Нельзя тащить ненависть в новый –
XXI
век!
Сообщения в СМИ о прекращении подачи газа из Узбекистана в Таджикистан на этот раз вызвало ощущение не ставшее традиционным «опять», а «до каких пор», что заставило задуматься о прошлом двух братских народов и провести сравнение с настоящем.
В нашем регионе (Центральная Азия) таджикско-узбекские отношения выступают одними из ключевых, во многом определяющими его дальнейшее развитие. Богатый Казахстан после переноса столицы (Астаны) на далекий север переместил центр своего внимания на Россию. Только иногда вспоминая свое центральноазиатское происхождение, он выступает с инициативами о региональном сотрудничестве, ставшими почти пустыми звуками. Революционный Кыргызстан, в основном, все еще занят внутренними вопросами обустройства и развития. Нейтральный Туркменистан занят обустройством своей прикаспийской зоны (Аваза, Прикаспийская железная дорога, трубопровод и т.д.), и не проявляет никакого интереса к региональной кооперации.
Таким образом, Узбекистан, с его центральным географическим местоположением и наибольшей численностью населения и Таджикистан (точнее, таджики, населяющие как РТ, так и другие республики), обеспечивающий традиционное интеллектуальное лицо региона, выступают на передний план региональной кооперации и развития. Поэтому таджикско-узбекские отношения делают основную «погоду» в Центральной Азии (порой включая и Афганистан).
Однако с конца 90-ых годов прошлого столетия эти отношения стали постепенно ухудшаться. Основную причину этого многие эксперты (и большинство здравомыслящих людей) видят в ухудшении взаимоотношений двух политических лидеров. Но, как мудро отметили наши предки (которые не делили себя на таджиков или узбеков, а мирно и дружно жили) – «правители приходят и уходят, а народы остаются».
Каждый лидер может оставит после себя добрую или недобрую память у своего или соседнего народа. По нашему мнению, эти субъективные личные взаимоотношения стали приобретать в последние годы институциональный характер. Так в результате внесения поправок в национальное законодательство Узбекистана в декабре в узбекский парламент прошло «Экологическое движение Узбекистана». Несомненно, эти изменения внутреннее дело соседей. Но как показало дальнейшее развитие событий, новые депутаты вместо тихой кабинетной законотворческой работы, выезжая в приграничные с Таджикистаном районы Узбекистана, срочно начали бурную митинговую деятельность против Талко, Рогуна и т.д. Спустя почти полгода наш парламент также был вынужден создать временную экологическую депутатскую группу. Другими словами, есть большая опасность перерастания личной неприязни политических лидеров сперва в институциональное противостояние (парламентско-экологическое), а затем социально-экономическое и дальше по нарастающей.
Поэтому предлагаем «горячим головам» с двух сторон одуматься, так как многовековая история мирного сосуществования наших двух народов ярко свидетельствует, что когда мы вместе, то всякие трудности отходят прочь. Лучше учиться на ошибках других, чем совершать их самому. Например: до сегодняшнего высокого уровня тесных взаимоотношений между «локомотивами развития» Европы Германии и Франции, обе страны прошли кровавый этап взаимной ненависти, включая две Мировые войны. Потом они осознали, что «лучше тесное сотрудничество, чем лютая ненависть».
Сегодня мы (РТ и РУ) мобилизовали всю свою энергию и заняты критикой друг друга перед глазами мирового сообщества, тем самым показываем им свою «неразвитость». Этого не простили бы нам двое великих сынов наших народов – Джами и Навои. Естественно, что после провозглашения суверенитета у двух братских народов появились свои национальные интересы, которые могут не совпадать. Но мы прекрасно видим на европейском (точнее, германо-французском) примере, что для целей стабильного развития во имя своих народов можно идти на взаимные уступки друг другу. Если мы думаем о своем народе, если это не чистое лукавство, то должны знать, что в соседнем государстве живут миллионы представителей одного из двух этих народов. Не лучше ли когда узбекский инженер активно участвует в строительстве гидроузла Рогун (проект которого был подготовлен в Ташкенте), после совместного обсуждения о его высоте, а таджикский агроном- мелиоратор помогает узбекским хлопкоробам в орошении хлопковых полей, после совместного обсуждения о порядке разделения водных ресурсов. Можно привести десятки таких примеров совместной плодотворной работы двух братских народов. А что мы делаем сейчас? Устанавливаем блокаду, отключаем подачу природных ресурсов, отрезаем электропровода, демонтируем рельсы, возводим плотины и т.д.
Принцип «око за око» остался в прошлом веке. Большинство народов мира безоговорочно отказались от него. А мы - два братских народы, ослепленные взаимной отчужденностью, хотим ценности этого принципа «затащить» в новый – XXI век. В результате этого мы оба становимся «упрямыми» взрослыми детьми перед глазами соседей и других народов мира.
Радио эфир




Tarona Music Award - 2025: Скоро зажжём!
Синоптики предупреждают о сильных осадках в Таджикистане в начале следующей недели
Сироджиддин Мухриддин обсудил двусторонние отношения с министрами Финляндии и Венгрии в Вене
IM GROUP стал официальным партнёром Tarona Music Award-2025
Как таджики защищали Москву от фашистов в 1941-ом году
Александр Крестинин покинул «Худжанд»: клуб снова в поиске тренера
Tcell и ESCS объявляют о стратегическом партнерстве для запуска новой эры интерактивного гейминга в Таджикистане
Гособвинитель требует пожизненного заключения для Саифулло Азимова, обвиняемого в убийстве семьи в Рудаки
Центробанк России снимет ограничения на перевод денег за границу
Мэр Москвы посоветовал взять в руки метлу тем, кто недоволен мигрантами
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Эшоун12 апреля, 2012 18:53
Хорошо подметили в 4 абзаце: Эксперты (и большинство здравомыслящих людей).
snow11 апреля, 2012 19:34
Спокойствие, только спокойствие, все уже решено... РФ давно уже разработала план народных волнений как в РТ, так и в РУ в результате чего народ свергнет своих правителей, начнется гражданская война в обеих странах и как следствие граница между странами перестанет существовать, далее обе страны сливаются в единую в форме федерации, за узбеками сохраняется Ташкент как столица, столицей таджиков объявляется Бухара, Самарканду отводится роль столицы федерации, в стране 3 гос. языка - русский, узбекский и таджикский, на границу с Афганистаном возвращаются российские погранцы, 201 РВБ остается на 150 лет и контролирует территорию уже и сегодняшнего РУ. Так что ждем развития ситуации по СОГЛАСОВАННОМУ во всех кремлевских кабинетах ПЛАНУ.
4E был КОММУНИСТОМ! 11 апреля, 2012 15:07
Дорогой автор, то, о чем Вы и3ложили в этой статье не есть принцип деРьмократических обществ, где каждый сам 3а себя и где 3акон Джунглей существует в полной мере бе3 преувеличения. То, что было описано Вами бе3условно ВО3МОЖНО! НО! - во3множно только в коммунистическом обществе. Вот когда и в РУ и 3десь у нас у руля будут коммунисты, вот тогда и можно будет говорить о поиске компромиссов, а пока увы... мы с Вами мало можем повлиять на решения "СВЫШЕ".
РОГУН10 апреля, 2012 12:59
Ну вот еще один появился и заговорил прям устами автора. Может это так и есть. Нет и еще рас нет. Для того что бы взвесит и оценит данную ситуацию не надо быт дипломатом, профессором и политологом т. к. все очевидно. На счет «горячих голов» я ответил на выражения автора, которая приводится в статье. А то что вы не знаете, так узнайте: голова президента РТ холодна как «айсберг», которая временами тая орошает плодородных земель РУ, а у ИАК по истине жерло вулкана из которого после извержения осколки доходят до границы РТ с РУ от которой по сей день погибло более три сотен не в чем неповинных людей, в том числе и деты. И еще столько же остались искалеченными. Да так бурлит, что из-за так называемой «личной неприязни» (это ваше мнение с автором) создавая искусственные проблемы, мстит целому народу: не мы придумали визовый режим между двумя так называемыми «братскими народами», а также проблема с газом, светом, транспортировки товаров, экологическая движения РУ, препятствия реализации национальных проектов и т. д. и т. п. Уважаемый Абдугани Мамадазимов обвиняет обеих Президентов, а для этого приведите в правдоподобности ваших рассуждения хот один пример упрекающий деятельность руководство РТ. Вы своими рассуждениями которыми называете политология, которого вы перепутали с «туфта логией» поглаживая голову таджиков и призываете: «смиритесь у вас другого выхода нет», идите на поклон. А на счет вашего выражения уважаемый «Алшатари» «А вы наоборот, бросаете огонь из без того накаленный ситуации», отвечаю!!! Ситуация до такой степени накалена, что дальше некуда. А для решения возникшей ситуации необходимо осознать суть происходящего, искать его истоки, факторы и причини, а потом принимать решение как быть. А причин и истоки уважаемый автор сам указал в своей статье: «Таким образом, Узбекистан, с его центральным географическим местоположением и наибольшей численностью населения и Таджикистан (точнее, таджики, населяющие как РТ, так и другие республики), обеспечивающий традиционное интеллектуальное лицо региона, выступают на передний план региональной кооперации и развития. Поэтому таджикско-узбекские отношения делают основную «погоду» в Центральной Азии (порой включая и Афганистан) Где автор опять старается вовлечь РТ в числе тех, кто сделает погоду в регионе. А кто создаёт погоду в Центрально Азии всем ясно!!!
алшатари9 апреля, 2012 17:46
Да, у кого холодная голова как айсберг и у кого горячая как вулкан Мексики незнаю, но о том, что вы не дипломат и не специалист в области политологии просто на лицо. Вы не смогли взвесить ситуацию и сделать правильные выводы! Для этого нужна грамота, образование и человеческая душа. Вопрос стоит как улучшить ситуацию, чтобы двум народам легче жилось в эти трудные времена. А вы наоборот, бросаете огонь из без того накаленный ситуации. Хорошие руководители должны решать проблемы. На то и должнность высокая и ответственная. Они в ответе перед нами простыми смертными которые выбрали их чтобы нормально решали вопросы. А вы про холодные и горячие головы! Если не могут пусть отдают свои позиции более грамотным и решительным!
мел9 апреля, 2012 15:04
Вы знаете все мы и таджики и узбеки переплетены!! Каримов родился в Самарканде - говорит на таджикском языке, Рахмон - корни из Самарканда, так что у нас корни одни только веточки другие! И некрасиво тут делить на ты узбек, а ты таджик! Просто глупо! Надо быть выше всего этого! Главное быть грамотным, умным, здоровым и наслождатся жизнью, который дал нам всем БОГ!
РОГУН9 апреля, 2012 14:20
Уважаемый редакция АП! Вам глубокий реверанс!!! Беру свои слова обратно. Давно симпатизировал Вашей газете, но были сомнение, теперь, несомненно, считаю Вашу газету площадкой с которой можно говорит все что угодно: т.е. можно свободно выразит свое мнение. По комментариям видно, что наш уважаемый политолог имеет своих единомышленников. Примерно год тому назад от одного своего близкого друга услышал что он лично был свидетелем того что в ходе беседы в узком кругу, когда речь шел о нынешних взаимоотношения РТ с РУ политолог Абдугани Мамадазимов сказал, что лично он хотел бы чтобы «РТ как в 1924 году был автономией в составе РУ, только с центром в Самарканде». !!!!!«Однако с конца 90-ых годов прошлого столетия эти отношения стали постепенно ухудшаться. Основную причину этого многие эксперты (и большинство здравомыслящих людей) видят в ухудшении взаимоотношений двух политических лидеров». Уважаемый политолог!!! К вашему сведению если основной причиной ухудшения отношения, эксперты (если они все такие как Вы) и большинство здравомыслящих людей «видят в ухудшении взаимоотношений двух политических лидеров», тогда я считаю что так думают неграмотные политологи и эксперты и не здравомыслящие люди. Для ухудшения взаимоотношения нужна почва, а она для лидеров появляется в ходе реализации национальных интересов. По этому, к вашему сведению основной причиной ухудшения отношения является не «личные взаимоотношения», а во-первых: национальные интересы (где выражается воля народа), а во-вторых: амбициозные желание Ислама Каримова (к стати согласно комментарии некоего уважаемого Хуршеда, Вы восхищаетесь проводимой политики Президента Узбекистана Каримова). То есть, не совпадении позиции в реализации национальных интересов послужили поводом для ухудшения личных взаимоотношения лидеров, т. к. данная взаимоотношения на пустом месте не появляются и по настоящее время оно имеет строго односторонний характер. РУ капризничая одновременно «ставит палки в колеса», а РТ дипломатично уважая мнения соседа, старается всячески довести до него о том, что РТ реализуя свои национальные проекты, обязательно учитывает их интересы. Уважаемый Абдугани Мамадазимов!!! Вы умело лоббируя данной проблематикой одновременно оправдывая действия РУ, дипломатично включили Таджикистан к числу виновных и тем самим предлагаете лидеру РТ к тому чтобы пойти к ним на поклон (что и хочет добываться РУ) вопреки своих национальных интересов. Довожу до Вашего сведения, что для ухудшения взаимоотношения послужило именно выше перечисленные факторы а «личные взаимоотношения» придумано вами, единственный метод по которому можно тикать РТ в том чего вообще не существует. Вы обвиняя руководителей тем самим сглаживаете все беды которые исходят от РУ. На счет «горячим головам»: голова Президента РТ именно по данному вопросу холодна как «айсберг», а вот у другого бурлит как жерло вулкана!!!
барак9 апреля, 2012 11:43
Надо изучать историю, чтобы здесь высказываться. Наполеон завоевал пол мира! Соседей в том, числе! Прошло много времени, но соседи живут и соседствуют. Совместно решают и совместно действуют, конечно не в убыток друг-друга. Поэтому, мы тоже можем мирно сосушествовать. Для этого надо быть им обоим сильными дипломатами и политиками. Надо болеть за народ! За их интересы! Находить ходы выходы! Я все знаю - дело этим незаканчивается! Надо советоватся! Анализировать, находить плюсы и минусы. Затем делать выводы! Сегодняшнее отношение двух соседей на руку врагу! А зачем спрашивается?
Бегимот9 апреля, 2012 10:09
Я лично думаю, что Узбекистан в регионе хочеть быть лидером, а Таджикистан этого не хочеть признать... вот и все.. От этого и образуються конфликты. Узбекская сторона по этой причине начинает "действовать" и закрывает "кислороды". Все основные кризисы начинает Узбекистан. Например визовый режим в 2001 году и т.д.
stalinbobo9 апреля, 2012 08:37
Правители ссоряться, а народы страдают! Но не в наших интересах уступать узбекам все, мы сами без ничего останемся, поэтому пока надо бороться, невзирая на всякие вызовы.
Analitika8 апреля, 2012 21:07
- Пока мы будем искать "вражеские намерения" в каждой статье политологов, мы не узнаем реальной действительности! - Загляните в историю (этногенез таджикского и узбекского народов) наши корни переплетаются, и соответсвенно менталитет народов одинаков! - "Разделяй и властвуй!" - эта цитата относится к тем нашим (доморощенным) и узбекистанским "псевдопатриотам", которые нужны в качестве "пятой колонны" большой политике. Вывод - не мешайте рассуждать о наболевших проблемах отнощений Таджикистана и Узбекистана, они выражают общественное мнение (в том числе А.Мамадазимов) различных слоев народа Таджикистана!
Наполеон8 апреля, 2012 14:13
Уважаемый Абдугани МАМАДАЗИМОВ, Вы правильное мнение высказываете, как и большая часть нашего общества, общественное мнение - это мнение, которое как правило не принимают во внимание. У Руководства в жизни все сложено нормально, дом в достатке, дастарханы битком в общем, "экономическая блокада" так сказать по их семейному бюджету особо не бьет. К чему-то общему не пришли ну и ладно, будут сидет и бычится друг на друга и обливать грязью с помощью СМИ, а страдает как всегда простой люд, что в РТ что в РУ и руководство наше и соседнее никак это не хотят почувствовать.
Вас.Василич8 апреля, 2012 07:00
У простого народа нет ненависти друг к другу,есть амбиции и непонимание правителей,которые никак не могут сбавить спесь и договориться между собой.На Востоке всегда славились мудрость и хитрость,дай бог Вам мудрых правителей и хитрых полководцев!
сулаймон7 апреля, 2012 23:05
нужна нимнога пасидет в старонку нашим так називаемим рукавотству и падумат куда катят наших стран вид боле 1000- лет ми жили одним халифатом и всё било нармално лучше чем сичас может вастанавит ту структуру гасударствености и небило бы проблем ни с газом и вадой вид кагда ми едини то всё будут жит хорошо даст ОЛОХ мир всем нам!
basf7 апреля, 2012 20:18
А вы сравните экономику двух этих стран и сделайте вывод, кто же из Президентов является более мудрым. По истечению 20 лет независимости экономика нашего соседа (РУ) выглядит на голову выше чем наша, если небольше, так как там фундамент экономики заложен основательно и с каждым годом темп роста развития РУ наращивается, и именно это чувствует наши соседи. Теперь взгляните на нашу экономику, кто может положа ладонь на сердце указать отрасль, где есть истинное развитие, в общем везде разруха и эта заслуга нашего ... Хотя я истинный патриот своей страны, но категорично не согласен с политикой нашего президента в том плане, что он делает по отношению РУ, когда он публично говорил, что "сари точик пеши нокас хам нагардад",согласитесь, что это низко...
Daler7 апреля, 2012 15:18
Уважаемому политологу надо чуть реальнее подходить к сложившейся ситуации в таджикско-узбекских отношениях. Таджикской стороне уже нечем и ничего нет такого уступать, так как мы полностью зависели от них в поставках газа и деятельности железной дороги. Вентиль перекрыт, ж/д разобрана - чего Вы еще хотите? Озвучьте, пожалуйста, какие еще уступки нужны? Фархадское водохранилище или приостановка строительства Рогуна? Эти уступки, как Вы полагаете, будут адекватными и взаимными? Отсылка ко временам Джами и Навои, примеры советских времён, вообще носят характер романтизма и некоей мечтательности. Пожалуйста, спуститесь с небес и тогда, наверное, у Вас откроются глаза на реальность творимых событий. Приводимые примеры нынешних германо-французских отношений совершенно не адекватны нашим реальностям, сложившихся в Центральной Азии. Промышленный потенциал этих стран примерно одинаков и они видят, что сотрудничество даст им ещё большее развитие. В случае же Таджикистана и Узбекистана картина кардинально не сопоставима как по промышленному, так и по инфраструктурному развитию. Поэтому наши "братские" соседи пытаются использовать свое превосходство, наращенное, кстати, в советское время, диктовать нам приостановить жизненно важные для нас проекты. Вывод отсюда таков: на провокации не поддаваться, развивать с Узбекистаном мирные отношения, но от своих планов строительства Рогунской ГЭС и других проектов не отказываться.
Azizzamin7 апреля, 2012 14:51
Видимо автор, так не любит Таджикистан и Таджикский этнос, что упрекает в статье во всех бедах Таджиков и Таджикистан,это что же получается у нас что мы прегрели у себя на груди много и очень много врагов а имеено узбеков, они не когда не будут нам родственым народом, это всего фармулировка братский народ он нам не когда им не евялся. Я с родиной всегда в любом положении я надеюсь на прогрес моей страны, родина и нация как лучик солнце которых надо оберегать. Автор даной статьи про узбеский!!! Причем тут глава государство когда мы их терпеть не можем, Таджику узбек не брат не сват а враг!!!!
17 апреля, 2012 14:19
Стоооооооолько грамматических ошибок
Хуршед7 апреля, 2012 13:53
Уважаемый редакция АП! Я согласен с комментариями, который делает тут некий уважаемый Рогун в отношение псевдо политика Абдугани Мамадазимов. Это прежде всего потому, что он был доверенным лицом Абдумалик Абдулажановым в 1994 году и стоял у урне во время выборов в Санкт-Петербурге и яростно пропогандирвам среди тогдашних беженцев из Таджикистана за Абдумлик ако. Одновременно в те годы он продавал, зелен во Владимирском рынке со своим братом. Во-вторых, насколько я знаю, он тогда еще восхищался политики Президента Узбекистана Каримова. Наверное, так и должно быть ведь А. Мамадазимов узбек же по умозрению. Следовательно, он не тот политик, который может дать нужные советы Таджикистану. Что касается, отношение Таджикистана с Узбекистаном наша Правительство должен найти выход из сложившегося ситуации и выти на нормальном взаимоотношение с Узбекистаном на основе рыночного взаимоотношения.
дед мороз7 апреля, 2012 11:26
Он прав! Путин рулит! Каримов зверь! Рахмона жалко! Нужно вступать в таможенный союз, далее в Евроазиатский союз РТ, потом за нос притащить РУ! Там иного варианта не будет как строить нормальные торгово-экономические и социально-политические отношения!
Shavkat6 апреля, 2012 22:49
Абдугани МАМАДАЗИМОВ-респект! На 1000% согласен с вами! Дай Аллах чтобы наши президенты тоже начали так думать как вы!
читатель6 апреля, 2012 21:25
"... и Таджикистан, обеспечивающий традиционное интеллектуальное лицо региона" Я поцталом!!! :) интеллектуаьное лицо!!! Последнее время РТ больше ассоциируется с гастарбайтерами.
Death korruptsioneram6 апреля, 2012 21:00
Устами вашими не в ухо руководителям, а прямо в мозг, что бы думали о нороде а не семье. У Президента нет; 1) Семьи 2)Родствеников 3) Национальности У Президента есть; 1) Народ 2) Народ 3) И только народ. ТАК КАКОВА ЧЁРТА ВЫ ТВОРИТЕ???????
Рогун6 апреля, 2012 20:58
Уважаемый Абдугани Мамадазимов, Ваше красноречивые слова ничего не изменят, в нем больше выражается интересы РУ с тонкой упреканием РТ. Основной причиной данного конфликта заключается именно на такие как Вы. Анализ все Ваших анализов свидетельствуют о том что вы вынашиваете кокоето скрытой ненавистью в стране где живете. на счет двух "братских народов"-это всего лиш дипломатичкское выражение для совместного мирного выживания а на самом деле один из братев ради этих же братских отношении чут ли не лышается все что имеет а другой брат взяв все еще хочет поставит его на колени. ваши политические анализи всегда имеют крытику направленную против государственности РТ в чем Вам активно помагает "Азия-Плюс", по причине которого и не будет опубликованно этот комментария!!!
Читатель 6 апреля, 2012 20:35
Мда... почему так получится? Интересно, сколько еще остался жить обе президента? Возможно, после них нам становится жить по человеческим...
Таджик6 апреля, 2012 20:25
Просмотрите и сделайте соответствующие выводы http://www.tajtube.tj/view/26892.html
Raj6 апреля, 2012 19:32
"Не лучше ли когда узбекский инженер активно участвует в строительстве гидроузла Рогун (проект которого был подготовлен в Ташкенте), после совместного обсуждения о его высоте, а таджикский агроном- мелиоратор помогает узбекским хлопкоробам в орошении хлопковых полей, после совместного обсуждения о порядке разделения водных ресурсов." - ЗОЛОТЫЕ СЛОВА!!!
gajir6 апреля, 2012 19:25
Уважаемый эксперт немного предвосхищает события Президенты это еще не народы. Оболванить можно молодежь, как у нас в начале 90-х но весь народ невозможно.