Душанбе. 6 мая. «Азия-Плюс» - | В ходе обсуждения поправок в Закон Таджикистана «О культуре» сегодня на заседании нижней палаты парламента страны разгорелись жаркие дебаты.
Они последовали после выступления лидера Компартии Таджикистана, депутата Шоди Шабдолова, который осудил действия властей страны относительно сноса памятников советской эпохи.
В своем выступлении лидер КПТ отметил, что согласно Конституции Таджикистана, никто не имеет права разрушать или сносить памятники культуры и истории.
«Ни президент, ни правительство, ни государство не имеют такого права», - твердо заявил Шабдолов.
Лидер коммунистов выразил сожаление, что «у нас в стране в отношении памятников советской эпохи идет настоящая война, при этом нас удивляет позиция властей, которые защищают памятники эпохи монгольского нашествия, буддийской эпохи, но только не памятники Ленину или выдающимся государственным деятелям времен СССР».
Отвечая на выступления депутата, глава Минкультуры страны Мрзошохрух Асрори отметил, что на сегодняшний день в стране готовится реестры памятников, имеющих мировую, республиканскую или местную ценности.
«Если памятники Ленину в стране войдут в один из этих реестров, которые составляют ученые, то их можно будет взять под государственную охрану», - отметил глава Минкультуры.
При этом он добавил, что лично он - сторонник восстановления снесенных памятников вождю мирового пролетариата.
Спикер нижней палаты парламента Таджикистана, высказавшись по данному вопросу, отметил, что «властям не стоит воевать с историей, ее необходимо изучить и дать правильную оценку».
Постоянный представитель главы государства в парламенте республики, государственный советник президента по правовой политике Джумахон Давлатов в своем выступлении отметил, что тенденция сноса памятников эпохи коммунизма свойственна для всех стран мира.
«Однако, я думаю, что правительство Таджикистана примет меры для охраны памятников вождю коммунистов Ленина», - заключил он.
Коммунисты Таджикистана в середине апреля выразили возмущение решением властей Согдийской области о сносе памятника Владимиру Ленину в Худжанде. Этот памятник был сооружен в 1974 году из нержавеющей стали скульптором Н. Щербаковым, архитекторами В. Веселовским и И.Гунстом.
Высота постамента из черного габбро составляет 12,5 метров, столько же составляет высота самой статуи. Вокруг памятника была поострена площадь с фонтаном из камня и мрамора.
Сейчас вся она практически демонтирована и на ее месте полным ходом идет строительство новой площади – Исмоили Сомони.
Ленин пока остается на месте и о точных сроках его демонтажа не сообщается. Однако официальные органы подтверждают, что он будет перенесен в Парк Победы, расположенный на берегу Сырьдарьи в Худжанде, где уже ведется строительство постамента для него.
В Таджикистане возобновился процесс над известными политическими деятелями
Высокие и неудобные. Столицы стран Центральной Азии растут вверх, но становятся некомфортными для людей
Эмомали Рахмон вновь избран председателем Народной демократической партии Таджикистана
В Шахристане четверо детей отравились угарным газом. Двое из них погибли
«Лучший супруг» и «Лучшая ремесленная семья» Таджикистана: кто они и как победили?
Зараженные птицы и комары. Чем известен убитый в Москве генерал Кириллов
Безотцовщина при живом отце. Как трудовая миграция влияет на детей мигрантов?
Центральная Азия: за 10 лет 218 тысяч человек получили гражданство благодаря инициативам ООН
ЧП в узбекском зоопарке: три сбежавших из клетки льва растерзали мужчину, съев по частям
Новый постпред АБР подтвердил готовность поддержать энергетические проекты в Таджикистане
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Калтакдорони Сурх11 января, 2013 01:23
Конечно Ленин им ненавистен особенно на фоне великих достижений независимости после СССР. Когда бесправный народ без света и газа и тепла кочуют по чужбине. Это Вам не коммунисты которые давали работу и бесплатн лечили и кормили детей. Теперь они и детей продают. А вообще самые подлые антисоветчики это бывшие коммунисты перевертыши которые стали сейчась буржуями и баями и ханами. Когда то таджикские дехакане калтакдорони сурх - краснопалочники изгнали эту нечисть из Таджикистана. Зинда бод Ленин!Помните господа феодально-байские буржуйи народную заповед;Ба таърих шамол нанамо ба туфон дучор мешави!
Рустам10 мая, 2011 22:58
Щас Россия возмет и введет визовый режим с РТ, вот тогда вы увидите как на родину вернется армия памятникосносов... тогда не останется ни тех ни других памятников. Так что дважды подумайте, господа.
Авестиец10 мая, 2011 14:07
Идиотизм! Вот во что наша страна превратилась - депутаты, заплывшие жиром, хаят и уничтожают память о той власти, при которой, они бы сейчас ишачили в колхозах, а не сидели в парламенте! Кем бы были Таджикистан без СССР? Частью Бухарского эмирата и нахрен никому Таджикистан не нужен был бы, потому что и страны такой бы не было. Мне интересно, чем эти самые депутаты отличаются от озверевшей быдло-толпы, которая памятник сносила на площади Шахидон, а потом шла мирных людей убивать, чем эти самые депутаты отличаются от талибов, которые публично взорвали статую Будды в Бамиане, чем они отличаются от Герострата, которые сжег Храм Афины, чтобы такой дешевой славой имя свое увековечить? Айрицы липовые, свою же собственную историю рушат! Давайте, топчите, бездари, так же, как вы топчите и страну с Народом!
Довар10 мая, 2011 11:17
Чи дигар кор надоранд? Ба чои он, ки дар бораи чехрахои шинохтаи таърих таблигот баранд дар Точикистон пайкарахои онхоро нест мекунанд. Махз хамин Ленин буд, ки хелки Точик каме хам бошад сохиби илму маърифати замонави гашт. Агар инкилоби Ленин намешуд вазъи имрузаи мо аз Афгонистон бадтар мешуд. Зинда бод хотираи Ленин!
Lunniy Angel10 мая, 2011 11:13
Господа чиновники, прежде чем сносить лучше демонтировали. Сколько еще нужно уничтожить, чтобы понять оценить??? На счет письменности - опять повторять ошибку??? Надо учить с рождения а не так чтобы в одночасье брать и отрубать. Все таки не зря говорят - "Саллла биёр гуянд, каллла меоранд". В советское время люди были более религиозными чем на данный момент, каждое исламское слово ценилось, своими поступками и делами. Знаю лично людей которые в Советское время на велосипедах поехали в Хадж (Мекку и Мадину). И им тогда была хвала и честь и сейчас. Так, что люди добрые-лучше помнить хорошее и идти в ногу со временем Вперед, чем оглядываться назад и совершать одни и те же ошибки
V10 мая, 2011 05:52
ахлиддини джамолзод esli-b ne ilo Lenina i CCCP to navernoye mi bi jili pod turkoyazi4nim Mangiytskim Xanstvom i nikto bi ne znal pro Tadjikov!
Anonymous9 мая, 2011 19:02
Не, наканед, чунки аврохаш хамаатонро чо ба чо мекушад.
Taj9 мая, 2011 13:36
Патриот - все в точку! Плюсую! Faridun - Вы читать и писать умеете благодаря коммунизму, если что. Что, многие ли из вас могут похвастаться, что их предки были богатыми и просвещенными людьми? Большинство батрачили на кучку богатеев, которые держали их в голоде, нужде и безграмонтности. и, кстати, произведения таджикско-персидской культуры стали доступны широким массам, т.е. всем нам, таджикам, и другим национальностям именно благодаря массовой ликвидации безграмотности во времена советсткой власти. Мой дед мне немало об этом рассказывал, причем никто ему не мешал оставаться мусульманином и уважать Ленина. В общем, зря с историей люди так, это бумерангом к ним вернется...
Изатулло9 мая, 2011 12:07
Всем читателям рекомендую внимательно прочитать коментарии Назарова Ахтама Пулотовича, он даже номер свой оставил. Молодец Бародар! Абсолютно с вами согласны! Может вы на 100% правы. Может мы страдаем из нашей "КУРНАМАКИ" к своей недавней истории, и к В.И.ЛЕНИНА- Вождю мирового пролетариата? Может за все наши беды и проклятия мы сами виноваты?
бахром9 мая, 2011 06:56
аноним ты прав
бахром9 мая, 2011 06:51
другие проблеммы надо решать... Например экономические. а вы всё памятник да памятник. Никуда он не убежитю
Faridun9 мая, 2011 03:51
Мирзо Турсунзода верил в ленина и его религия была ленинизм, наверное. А сейчас наше таджикское общество исламское, нам бы мечети строить, медресе, в книгах убрать теорию дарвинизма, а тут славят мирзо турсунзода и коммунизм, и вообще никому не надо ставить ничего, надо площади и фантаны делать. Памятник ленина - это ПАМЯТНИК, а не государственная идеология, поэтому в видных местах должно быть все в демократических понятках... А памятник не перестанет быть памятником если передвинуть его место, разве не так? он памятник, даже если его закапать в самое глубокое ущелье, а кому надо, он достанет и посмотрит, на то и он памятник а не объект укращения городов, где абсолютное большинство мусульмане. А коли вы так любите свою культуру и заботитесь о его будущем, почему бы лучше не вернуть персидскую письменность? это самое драгоценное что мы потеряли в 70 лет прошлого века. Если предложение не понравилось, тогда вы ни какой не защитник истории и культуры. Покапайтесь по глубже, вы что то другое скрываете под идеей защиты памяти истории и культуры,
Аскар Шарипов9 мая, 2011 00:02
Мы, прежде всего, должны быть патриотами своей отчизны, и только потом уже коммунистами, демократами, исламистами и с прочими взглядами на жизнь. Я считаю абсолютно неправильным, плохим и не допустимым поступком, когда кто-то решает о сносе любого памятника на территории нашей Родины. Памятники — это уже рожденные вещи, которые остаются в памяти нашего народа. Разрушая памятники мы разрушаем память о жизни предыдущего поколения, о своих родителях. Я приравниваю снос памятников к осквернению на кладбище могил своих родных. Для меня очень больно слышать и видеть это… Давайте перестанем воевать со своей историей, со своим культурным наследием. Памятники — это историческая веха. Если каждый раз при смене власти мы будем сносить памятники, то у нас от истории нашей ничего не останется. Почему бы вместо демонтажа уже существующих, строить другие монументы, которые актуальны сейчас и также будут памятью о нынешнем поколении в истории нашей стране. КАЖДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ИМЕЕТ ПРАВО НА СВОИ ПАМЯТНИКИ! Давайте наконец созидать, а не разрушать, ведь уже столько наш народ и наша Родина настрадалась за всю свою историю.
Патриот8 мая, 2011 23:13
Очень жаль, что чиновники решившие снести памятник Великому Ленину так недальновидны и неблагодарны. Хотелось бы им напомнить, а ведь, по большому счету, вы все (чиновники) благодаря только Ленину получили свои чиновничьи посты и положения. Хотя бы по одной простой причине, благодаря тому, что учение Ленина дало вам всем возможность в свое время получить бесплатное образование. Не думаю, что кто либо из вас мог бы хотя бы читать и писать сейчас, если Ленина не было в истории Таджикистана.
Риоят8 мая, 2011 21:32
В нашем полудозлом парламенте есть дебаты! Как жаль что они так не дебатируют когда принимают единогласно законы над которыми все просто смеются, особенно о регулировании праздников, этот пока что лидирует по своей глупости.
Anonymous7 мая, 2011 10:58
Во первых вот эти все сносы не законные .Потому что в Конститутции РТ написанно "Охрана исторических,культурных памятников-обязанность каждого.А наши власти все делают на оборот.Сами прпринимают законы и действуют против этого же закона смысл в чем не понимаю . История -это политика которая не возможно исправлять ! Ленин , СССР , Комунизм -Это наша Великая История . Всех с Днем Великой Победы Урааааа! Молоцы так держать Назар ,Саидумар ,Саидазиз , Ахлиддин итд.
Anonymous7 мая, 2011 10:23
V strane sveta tolkom net,vodi,gaza,razvitiya v tselom,a oni pamyatniki snosyat.Pipets
Назир7 мая, 2011 09:10
Бузургон фармудаанд: Мирзо Турсунзода: Ленин, шудаи баски ту чон дар бадани дил, Пояндаи ту дар дили мо бо задани дил. Мехрат,ки бувад гармтар аз шуълаи хуршед, Дар арсаи олам шудаи зиндаи човид. Мирсаид Миршакар: Ленин хамеша зинда аст, Аз зиндахо хам зиндатар! Саидали Вализода: Бар Хукмати мо офарин, Дар шашяки руи замин, Кард мулки моро нозанин, Ленин, бародар рахнамо! Иосиф Виссарионович Сталин: Рузе мешавад, ки хайкалхои моро мешикананд, номамонро мерубанд. Вале замоне боз фаро мерасад, ки кадру кимати моро мечуянд, хайкалхоямонро баланду устувортар месозанд, номамонро аз хоктудахо бардошта точи сар мекунанд. Эмомали Рахмон: Карзи мо имрузиён идома бахшидани кори ачдоди номдори худ ва равшан нигох доштани чароги афрухтаи онхост.
Sarvar7 мая, 2011 02:05
Если памятник выполнен красиво, притягивающий внимания, является памятником истории и культуры - нет слов, его нельзя трогать. Если же он выполнен, как был гипсовый, невзрачный, грубо сделанный памятник пионерам и выставлен в городском парке Хорога, то, его, лучше бы сносить. Да, памятник Ленину на площаде ленина г. Душанбе был красивым. Но особой красотой и привлекателностью не выделялся памятник Ленину в городском парке г. Душанбе. Вопрос еще и в том - что-то Шабдолов активизируется на вопросах, которые никак не повлияют на социально-экономические условия жизни граждан. Кстати - в городе Хороге, до сих пор отсутствует более-менее обустроленный общественный туалет. То, что рядом с облдрамтеатром - просто ужас. Если хотите кого-то помучать, предложите ему зайти туда. Может уважаемый Шабдолов, хотья бы, этим займется?
Файзали7 мая, 2011 01:28
Салом мухтарам Шоди Давлатович! Мехостам миннтадории худро бахри ошкоро акидахои худро нисбати постдории ёдгорихои таърихии Чумхурии Точикистон ва дигар масъалахои актуали, расонам . Ман шахсан коммунист нестам,вале нону намаки ин давраро хурдаам ва ношукри кардан номарди аст. Диккати Шуморо ба як масъалаи дигар чалб карданиам. Дар даромадгохи кишлоки Хоити нохияи Рашт хамчун нишонае аз заминларзаи дар инчо солхои 1960 -ум ба вукуъ омада хайкали модар дар багалаш тифли навзод сохта шуда буд. Дар хакикат Шумо нагз медонед,ки дар натичаи ин заминларза даххо модару кудак таги хок монда ба халокат расиданд. Мутаасифона аз тарафи чинояткорон дар давраи вокеъоти ба хама маълум ( чанги миллаткуш) ин хайкалро чунон тирборон намуданд, ки каллаи модар парида рафтааст. Аз Шумо эхтиромона хохиш дорам,ки ба макомотхои хифзи хукук мактуб навишта масъалаи ба чавобгари кашидани шахсони гунахгорро талаб намоед. Агар чинояткорон дар руйхати авф шомил бошанд, конун аз товони зарари модди хеч касро озод накардааст. Ман бисёр хохиш дорам,ки хайкали модар аз киссаи чинояткорон баркарор карда шавад. Ба Шумо мухтарам Шоди Давлатович саломативу барори кор мехохам.
ахлиддини джамолзод6 мая, 2011 22:58
кай шавад ба чой ленин рудакиву сомониву айни .токи марду аз саргузашти милаташ фахмат ки мо кихо будем хозир ки шидем. мо бояд хамон бошем номи ТОЧИКро бардорем аз номи ТОЧИК шарм надорем бояд фахр кунем ки ТОЧИКем ТОЧИК
saidumar6 мая, 2011 22:45
Мы же как самостерильное государство состоялись (повторно), благодаря СССР. Обидно. Как говорили мудрые, что без прошлого нет будущего. Кто стесняется своего прошлого,значить будет строит обманчивое будущее.Тогда и помять о С. Айны уберут ото всюду, он в свое время отказавшись от идей джадидизма стал коммунистом. РS. Поздравляю всех соотечественников не только по Таджикистану но и по бывшему СССР с наступающим праздником Днем Победы!
Saidaziz6 мая, 2011 21:40
Te kto xotyat ili namerevauotsya snosit pamyatnikov toi ili inoe Epoxi budet luchshe esli dat im vozmojnost xotyabi 1 raz poiti ne v Rossii a v Evrope i prosto posmotret kak eti Luodi Uvajitelno i Berejno otnosyatsya k svoei Istorii. Istoriya ona i est Istoriya ne zavisimo kakaya ona bila!!! Dela ne v Kommunizme a v ISTORII. Esli daje namerevaetes snesti pamyatnikov Sovetskoi epoxi Vi ne v silax steret NARODNUO PAMYAT kotoruo oni imeuot v svoei soznanii...
Anonymous6 мая, 2011 19:42
Они хотят стереть с лика города и страны нашей всё, что было до них, с тем, чтобы помнили только о них. всё началось с вырубки деревьев, перешли на памятники. теперь будут переходить и на архитектуру. Ходят слухи, что даже центральную аллею по проспекту Рудаки и стеллу, которая находится у главпочтамта-символ былой республик и города, тоже снесут. Низко, очень низко плевать на свою историю и память народа!
jimi6 мая, 2011 19:16
u nas 4to v byudjete tak mnogo deneg? voobshe to ya za to 4tobi snesli pamyatnik leninu,. on dlya nas tadjikov ni4ego khoroshego nesdelal.
gizala6 мая, 2011 19:05
Шабдолов против рекомендаций сверху-что-то новое.
Мумин6 мая, 2011 18:50
При союзе люди жили хорошо и в достатке. Считаю Ленина "Кахрамони миллат". Курнамаки кардан даркор нест!
Назаров Ахтам Пулотович6 мая, 2011 16:43
Владимир Илич Ленин сагирпарвар буд. Хамон руз-ки хайкали Ленинро аз маркази пойтахт чапа карданд, ХУДОВАНД дар сари онхо чолахои сангинро зад. Акнун боз хамон хатохоро такрор мекунем ва бинед, ки ХУДОВАНД борони сели офатиро дар саратон рехта истодааст. МОНЕД хамон В.И. Ленинро карор, хол он ки у хангоми тахсил дар Донишгохи Казон КУРЪОНИ МАЧИДРО хатм карда буд. Рахмат ба Шумо Шоди Шабдолов. Телефони ман 93-516-61-01
Anonymous6 мая, 2011 16:25
-памятников." Потому, что эта наша история, это наша память, это мы! Ну посмотрите на Египет?- то что тама есть-всему все любуются? не так ли??? Потому, что - это память прошедшей истории. Попробуй сломай в этой стране что то, - привлекут нафиг! Вообще история, развывается на определенных историко- архитектурных находок, культур общений, традиций, кухни и т.д.. А подобные находки у нас есть, и связывает нас именно за произшедшее последние столетия. Дальше. С именем В.И.Ленином (нет ЛЕНИНОМ!) - это у нас ВСЁ!!! Мы до него не помним нашу историю! Где наша история? Разве, что Худоёорхон????! Эмир бухарский????! Можбыть да и НЕТ!!! Наша история - ЛЕНИН!!! Он был на правильном пути, только сбили его идеии с толку. Старшее поколения это все помнят, а наша молодежь нет-нет, - все таки, некоторые изучают историю, и слава богу! И рассуждают очень даже логично! Могут доказать по научному- относительно некоторых наших слепых-ученых-чиновников!!! Мы должны помнить все! Почему Надо рубить нашу память!!! Мы должны смотря на эти памятники и подумать, где наши промахи и где наши удачи! Но это вовсе не означает, что это нас привлекает к прошлому,- никак нет! "Два шага назад и один вперед!"-если бы даже мы шли по этому "МАРШУ" - мы бы уже давно были не на 154 месте, а можбыть на 20-ых. И НА КАНУНЕ ПРАЗДНИКА- дня ПОБЕДЫ Поздравляю Всех соотечественников С Днем Победы! Желаю Всем Мирного небо, счастье и благополучие!!! Чтобы Мы на нашей земле - никогда небыли УНИЖЕННЫМИ!!! С ПРАЗДНИКОМ!!!
Anonymous6 мая, 2011 13:58
точно так же потом будут сносить памятники лет через сто первым президентам РТ