эту статью будет полезно почитать тем, кому еще внушают как хорошо жить в Таджикистане. А Марат обычный подхалим, пусть он гордится тем, от чего другим стыдно стало. Может он когда нибудь поймет, что независимость Таджикистан и все другие республики не завоевали, а им в Москве эту независимость подарили в 1991 году. А гражданская война у нас была позором, о котором надо скорей забыть, потому что из всего СССР только у нас была драка за кусок хлеба и за место во власти. Поэтому не надо называть независимость ценнейшим завоеванием нашего народа, не надо обманывать себя и других. Сегодня 7 миллионов таджиков мечтают о жизни в СССР. И в самую большую библиотеку никто ходить не будет. Мы студенты в Москве очень смеялись, когда узнали что по всей ресублике в нее собирают старые книжки которые никому даром не нужны. Запомните, все лучшие книги и свои знания увезли из Таджикистана с собой русскоязычное население, которое выдавили из Таджикистана. 500.000 грамотных людей выдавили с их родины и заставили уехать, они теперь радуются этому, что уехали из нашей страны. Поэтому студенты даже в РТСУ такие слабые. Уважаемый Марат будет сидеть в одиночестве и читать это старье, которому место в печке. А нормальные люди будут сидеть в интернете и двигать прогресс, но жить они будут не в Таджикистане, а в нормальной стране. Вот такое мое мнение.
Budushiy President12 сентября, 2011 16:24
Nadeyus sam Rahmon smozhet eto prochitat. Ili zhe kto nibud iz evo detey eto emu dadut. Mr. Rahmom please help the country. Our Country has a lot of resources but your Ministers are not doing any good job! All the money flows to the wrong direction. You need to fire all you your ministers and advertise their positions. Hire the young motivated people. Raise their salaries and protect them. Our great country is degradeting and soon you will lose the reputation and fail. Do not be careless to your country.
Олег12 сентября, 2011 15:54
у вас чудесная страна, но она превратилась в кошмар. Независимость - так называемая - для вас - это маска и ложь - вы полностью зависимы и в военном и в экономическом плане. Прекрасное место - вы можете развиться и стать чудом - если победите коррупцию и дикость. при СССР у вас было гораздо лучше, мне рассказывали старшие. Сейчас начальник милиции Душанбе живет на 50 $. так что не надо ля ля. а зачем вы русских прогоняли и убивали? Таджики - очень хороший народ, но он был вырван Россией из каменного века чуть более ста лет назад и сейчас стремительно катится назад. Это не оскорбление, а реальность. посмотрите на афганистан. Побывав у вас, я не могу ненавидеть вас, помню ваше гостеприимство. но то, как ваши несчастные люди ведут себя в России отвратительно! вы приезжаете к нам и называете нас свиньями? - получайте в ответ. мы тоже дичаем - спасибо США, которые нас стравливают. Либо вы прекратите ненавидеть русских и считать нас врагами, тогда пожалуйста учите молодежь русскому языку и правилам поведения, либо ездите на заработки в США.
неравнодушный12 сентября, 2011 15:30
Что дает "независимость" каждому из нас? Гарантированную и перспективную работу, гарантированное бесплатное и качественное медицинское обслуживание, качественное образование, горячую воду и тепло, газ в квартирах, бесперебойное электричество, гарантированное правосудие, социальную защиту, грамотных чиновников, которые быстро и компетентно решают наши проблемы, безопасные банки с нашими вкладами, нужные нам законы, защищающие нас, что дает нам такая независимость?? Марат пишет, что по крайней мере, он решает сам теперь. Разве? Не государство ли решает за нас верить нам в Бога, молиться или нет, проводить ли свадьбы, выходить ли замуж за иностранцев, иметь ли в домах лампочки Ильича или энергосберегающие лампочки, и многие другие ограничивающие нашу свободу указы и законы? Не государство ли заставляло ли нас "добровольно" сдавать деньги на Рогун, а потом отдала эти деньги банкам обогащаться? Не государство ли портит отношения с соседями - Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном и др, с которыми простой народ связывают родственные и семейные отношения? нужен ли нам самый большой флаг и самый высокий флагшток? Разве высота и размер флага гарантирует мою безопасность и спокойствие и обеспечивает комфортность моей жизни? Почему ни одна высокоразвитая страна типа США, Швеции, Бельгии, Великобритании, того же Катара и Бахрейна не ставят у себя самые, самые... В США обожают свой флаг. Но не потому что он самый большой. А потому что он гарантирует им богатую и безопасную жизнь...Они гордятся своей демократией и достижениями и их флаг закрепляет эти достижения. Когда мы перестанем видеть форму и соответственно показуху. Давайте смотреть вглубь и видеть содержание происходящего. Неужели никто не видит коррупцию, которая уже достала простой народ и душит его до посинения... Эта и есть "независимость"?
Assa12 сентября, 2011 14:54
Интересно с какой целью вброс. может я конечно и параноик, но от Ольги негативный вброс и тут же позитивныйэто что провокация? или попытка расшевелить аудиторию, с целью выяснения "средней температуре по больнице". Выборка читателей с одной стороны нерепрезентативная а вот с другой... Сам же склоняюсь в мнению Ольги - мол да все плохо. Единтсвенный довод Марата (кроме совершенно смешного довода про свирбение свободы в одном месте, и стольже очевидной глупости про возможность влиять на свою судьбу ибо кто хотел и мог работать и тогда жил лучше чем те кто не хотел или не умел) так это то что если уж сильно не нравится то можно уехать. Что-то около миллиона атк и поступили.
реальный Анонимус12 сентября, 2011 14:42
Браво Ольга, полностью разделяю ваше мнение!!! Сам недавно писал в комментарии к статье о пограничниках, что лучше быть сытым и гарантиями социальных благ зависимым от той же России, чем с независимым голым задом, не о себе, о народе.
Аноним, 12 сентября, 2011 14:12
Хочу обратится к Файзу, ты сам веришь в то что пишешь? или и ты сын какого нибудь высокопоставленного чиновника, и смотришь на жизнь через стекла своей иномарки, кто нибудь из тех кто тут пишет, скажите: что простым людям дала независимость? кто то устроился на хорошую работу? у кого то дети не матерятся? (куси оча) не говорят? чьи то дети хотя бы за школьной программой успевают? кто то доволен ценами на транспорт? что вы тут понтуетесь? за наше правительство могут стать горой, только те которые что то там имеют, и мне на самом деле жаль таких как Файз, что не имееют своего мнения, живут как говорила Ольга, как в советское время, пока мы сами думать не начнем, правительство так и будет думать, Бараны они и есть бараны, и дальше нам запрещать все что не может контролировать... Будьте честны! хотя бы по отношении к себе
sartinka12 сентября, 2011 13:56
Файзу. Да, о чем вы говорите, о каком формировании городского населения вы говорите? да, молодежь другая и к сожалению уровень безграмотности огромен среди нее.Проблема в том, что приехав с кишлаков, люди не стали вести городской образ жизни, а стали навязывть свою культуру, а также образ жизни: разводить огороды и домашний скот в городе!!!!!!! Город постепенно превращается в большой кишлак. Браво Ольга! Очень хорошо и правдиво вы написали. Что дала нам эта независимость, дала только растущую нищету, безграмотность, мы именно катимся в пропасть.
Faust12 сентября, 2011 13:52
Ольга я с Вами полностью согласен на счет упадка медицины и образования, может кто то сейчас этого не чувствует, но если все оставить на самотеком катастрофа в этой отрасли неизбежна!!!! Уже больницы забиты неучами (убийцами) в белых халатах, в советское время многим им не дали б даже приближаться к этой работе!!! Они только научились деньги сшибать. Думаю "ДЕЛО ВРАЧЕЙ не за горами!!! ОЛЬГА РЕСПЕКТ тебе все четко подметила!!
Икром12 сентября, 2011 12:58
Спасибо РОДНОЙ ЗЕМЛЕ за улыбку Юрия Гагарина, за красный флаг над Берлином, за Советскую Армию, за уверенность в том, что никто никогда не нападет на мою страну, потому что получит так, что мало не покажется, за атомные ледоколы, за то что не было безработных, нищих и миллионеров, за то что моя милиция действительно берегла меня, а не себя и власть, за то, что хранили культуру всех народов Союза— от пошлости и законов рынка, за футбольный клуб Памир и непобедимый Спартак и "Динамо" и его Кубок Чемпионов, за науку, за обсерватории, за синхрофазотроны, за журнал"Астрономический календарь школьника" ценой пять копеек и журнал"Квант" ценой в десять копеек, за бесплатный радиокружок, за медицину, которая действительно была бесплатной и профессиональной за гордость необъятностью великой страны, в которой живешь, за то, что мы все были добрыми и честными ………...............
деваштич12 сентября, 2011 12:46
Госпожа Ольга ТУТУБАЛИНА, как журналистка, должна быть политически грамотной. Я чуть со стула не упал когда она назвала Таджикистан независимым. По поводу бесплатного жилья, учебы и т.д. -это наша общая беда со многими странами, входящие в непонятное содружество под названием СНГ. В этом так называемом пространстве вошло в модду диктатура, то же что царила в СССР. У нас был шанс стать независимым, но мы, в отличае от Узбекистана, этот шанс упустили. Наши "друзья" пользуясь нашей жаждой за власть, не без помощи некоторых продажных личностей, вовремя обуздали нас. Теперь мы народ-раб, который радуется что ему разрешают работать в России, несмотря на унижения, достойного только испражнений, в то время как китайские "гастарарбайтеры" заполонили нашу родину.
Rustam12 сентября, 2011 12:36
Согласен с вами на все 100%, Ольга и Марат !!! Лично я был за СССР и против независимости и сейчас готов проголосовать за восстановление утраченных прочных связей. Вместе, единой семьей мы были сильными и в экономике и в политике, а сейчас - визы, границы с минами, унижения, оскорбления в адрес друг-друга. Россию, которая себя наравне с США и Китаем считает супердержавой, перестали уважать и считаться с ее мнением на мировой арене. А уж тем более наша страна для таких стран второй сорт. А что уж говорить про наше социально-экономическое положение. Я люблю свою родину, но вместе с тем я хочу, чтобы другие страны нас любили и уважали не меньше. А чтобы добиться этого, мы должны доказать свой патриотизм не на словах, не со значками или флагштоком, а на деле, борясь против коррупции, наркоторговли, поднимая экономику, работая на народ и улучшая социальное положение народа, пока не будет всего этого, не будет истинного патриотизма !!!
Алишер12 сентября, 2011 12:18
файзу. научился говорить, одеватся и с любовью относится к Родине. Особенно когда везде мат стоит.С кишлаков приехали и культуру свою кишлачную привезли и привили.
TOJIK12 сентября, 2011 12:10
KAKIM BI TO NE BILO MI GORNIE I GORDIE TADJIKI GORDIMSYA SVOEY RODINI I NACIEY
XXX12 сентября, 2011 12:07
Противна было смотреть на этот праздник, надо запретить его праздновать, тратим с бюджета огромные деньги, зато свадьбы, днюхи делать нельзя, вообще беспредел. Бог есть и он все это видет, ничто не вечно!!!!
Realist12 сентября, 2011 12:03
Shame on you "journalists" as most of the cases untruthful and serving external orders. Please post... Bravo Faiz!!!
FARIK12 сентября, 2011 11:24
Otlichnaya statya!!!!!!!!!!!
фил12 сентября, 2011 11:22
согласен с Тутубалиной!
Anonymous12 сентября, 2011 11:20
правильно сказала Ольга Тутубалина: А чувствую я, что страна наша неумолимо с каждым днем, катится в пропасть. Я бы назвала ее пропастью унижения.. в точку
noname12 сентября, 2011 11:19
Спасибо. Хоть кто-то, что-то говорит о том что на душе. Да , гордиться за 20 лет кроме мира (!) на таджикской земле, больше не чем.
Файз12 сентября, 2011 11:00
Спасибо тебе Марат.
Файз12 сентября, 2011 10:57
Причем ты - Ольга Татабилина и независимость Таджикистана.Я прекрасно понимаю, что Вам все равно что было в Таджикистане и что будет происходить.Лишь бы Ваш бизнес развивался. Теперь дорогая Оля послушай таджикскому народу и местному населению что дал независимость. 90-ые годы в Душанбе и других городах проживал более привелегированный народ. В Душанбе этот показатель состовлял около 80%.Местному населению тяжеловато было с пропиской и получением жилья. После собитый 92 и 93 годов местное населения перебирался в город. Многим не нравилось что с кишлаков приехали жить в городе. Сейчас меня радует что в годы независимости формируется городское население, местная молодеж стало другим, научился говорить, одеватся и с любовью относится к Родине. Нельзя госпожа Оля этот процесс поверхностно анализировать. Или вы умная женщине на службе другим специально даёте направление чтобы другие тоже так думали что независимость им ничего не давал. На родине наша прошлое, сегоднешное и будущее. Независимость можеть обеспечить быт хозяином своей родины.
gorec8212 сентября, 2011 10:52
Браво Ольга! Как всегда все классно написали!
Alisher12 сентября, 2011 10:50
Слабые потуги показать, что журналисты АП могут анализировать.. Такие маститые журналисты могли бы написать что-нибудь стоящее..